Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Хороший вопрос«Макдоналдс», свобода и старые квартиры: Ведущие необычных блогов о том, почему они их ведут

Жизнь в Рожаве, находки на аукционах и не только

«Макдоналдс», свобода и старые квартиры: Ведущие необычных блогов о том, почему они их ведут — Хороший вопрос на Wonderzine

Сегодня в соцсетях можно найти почти всё что угодно. Инстаграм, телеграм-каналы и видеоблоги на YouTube стали коллекцией уникального опыта, познакомиться с которым раньше было практически невозможно. Мы решили поговорить с авторами одних из самых необычных блогов, чтобы разобраться, как формировались их интересы, как проходит их повседневная жизнь и чем отличается их взгляд на привычные для нас вещи.

Текст: Маргарита Емелина


«Женщина, жизнь, свобода»

telegram

телеграм-канал о жизни в Рожаве, столице Сирийского Курдистана

Лиза Шишко

журналистка и активистка

Я много путешествовала и по Кавказу, и по Ближнему Востоку. В 2016 году я жила в Турции и участвовала там в феминистских кампаниях, общалась с местными женскими организациями. Там же я узнала, что в Турции на самом деле неспокойно, что эта страна далека от курортного рая: весь её юго-восток — зона боевых действий, но об этом вообще мало кто знает. И, конечно, мне стало интересно почему. Так я узнала про курдское освободительное движение, которое борется с турецким правительством при поддержке левых и феминистских организаций.

Я знакомилась с людьми, которые бывали в Рожаве, — они рассказывали об этом шёпотом, ведь за путешествие туда можно на самом деле угодить в тюрьму, даже не будучи гражданкой Турции. Европейские страны тоже с опаской относятся ко всем, кто бывал там. При этом всё, что я узнавала о Рожаве из первых уст, звучало очень здорово: эмансипация женщин, власть народа, солидарность.

Конечно, мне было очень страшно ехать. В этом регионе вообще постоянно напряжённая обстановка и тяжёлая ситуация с религией и традициями. Я никогда не пишу, откуда я родом, из какой страны, потому что это правда очень опасно. Можно легко попасть в тюрьму и в Сирии, и в Ираке. Или просто быть убитой какими-нибудь фанатиками. Здесь не так много иностранок, а особенно женщин из стран СНГ.

Я решила, что надо ехать, когда Россия открыла воздушное пространство над Африном, это регион в Сирии. В январе 2018 года его оккупировала Турция. Я не могла больше смотреть на это со стороны. Я ехала на чистом энтузиазме и, конечно, не верила, что могу что-то изменить или что простые люди могут сыграть значительную роль в геополитических играх стран-гигантов. Но мне просто хотелось быть с этими людьми и выразить свою поддержку.

Мне удалось приехать только летом, потому что дорога была очень сложная. До Рожавы возможно добраться только нелегально. Я несколько недель сидела с партизанами и партизанками, которые играли в шахматы и чистили автоматы. Периодически летали турецкие беспилотники и бомбили горы, где мы прятались. Короче, это физически и психологически очень сложный процесс. Но к этому удивительно быстро привыкаешь. Было очень много интересных историй! Я переплывала реку вплавь ночью, а партизаны сторожили её с автоматами. А ещё, когда мы сидели в горах с партизанами, там было правило: как только начинается бомбардировка, женщинам надо бежать только с женщинами. У меня это в голове не укладывалось сначала. Традиции очень сильны, и партизаны, хоть и не поддерживают их, всё равно соблюдают, потому что боятся осуждения местных.

Здесь всё очень сильно отличается от пропаганды о Рожаве. Есть революционерки, которые в большинстве своём приехали из Турции (того самого юго-востока страны, Турецкого Курдистана), и они пытаются продвигать идеи феминизма. Они не носят платки, они занимаются организацией женщин в кооперативы, пытаются создавать возможности для участия женщин в жизни общества. Но это совершенно крохотные изменения, если честно. Рожава — это часть Сирии, и общество здесь до сих пор живёт по правилам родо-племенного строя. Кланы могут просто легко свергнуть революционное правительство, которое будет освобождать женщин. Тут до сих пор не могут решить вопрос с «убийством в защиту чести», запрещены аборты и всё, на что местные женщины могут рассчитывать, — это возможность присоединиться к революционеркам и вступать в отряды женской самообороны YPJ.

Сама я организую помощь, например, лесбиянкам, которые пытаются уехать отсюда. Здесь они подвергаются угрозе со стороны своих семей. Ещё я общаюсь с местными, например недавно мы помогли женщине уйти от мужа, который вынуждал её согласиться на вторую жену. Хоть это и запрещено революционным правительством, чисто бюрократически он может обойти этот закон.

Военной корреспонденткой я работаю уже три года, почти всё время я была на фронте с разными батальонами. Иногда пишу в какие-нибудь издания. Так и появился мой канал. Впервые на фронт я поехала в 2018 году в Дейр-эз-Зор, там шли бои с ИГИЛ (запрещённая в России организация. — Прим. ред.). Потом со временем мне разрешили пробраться поближе, и я была в Бахозе, когда его освободили от ИГИЛ. Они очень зверствовали в последние месяцы. Стреляли вообще без остановки, были жуткие ситуации, такого, как мне рассказывали, даже сам ИГИЛ раньше не делал. То есть под конец там оставались только самые фанатичные их сторонники. Я была прикреплена к нескольким женским отрядам и ездила туда-сюда с камерой. Было жутко, когда отъезжаешь на машине от позиции отряда, а там взрыв.

Сейчас спокойный фронт, редкие перестрелки. Турция всё время хочет оккупировать больше, но пока они только об этом говорят. Надеюсь, не оккупируют. Перекрывают реку Евфрат, в регионе вообще почти воды нет даже в крупных городах. Очень опасная ситуация со спящими ячейками ИГИЛ. Они теперь ведут партизанскую войну, и это вообще даже хуже, чем раньше. Они то машины взрывают, то гранату под ноги кинут кому-нибудь. Я теперь чуть-чуть побаиваюсь гулять вечерами — я же женщина, да ещё и иностранка.


«хэппи мил»

telegram

телеграм-канал о «Макдоналдсе»

Алина Дидковская

корреспондентка телеканала «Дождь»

Я с детства обожаю «Макдоналдс». Как бы смешно ни звучало, но это моё место силы. Причин для этого, как мне кажется, несколько. Во-первых, представьте Ростов-на-Дону в начале нулевых годов. Здесь было только два вида заведений: советского вида кондитерская «Золотой колос» и шашлычные с живой музыкой. А тут открыли «Макдоналдс». Другой мир! Все яркое, цветное, неведомая еда — не люля-кебаб! Невозможно не влюбиться.

Во-вторых, многие бренды целенаправленно подсаживают детей на свой продукт, чтобы дети вырастали, но продолжали его любить, потому что приятные ассоциации с детством самые сильные. Так я выросла максимально лояльной к «Макдоналдсу». И да, именно поэтому мой канал называется «хэппи мил». Запах этой коробочки, когда вытащишь из него всю еду, до сих пор самый любимый для меня. Естественно, часто родители не позволяли мне туда ходить, так что у меня с детства есть какое-то ощущение запрета. Мы жили в спальном районе, и в восьмом классе я начала ездить в английскую школу в центр города. Обязательно раз в неделю делала крюк в несколько кварталов, покупала кучу сырных соусов и втайне проносила их домой.

