Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ИнтервьюГлава Women Who Code
о позиции женщин
в IT-индустрии

Поговорили с CEO международной организации, чья цель — помогать женщинам реализоваться в «неженской» области

Глава Women Who Code 
о позиции женщин 
в IT-индустрии — Интервью на Wonderzine

Одна из самых горячих тем на повестке дня — равенство карьерных возможностей для женщин и мужчин. Эта тема оказалась на первом плане год назад, когда гиганты Кремниевой долины опубликовали отчеты о гендерном составе своих сотрудников и всему миру стало известно, что в Google, Yahoo!, eBay и им подобных женщины составляют менее 20 % от общего числа сотрудников. Одни из самых часто называемых причин такого положения вещей — нежелание самих женщин работать в сфере компьютерных технологий, трудности выстраивания отношений с мужским коллективом, нежелание нанимателей брать на работу сотрудников-женщин и культурные предрассудки. В преддверии выхода новых данных мы поговорили с Алейной Персиваль, исполнительным директором НКО Women Who Code, помогающей женщинам выстроить карьеру в компьютерной индустрии.

Интервью: Дарья Сухарчук

 

Много кто считает, что женщинам не интересно работать в технической сфере. Вам приходилось сталкиваться с подобным?

Мне кажется, во многих странах женщинам с детства втолковывают, что точные науки и технические дисциплины не для них. Я ничего не могу сказать про Россию, но по тому, что я слышала от женщин с Украины и из других восточно-европейских стран, мне кажется, что там это не настолько распространено. В этих странах девушек поощряют заниматься точными науками. Однако в других странах дела обстоят иначе: например, одна женщина, выросшая на юге США, как-то призналась мне, что в школе ее не поощряли заниматься математикой, а, наоборот, подталкивали в сторону языков и гуманитарных предметов, хотя математика давалась ей лучше. Никто не говорил, что она не может заниматься точными науками, но гуманитарным дисциплинам явно отдавалось предпочтение. Согласно статистике, во многих западных странах девушки прекращают заниматься математикой и техническими предметами в подростковом возрасте, даже если в средней школе они успевали по ним наравне с мальчиками.

Считаете ли вы, что девочкам требуется дополнительный толчок для того, чтобы выбрать карьеру программиста или инженера?

Нет, но я думаю, что они должны получать не меньшую поддержку, чем мальчики.

Кого, как вы считаете, нужно больше убеждать, когда речь заходит о технической карьере для женщин: самих женщин или их возможных работодателей?

Определенно, самих женщин. В СМИ и поп-культуре за последние лет двадцать сложился очень определенный образ людей из технических профессий как антисоциальных хакеров, не настроенных на контакт в внешним миром, даже бунтарей. И этот образ не соответствует реальности, потому что на самом деле, например, разработчик программного обеспечения — это очень престижная, хорошо оплачиваемая профессия. Эти люди легко устраиваются на работу с хорошими условиями и гибким графиком — что особенно актуально для женщин. Такая работа предполагает много общения со своей командой, постоянное освоение новых навыков, преодоление трудных задач. Если бы в СМИ преобладал именно такой образ, то многие женщины, я уверена, иначе смотрели бы на эти профессии.

 

 

Требуется тонкая работа по изменению нашего представления об идеальной женщине. Скромность
не приведет вас в совет директоров

 

 

Замечаете ли вы какие-то изменения за последние несколько лет? Стало ли теперь больше женщин-программистов, чем раньше?

Я думаю, сейчас всё больше женщин задумываются о карьере разработчиков ПО, и многие приходят в профессию альтернативными путями, например через курсы разработчиков. И рынок должен как-то адаптироваться, чтобы их принять. Речь идет не только о женщинах, а обо всех, кто получил образование не в университетах, а из альтернативных источников. Среди таких людей немало женщин, которые решили изменить свою карьеру в 30, 40, 50 лет.

Около года назад вышел знаменитый отчет из Кремниевой долины, из которого стало известно, что в Google, к примеру, только 17 % работников — женщины. Вслед за Google такие же отчеты выпустили другие крупные компании, Yahoo!, eBay, и т. д. Как вы думаете, можем ли мы ждать каких-то изменений в этом году?

Я думаю, что это, скорее, долговременное обязательство. Конечно, картина, которую мы увидели в прошлом году, была тревожной. Так что, я думаю, технические компании действительно стараются добиться гендерного равновесия среди своих работников и сейчас заняты поисками способов осуществления этой задачи. Intel, например, отвели 300 миллионов долларов на то, чтобы женщины составляли 50 % их работников. И если этой весной мы не увидим никаких изменений в их отчетах, то это значит, что у них проблемы.

Конечно, на то, чтобы решить эту проблему, уйдет много лет. И те цифры, которые мы видим, вполне соответствуют ситуации на рынке. Что означает, что нам надо привлекать больше женщин к техническим специальностям. Однако Women Who Code больше заинтересованы в том, чтобы больше женщин оставалось в этой профессии. Проблема в том, что многие женщины уходят из этой области, в среднем после десяти лет работы, и нам важно их удержать. В противном случае мы получаем бездонную бочку: какой смысл привлекать больше женщин к карьере в технической сфере, если они в ней не остаются? С точки зрения бизнеса это непрактично: теряя сотрудника на десятилетнем рубеже, компания теряет человека опытного, который мог бы быть хорошим руководителем и примером для младших сотрудников.

Откуда берется этот десятилетний рубеж?