Именно из-за этой великой любви я часто своим близким и друзьям рассказывала что-то про «Макдоналдс». Мы как-то ужинали с Андреем Горяновым (генеральный продюсер «Русской службы Би-би-си» в Москве. — Прим. ред.) и он сказал: «Алин, меня не очень интересует „Макдоналдс“, но, может, ты заведёшь телеграм-канал и будешь рассказывать об этом тем, кому интересно?» Я скептически отнеслась к этой идее. Не верила, что кто-то будет это читать. Но потом как-то стало скучно, и я завела канал. И оказалось, вау — кому-то это тоже интересно. Теперь я шучу, что Андрей может записывать и мой канал в список своих успешных проектов.

Ещё до того, как завести канал, я специально заходила в «Макдоналдс», если ездила в другие страны. Впервые за границей я оказалась в Англии, мы пошли во вроде бы знакомый «Макдоналдс», но там всё оказалось другое. Например, там нет сырного соуса, тогда были только кетчуп и барбекю (это был 2007 год, сейчас соусов больше). Ещё было мороженое «Сандей» с шоколадной палочкой посередине. Это было великое открытие в моей жизни — все «Макдоналдсы» разные, хотя компания одна.

Я часто думаю, что за границей это ещё и своего рода зона комфорта. Ты в новой стране, всё чужое, а в «Макдоналдсе» знаешь, что можешь купить знакомый чизбургер. Так я как-то оказалась в Париже. Вышла из вокзала — серый декабрь, дождь, ливень стеной, протесты. Я прошла сто метров, и мне стало холодно, немного страшно, а тут «Макдоналдс». Купила там горячий чай, съела чизбургер — и стало намного лучше.

«Макдоналдсы» в разных странах разные, хотя чем-то и похожи: формой сотрудников, мебелью, картошкой. Есть основное меню и местное. Но даже с основным меню интересно: «Макдоналдс» старается выбирать местных поставщиков, поэтому чизбургеры, которые везде есть, тоже отличаются! А самое необычное, что я ела, — пирожок с таро из Китая. Он фиолетового цвета. Его мне привёз подписчик канала. Ещё они все очень отличаются по стандартам обслуживания. Например, самый чистый «Макдоналдс» — точно в России. По разнообразию меню — Франция. Самый грязный — США. Но везде есть что-то особенное.

Хорошо помню свои первые игрушки из «Хэппи Мила». Естественно, в августе 2001 года (тогда открылся первый «мак» в Ростове) они были самые модные. Это фёрби, у меня были голубой и красный. Сейчас покупаю только то, что мне нравится. Последнюю игрушку из «Хэппи Мила» этим летом мне подарила сестра. Это была Сэнди из «Спанч Боба». Она стоит на рабочем столе. Но ничего другого из «Макдоналдса» я не собираю. Можно сказать, что скорее собираю знания про эту сеть. Часто туда хожу даже просто посмотреть, что поменялось. Обожаю говорить с сотрудниками, с обычными людьми, ведь у каждого свои воспоминания — и они особенные. Например, моя косметолог живёт около первого «Макдоналдса» на Пушкинской, и она помнит ту великую очередь на открытии, когда я ещё не родилась.

Мне часто говорят: а почему ты не пойдёшь работать в «Макдоналдс»? Но это другое. У меня есть работа, которую я люблю, а это увлечение. Иногда шучу: зачем смешивать работу и любовь? Хотя это точно шутка, потому что свою работу очень люблю. Просто, видимо, если влюбляюсь, то навсегда. Так я всегда любила журналистику, Ростов-на-Дону и «Макдоналдс».


maax_sf

instagram

блог о старых квартирах Санкт-Петербурга

Максим Косьмин

краевед, участник команды «Гэнгъ»

Раньше я интересовался архитектурой только на обывательском уровне: скажем, мог отличить готику от модерна. Уже позже, когда я искал квартиру в центре и плотно сидел на сайтах по поиску недвижимости, я осознал, что квартиры в старых домах скрывают много красоты. Вначале я создал паблик «ВКонтакте», куда сохранял риелторские фотографии. Позже я сам начал ходить по квартирам и завёл тематический инстаграм. «Гэнгъ» появился уже через несколько лет благодаря дружбе с такими же увлечёнными коллегами.

Вначале я напрашивался к читателям паблика, которые рассказывали что тоже живут в старом фонде, иногда звонил в квартиры с улицы — так, конечно, чаще не пускали (я и сам бы себя вряд ли пустил). На самом деле есть тысяча способов познакомиться с жителями и напроситься в гости, всех не расскажу. Но сейчас уже чаще просто приглашают.

С квартирами у меня есть два основных направления. Первое, с которого и начался мой блог, — изучение: я фотографирую их, рассказываю про сохранившиеся архитектурные детали и быт прошлых лет, пересказываю истории жителей, копаюсь в истории дома. Второе направление я смог реализовать через платную подписку на Patreon: там я еженедельно публикую подборки интересных квартир в старом фонде, которые появляются в продаже. Иными словами, помогаю желающим найти квартиру мечты — с печами, лепниной, эркерами.

Около тридцати процентов старого фонда подверглось капитальному ремонту в шестидесятые и восьмидесятые годы, при котором полностью меняли перекрытия, — в таких домах сохранились лишь лестницы (сам я как раз живу в таком). В домах без капремонта сохранилось немало, в том числе благодаря коммуналкам. Звучит парадоксально, но отсутствие у жителей коммуналок средств или мотивации, чтобы что-то ремонтировать и менять, сохранило много артефактов. Состояние интерьеров очень разное, но глобально в ремонте или реставрации пока ещё нуждается большая часть того, что сохранилось.

В целом же люди очень отличаются друг от друга, и в стеснённых условиях многие предпочитали поменять печь на дополнительный метр площади. Это можно понять.

Подавляющая часть сохранившихся квартирных интерьеров относится к периоду 1870–1915 годов: историзм, модерн, неоклассицизм. Редко попадаются артефакты начала — середины XIX века: дома той эпохи по большей части подверглись капремонту в советское время. Различий по районам особого нет, за исключением Петроградской стороны: там XIX век почти не представлен, так как район стал популярным и начал активно застраиваться лишь после постройки в 1903 году постоянного Троицкого моста — раньше он был наплавным и во время ледохода не функционировал. С одной стороны, логично, что чем новее дом, тем лучше состояние квартир. Однако есть примеры, когда дом 1910-х уже развалился, а дом 1830-х живее всех живых. Всё зависит от качества строительства и от того, как за домом следили все эти годы.

Одна из наиболее впечатливших меня квартир — одна огромная комната, где занавесками отделены ванная и кухня. Это бывшая мастерская с потолками под шесть метров и гигантским окном, через которое можно вылезти на балкончик. В квартире очень много мебели, картин и вещей из разных времён и эпох. Кульминация этих временных наслоений — возвышающаяся посреди комнаты печка-буржуйка времён блокады, сделанная из корпуса настоящей торпеды. Живущая здесь совершенно прекрасная бабушка иногда сжигает в ней мусор.

В дальнейшем я планирую продолжать в том же духе, потому что неизученных квартир ещё очень много. Может быть, это выльется в ещё одну книгу: одна у меня с соавторами уже выходила. Есть и другие планы, о которых я пока публично не заявляю. Главный итог — это когда мне пишут, что начитались моих постов и решили не ломать, а реставрировать лепнину или печь. Это самое приятное и важное, потому что нельзя заставить любить наследие силой, хоть некоторые и пытаются, но можно показывать, рассказывать и потихоньку просвещать.


«проклятые аукционные находки»

telegram

камерный телеграм-канал о необычных вещах на аукционах

Даша

искусствоведка-медиевистка, художница и сотрудница аукционного дома

Осознанный интерес к искусству проявился, пожалуй, в старших классах, когда я решила поступить в художку, но благодаря маме у меня с детства сформировалась привычка ходить по музеям. Будучи подростком, я воспринимала посещение музеев как вполне обыденное времяпрепровождение, и оно не вызывало того отторжения, что я встречаю у многих своих сверстников, которых раз в год — каждый год — таскали в один и тот же музей, ничего при этом не объясняя и прививая только отрицательные ассоциации к процессу «поглощения искусства». Всё-таки это то, что нельзя делать из-под палки.

Уже в школе я постепенно начала осознавать себя как художника, и интерес к истории искусства шёл в связке. Я очень увлекалась процессом обучения, мне нравится систематизировать какие-то знания, проводить параллели, пытаться понять, как и почему меняется отношение к определённым художникам и течениям. Банальный пример — то, как современники открещивались от импрессионизма, в то время как сейчас, если взять общий срез взрослых людей, то импрессионизм будет для них любимым направлением.

Я пишу картины. Обычно в стол, но сейчас вместе с некоторыми соучредителями канала «Состоявшиеся художники обсуждают хорошее искусство» я буду участвовать в групповой выставке в Ober Gallery (Коннектикут).

На аукционы я попала совершенно случайно. На первом курсе университета мне попалась стажировка в аукционном доме (здесь, в Нью-Йорке, где я живу), и я решила туда пойти. Мне кажется, что очень недооценена возможность своими руками прикасаться к предметам искусства. Одно дело — современная выставка, где предполагается интерактивность, там ты можешь взаимодействовать с объектами, но вряд ли у большинства людей есть возможность потрогать скульптуру или картину девятнадцатого века. А у меня она есть. Это колоссальное удовольствие и, не побоюсь этого слова, привилегия. Для любителей искусства — точно.

Канал с находками — побочный результат моей деятельности, поскольку мой ресёрч часто включает поиск каких-то похожих предметов, но иногда по поисковым запросам либо по аукционам находятся такие будоражащие вещи, которые я просто не могу держать в себе. Мне показалось, они достойны отдельного места, отдельного пространства, потому что это важные объекты материальной культуры, причём с ценниками. То есть они показывают, какие вещи людям нравятся, за что они готовы платить. Больше всего когда-то меня поразило открытие целой субкультуры коллекционеров, которые собирают приманки для уток. Деревянные, расписные. Тогда меня поразила цена. Например — и это не единичный случай — одна из приманок ушла с молотка более чем за миллион долларов. Здесь, в Америке, существуют целые школы, которые специализировались на разных расписных приманках для уток. Они действительно очень хорошо сделаны, так что почему бы им не быть отдельным жанром?

Сама я на аукционах приобретаю вещи периодически. У меня есть антикварный стол, есть офорт Целкова, есть картина не очень известной, но полюбившейся мне словацкой художницы середины двадцатого века. Я не путешествовала на аукционы в другие страны, но мне хотелось бы понаблюдать за продажами, например, в Лондоне. Сейчас из-за коронавируса это всё перешло в гибридный формат. Так назвали это сами аукционные дома, но, по сути, они просто проводили живые аукционы без публики (то есть ставки принимались только онлайн или по телефону), но сделали из этого своего рода шоу, связав трансляции из разных городов.

В России, мне кажется, арт-сфера довольно ограничена. Аукционы обычно проводят арт-дилеры. На самом деле эта тенденция сейчас есть и в Америке, тоже на фоне коронавируса, когда люди не проводят досуг в галереях, но с гораздо меньшими неудобствами для себя могут просматривать аукционные каталоги. За последние два года я знаю довольно много галеристов, которые пытаются либо устраивать свои собственные аукционные дома, либо продавать оставшийся инвентарь на аукционе.


«typepo2»

instagram

инстаграм, целиком посвящённый бетонным заборам ПО-2

Василий

автор твиттер-аккаунта «Мурбанистика»

Я работаю в организации, которая занимается разработкой транспортных схем и проектов благоустройства. Мои задачи связаны с аналитикой городских данных и исследовательской деятельностью. Мой инстаграм — это бесконечная лента фотографий советского бетонного ограждения ПО-2, которую я собираю, путешествуя по России.

Идею я вынашивал очень долго. Так совпало, что я люблю путешествовать по России и фотографировать, а образование у меня в сфере урбанистики. Поэтому особенности городской среды, её развитие и влияние на поведение человека мне всегда были очень интересны. Забор ПО-2 — это, вероятно, самая массовая архитектурная форма на территории бывшего СССР. Им ограждают всё, начиная с заводов и военных объектов, заканчивая детскими садиками. Миллионы людей выросли в нашей стране, окружённые заборами ПО-2 — они настолько въелись в подсознание, что люди их даже не замечают, не задумываются, что же может быть за таким забором, почему он именно такой. По сути, это очень узнаваемый и повсеместно известный символ целой эпохи. Также очень часто поверхность этого забора служит площадкой для высказываний, для граффити, для искусства. Это делает каждую секцию ограды по-своему уникальной и необычной.

Я видел эти заборы по всей стране от Калининграда до Владивостока, так и родилась идея собрать коллекцию фотографий таких оград.

ПО-2 — детище Бориса Лахмана. Был такой советский архитектор, который в 1970-х занимался промышленным дизайном. У него была задача придумать дизайн ограды, которая радовала бы глаз и была функциональной (форма ПО-2 способствует тому, что он самоочищается под дождём). Тогда забор и начал распространяться по России. В то время советская архитектура стремилась к простоте, экономии и минимализму. Массово строились панельные девятиэтажные дома. Обычные коробки. В восьмидесятые и девяностые росла этажность, архитекторы играли с формой фасадов, но преимущественно дома оставались панельными. Сейчас, правда, этот архитектор живёт в США, и его вроде как не очень беспокоит популярность дизайна его забора.

Конечно, глухой бетонный забор — это не лучшее решение для обустройства городской среды; я это осознавал и до того, как завёл инстаграм. Но это часть нашей истории, очень ностальгическая штука. В Москве сейчас очень много где такие заборы сносят, и, конечно, это правильное решение, но где-то в глубине души мне грустно, что я не успел их запечатлеть. Например у музея ГУЛАГа снесли ограду, которая ничего необычного собой не представляла, но она очень классно сочеталась с ЖКХ-артом Винни-Пуха!

Такая архитектура — это данность, она уже есть и, скорее всего, ещё долго простоит. Я и большинство моих друзей выросли в типовых домах, построенных в то время.

Фотографировать серые заборы мне наскучило довольно быстро, поэтому я стараюсь искать ограды необычных цветов, покрытые граффити, какими-либо тегами, либо установленные в необычных местах, окружённые чем-нибудь притягательным. Если я приезжаю в какой-нибудь новый для себя город, обязательно хочется найти в нём ПО-2 и залить в ленту. Жемчужиной мира ПО-2 я считаю ограду на Заводской улице в Зеленограде. За забором там находится мебельная фабрика, и при ней, видимо, есть производство зеркал. Так вот на воротах этой фабрики стоят ПО-2, покрытые зеркалами. Ещё всегда очень умиляют веранды детских садиков, построенные из ПО-2. Это так странно, дети с самого детства гуляют под забором. Часто забором ПО-2 огораживают какие-то знаковые объекты: например во Владивостоке этот забор стоит вокруг опор Золотого моста.

Ещё я обнаружил, что у ПО-2 бывают дефекты литья — как, например, в Хабаровске. Как это происходит — для меня загадка, потому что на фотографиях с производств, которые я видел, там единая форма для заливки всей плиты.

Какого-то плана по развитию инстаграма у меня нет, хочется просто собирать классные фотографии красивых заборов. Была мысль сделать какой-нибудь заборный мерч, типа футболок, стикеров или шоперов. Наверное, эта идея в первую очередь для себя, хотя если найдутся желающие, то сделаю и для них.

Рассказать друзьям
3 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.