Когда женщины только начинают заниматься разработкой, они испытывают то же, что и их коллеги-мужчины: им не терпится начать решать трудные задачи
и т. п. Но примерно через десять лет они чувствуют себя так, как если бы что-то тянуло их вниз. Они не чувствуют достаточной поддержки в компании. Они видят, что им платят меньше, чем коллегам-мужчинам, и в итоге отказываются от карьеры. Многим часто оказывается проще сменить профессию или остаться дома с семьей. Мы работаем над тем, чтобы добиться большей прозрачности со стороны работодателей, потому что даже если им выгодно недоплачивать своим сотрудникам вначале, они несут большие потери в будущем, теряя этого сотрудника, когда он накопит опыт. Эти потери наносят бизнесу намного больше ущерба, который несравним с теми деньгами, которые компания экономит
на 10 % недоплаченной зарплаты.

Чем больше мы работаем, тем больше мы убеждаемся в том, что это самая важная часть нашей работы. Также нам очень важно то влияние, которое мы получаем над теми компаниями, которые с нами сотрудничают. Они действительно хотят того же, чего и мы. В конце концов наша конечная цель — помочь женщинам добиться успеха в их карьере и помочь им эту карьеру сохранить — это, конечно, важно.

 

 

Как развивается карьера женщин в дальнейшем, остаются ли они на связи, следят ли за развитием ситуации?

Женщины работают с нами тогда, когда им это удобно. Кто-то приходит в начале или в поворотный момент своей карьеры. Многие приходят, чтобы завести новые знакомства после переезда на новое место. Есть и такие, которые ходят на наши мероприятия каждую неделю. Для многих наши группы — возможность встретиться с людьми из других больших компаний или стартапов, познакомиться с их внутренней культурой, понять, нравится ли она им, и, возможно, найти новую работу.

В своем выступлении в Гамбурге вы говорили, что многие женщины стесняются заявлять о своих успехах. Почему это происходит?

Мне кажется, это просто часть культуры. Не то чтобы тут был какой-то прямой запрет, но женщинам действительно неудобно говорить о своих достижениях. Окружающим тоже часто неудобно такое слышать. Это связано с тем, как женщины воспринимают других женщин, и с тем, как их воспринимают мужчины. От женщин ждут более деликатного поведения...

Получается, что тут мы имеем дело с неким идеалом женственности, согласно которому женщина должна быть более тихой и приниженной?

Я бы сказала, скромной. Наверное, тут требуется очень тонкая работа по изменению нашего представления об идеальной женщине. Скромность не приведет вас в совет директоров, в конце концов. Поэтому надо работать над тем, чтобы изменить представления об этой идеальной женщине на рабочем месте так, что от нас больше не будут ждать скромности. Конечно, идеалы меняются в зависимости от культуры, но, мне кажется, многого можно добиться, просто изменив наши культурные нормы так, чтобы женщины могли говорить о своих достижениях и при этом не казаться хвастливыми и самовлюбленными. Важно, чтобы рядом с вами был человек, готовый рассказать о ваших успехах другим и поддержать вас.

Каким образом можно подчеркнуть достижения женщин в их работе? Всегда ведь проще говорить о достижениях других, чем о своих собственных.

Мы стараемся сосредотачиваться на тех небольших успехах, которых мы добиваемся каждый день. Вот вы наверняка за последние пару месяцев написали пару статей, которые были лучше всего остального, что вы делали раньше. В случае с разработкой ПО это может быть проект, над которым работали несколько месяцев, и он наконец стартовал. Мы стараемся создавать культуру, в которой было бы принято говорить о достижениях женщин на работе. Вы можете это увидеть и в нашей рассылке.

 

 

Исследования показывают, что компании только выигрывают от разнообразия в коллективе

 

 

Часто бывает так, что мероприятия, посвященные проблемам и помощи женщинам, привлекают почти исключительно женскую аудиторию. Не кажется ли вам, что было бы важно привлекать к таким мероприятиям больше мужчин?

Женщины — это половина человечества, и мы ничего не добьемся без помощи другой половины.

Не оказываются ли женщины в большей изоляции в тот момент, когда мы начинаем проводить мероприятия, направленные исключительно на них?

Это не наш случай. WWCode обычно помогают женщинам попасть на мероприятия, где 90 % участников и так мужчины. Или же помогают тем самым 17 %, работающим в крупных компьютерных корпорациях, встретиться с другими интересными женщинами, работающими в той же отрасли, и заручиться их поддержкой.

События, которые организуют WWCode, направлены в первую очередь на женщин, но если мужчины хотят к нам присоединиться, мы им не препятствуем. Правда, если они действуют вразрез с нашим планом и, например, приходят к нам в поисках романтических знакомств, мы их блокируем.

А бывали такие случаи?

Бывало такое, что люди выходили на страницы наших участниц через наш сайт и приглашали их на свидания. Мы закрывали для них доступ. Но, конечно, если мужчины приходят к нам, чтобы научиться программированию, в процессе знакомятся с нашими участницами и потом приглашают кого-нибудь из них на собеседование, мы их не останавливаем. В общем, мы рады всем, если они не нарушают установленный порядок.

Как вы считаете, большее разнообразие в рабочем коллективе может принести пользу самим работникам и бизнесу?

Есть исследования, которые показывают, что компании только выигрывают от разнообразия в коллективе. Если все ваши сотрудники — 25-летние белые мужчины, вам будет очень трудно найти подход к целевой аудитории.

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться