Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Хороший вопрос«И вдруг пингвинят начинают расстреливать»: Люди о мультфильмах, которые их пугали в детстве

«И вдруг пингвинят начинают расстреливать»: Люди о мультфильмах, которые их пугали в детстве — Хороший вопрос на Wonderzine

Чем вызваны детские страхи

Несмотря на то, что у мультфильмов множество положительных эффектов воздействия на ребёнка — они развивают когнитивные навыки, воображение и творческие способности, снимают стресс и повышают настроение, учат доброте и состраданию, — некоторые из них в детстве кажутся более страшными, чем фильмы ужасов. Разные люди рассказали нам, какие мультфильмы их пугали в детстве, как это на них повлияло и покажут ли они эти мультики своим детям.

текст: Эллина Оруджева

Яна:

В пять-шесть лет дядя подарил мне кассету, где были мультики студии «Арменфильм»: «Говорящая рыба», «Ишь ты Масленица!» и другие. Я очень любила их, но после картин «Арменфильма» шёл мультфильм «Если пронесёшь свечу через рощу». Он очень мрачный и жуткий, там кукольные герои с огромными глазами, при этом они не открывают рот. Самой жуткой вещью была музыка. Я не забуду этот мотив, чем-то похожий на церковное пение, а меня в детстве в принципе пугала церковь, поэтому от мультика бегали мурашки. От самого сюжета тоже было не по себе: если пронести свечу через рощу, можно стать бессмертным. Я в детстве не понимала, почему именно тёмная роща и свеча и зачем вообще быть бессмертным.

Я часто ставила эту кассету и каждый раз пыталась посмотреть «Если пронесёшь свечу через рощу» до конца, но через минуты три выключала — всегда было стрёмно.

До сих пор я не могу осилить этот мультфильм, он оставляет неприятные ощущения. Но я прочитала сказку, по которой он снят, она интересная. Если честно, мне мультфильм кажется таким артхаусом, от которого не по себе и детям, и взрослым.

Деля:

Я не помню, когда впервые посмотрела мультфильм «Простоквашино», но не могу забыть, как однажды в начальной школе, кажется, в третьем классе, мне приснился страшный сон с Матроскиным. Синий фон, как будто ночное небо, ни облаков, ни звёзд, только бескрайняя тьма. И тут появляются мыльные пузыри с фигурами внутри. Сначала мим, который изображает жестами, что ему не выбраться. А потом и сам Матроскин, он ищет выход, хотя понятно, что никакого выхода быть не может. Наверное, я ассоциировала это животное с человеком, который оказался заключён в тело животного и теперь из него говорит. Больше всего смущали антропоморфные части тела: руки, ноги, губы.

При этом Шарик меня так не пугал. Во-первых, по моим ощущениям от просмотра, Шарик был второстепенный персонаж. Во-вторых, внутренний мир Матроскина более «человеческий» — мне легче представлять человека в экзистенциальном кризисе и с мыслями о заработке денег, чем бегающего с фоторужьём.

Когда недавно снова стал популярен мультик про коня БоДжека, я вспомнила про свой страх, потому что этот герой тоже антропоморфен. То есть всё окей, если в мультике животное ведёт себя как животное. Хотя во время просмотра нового «Короля Льва» мне тоже стало не по себе. На экране практически живой кабан разговаривает! И его усики и волосики шевелятся, а он травит байки и шутит…

«Простоквашино» я больше не пересматривала, и желания не появляется. Что касается рекламы, где есть Матроскин, она меня не особо фрустрирует, так как у неё совсем другой контекст — там мне пытаются что-то продать, и от навязчивости на автомате вылезает блок на восприятие и интерпретацию этой информации.

Полина:

Около 8–9 лет я посмотрела мультфильм «Потец», мне кажется, его показывали по телевизору. Я боялась жёлтой ряби, звуков, шепчущего голоса, какой-то медленной и отрывистой картинки. Там ещё женщина забрала одного из героев — отца, и он умер. Видимо, моя психика постаралась обезопасить себя, и я быстро забыла о «Потце».

Но недавно мы сидели с друзьями, и мой молодой человек включил этот мультфильм. Я его увидела, и на меня нахлынули воспоминания, я буквально оцепенела. Но потом заинтересовалась, прочитала про создание «Потца», про оригинальное произведение, по которому поставлен мультфильм, и его автора, в целом изучала такое явление, как «потец».

Я бы не включала этот мультфильм детям не столько из-за пугающей картинки, сколько из-за того, что они ничего не поймут, а смысл у «Потца» глубокий и интересный.

Ева:

Мне было четыре года. Уже несколько лет как вышел мультфильм «Унесённые призраками», и мне так понравилась рисовка, что я попросила родителей включить его, хотя мама и папа говорили, что я ещё не доросла до этого мультика. Начиналось всё прекрасно — лето, спокойствие, но затем идёт фрагмент, где девочка с родителями попадают на железнодорожную станцию и дальше в заброшенный город, героиня обнаруживает родителей в образе объевшихся свиней. Когда я это увидела, меня пронзил совершенно глубинный страх: я всегда боялась оставлять родителей вдвоём на автозаправке, потому что думала, что они куда-то сбегут или исчезнут.

После «Унесённых призраками» мне стало казаться, что если мы с родителями будем где-то трескать шашлыки, то стоит мне отлучиться, мама с папой превратятся в свиней. С тех пор у меня лёгкая фобия этих животных — у бабушки на ферме я ужасно боялась подходить к загону, где они живут. Ещё меня очень сильно пугал огромный младенец — сыночек Юбабы, вот он вводил меня в какой-то беспричинный хтонический ужас. Я выросла на сказках про бабок-ёжек, «Гарри Поттере», а тут чаще обыгрывается тема смерти, телесных метаморфоз. Когда мы с семьёй отдыхали в Таиланде, там было много мест с таким же антуражем, и в одном довольно старом городке мне стало казаться, что здесь тоже будет твориться что-то странное.

При этом я воспринимала «Унесённые призраками» как хоррор, я чувствовала, что это «взрослый» мультфильм, и мне нравилось его смотреть. Повзрослев, я стала фанаткой и Хаяо Миядзаки, и всей студии «Гибли» в целом. Но я бы не рекомендовала показывать этот мультфильм детям младшего школьного возраста, поскольку неизвестно, как их фантазии после просмотра могут переродиться в фобии.

Елена:

Я увидела мультфильм «Келе», когда мне было около 5–6 лет. Родители каждый вечер нам с младшей сестрой включали мультфильмы. И это было такое разочарование! Ты весь день ждёшь, когда вы будете смотреть мультики, а там это. И потом тебя отправляют спать, а ты ужасно боишься.

Больше всего меня пугало чудовище, которое бегает за маленькими девочками, а девочки совсем одни. И концовка там плохая: Келе остаётся в лесу, а значит, он может вернуться. А я очень хотела, чтобы его либо убили, либо он исчез.

У меня есть старшая сестра, у нас разница семь лет, и она в детстве часто рассказывала мне страшные истории. Я помню, однажды она сказала, что есть бабайка, который за мной следит и знает всё, что я делаю, — и плохое, и хорошее. А если я буду плохо себя вести, он залезет через форточку и съест меня. Я представляла его себе как монстра из этого мультика — большой, чёрный, и ужасно боялась засыпать.

Мне не нравилось, когда показывали «Келе», я всегда просила родителей его выключить. Совсем недавно мы с молодым человеком наткнулись на этот мультфильм, и после просмотра у меня осталось двоякое впечатление — нарисовано необычно, но напоминает, как я боялась чудовищ в детстве.

Полина:

И в детстве, и сейчас меня пугала и пугает Рыба-пила из советского мультика «Голубой щенок». Она такая чёрная, страшная, с противным визгливым голосом, распиливает и топит все корабли. Я не понимала, что происходит и зачем она нужна в мультфильме. Старалась выключить «Щенка» на этом моменте или уйти из комнаты, потому что невероятно боялась рыбу. Хотя больше меня ничего не напрягало. Моим братьям и сёстрам, кстати, тоже ужасно не нравилась эта Рыба-пила, и они пытались переключить канал или вообще не смотреть мультик. Больше этот мультфильм я не видела: он не то чтобы страшный, но атмосфера для меня там противная, мне от него как-то неприятно становится.

Ещё вызывал страх момент из «Спящей Красавицы», где Аврора идёт за огоньком: вокруг лаймовое освещение, всё это сопровождается таинственной мелодией, в общем, не самые приятные ощущения.

Мила:

Лет в десять я посмотрела мультик «Лоло и Пепе». Сначала там всё шло хорошо: приятная рисовка, симпатичные герои, и вдруг пингвинят начинают расстреливать. Ружья, кровь — я просто не ожидала такого поворота и была шокирована.

С пингвинами в Советском Союзе вообще была проблема. Помню мультфильм, где пингвину яйцо подменили на камень и он в конце с этим камнем утонул.

Ещё был мультик «Диалог», где крот разговаривает с яйцом, внутри которого цыплёнок. И вот они общаются, а потом крот съедает яйцо.

После этих трёх сюжетов я стала ужасно бояться советских мультиков. Как только видела надпись «Союзмультфильм», быстрее выключала телевизор, потому что было страшно, что опять ни с того ни с сего начнётся что-то жестокое. А если и смотрела, то с таким напряжением и ожиданием плохого — кто-то кого-то убьёт или кто-то погибнет.

Забавно, что родители не особо фильтровали, что мы с братом смотрим, и могли при нас включать «Криминальную Россию», какие-то боевики, но эти программы не так нас пугали, потому что тут мы знали, чего ждать, а в мультфильмах ты всегда рассчитываешь на хэппи-энд.

Сейчас я работаю педагогом и считаю, что в детских мультиках не должны умирать главные герои. Я не думаю, что такие фильмы чему-то учат. Ведь урок, который ребёнок может из них вынести, пройдёт мимо из-за шокирующего сюжета.

Елизавета:

Самый страшный мультфильм из моего детства — «Халиф-аист». Я впервые посмотрела его где-то в дошкольном возрасте, он был записан на кассете вместе с другими мультфильмами. Заканчивался хороший мультик, и начинался этот. В «Халифе-аисте» меня пугало всё от начала и до конца. Блеклая рисовка, бело-серо-розовые тона, монстры, превращения самого Халифа в разных животных. Помню, после просмотра мне снились кошмары, а когда я хотела подумать о чём-то страшном, сразу вспоминала «Халифа-аиста».

Повзрослев, я пересматривала этот мультфильм, хотела сравнить ощущения. Страха уже не было, но тревога осталась, зато я поняла смысл мультфильма. Детям я бы этот мультик не показывала, мне кажется, им лучше смотреть что-то более яркое, красочное и понятное.

Анастасия:

«Алиса в стране чудес» — моя любимая сказка. Наверное, потому что там много чудес, а я чудеса любила и верила в них. У меня была огромная книжка с красивыми картинками. Бабушка мне её читала, и каждый раз, когда заканчивала, выдыхала, думала, что всё, мы её ставим на полочку, переходим к другой сказке, но я всегда брала «Алису» и просила читать снова. Естественно, когда выходил какой-то мультик по мотивам книги, я его смотрела. Я привыкла к диснеевскому мультфильму, где всё так радужно, красиво, яркий Чеширский кот, смешная Королева, Алиса то большая, то маленькая.

А когда мне было шесть лет, кто-то подарил мне кассету с советской версией сказки. Я сидела в комнате одна, включила «Алису» и поняла, что мультик начинает сильно действовать мне на нервы. Меня пугала и сама по себе героиня: огромные глаза, голос не от мира сего, краски тусклые, пугающая музыка. Но я всё равно пересматривала эту «Алису в стране чудес» много-много раз, наверное, воспринимала её как какой-то ужастик. После мультфильма я очень нервничала от принтов турецкого огурца, там было что-то похожее, мама потом даже выкинула наволочки с этим узором.

Во взрослом возрасте я видела «Алису» кусками. Страха практически не осталось, только неприятные ощущения из-за картинки и звука в целом. Своему ребёнку я бы не позволила смотреть этот мультфильм, мне кажется, он плохо действует на психику.

Ярослав:

Мне было около 4–6 лет, тогда в доме стоял кассетный проигрыватель, и у меня была кассета с советскими мультиками: «Солдат и чёрт», «Премудрый пескарь» и «Медвежуть». И все они были очень страшные! «Премудрый пескарь» — экранизация сказки Салтыкова-Щедрина. Там пугающая рисовка, а в какой-то момент появляется мёртвая щука с пустыми глазницами, и под загробные звуки курантов этот маленький пескарь идёт к ней, и она как смерть его забирает. Туалет в нашей квартире находился у прихожей, и я каждый раз боялся ходить в туалет, потому что думал, что в коридоре живет гигантская рыба-смерть, которая съест меня.

«Солдат и чёрт» — абсолютно психоделическая вещь. По сюжету солдат охотится за скрипкой с человеческим лицом, а скрипка пытается его обмануть. Мультик чёрно-белый и немой, лишь звучит какая-то адская музыка и шёпот, поэтому кажется, что ты сходишь с ума. Меня ужасно пугала иррациональность этого мультфильма, он наводил ещё больший страх, чем «Премудрый пескарь».

А «Медвежуть» состоит из трёх несвязанных историй-снов главного героя — медведя. Тут пугали скорее титры. Медведь просыпается, хлопает комара, который мешал ему спать, смотрит в окно, и ночь превращается в титры, идут титры, и ни с того ни с сего загробный голос говорит примерно такие слова: «Медведь — страшное животное, которое бродит ночью по лесам, но больше всего он любит есть человеческих детей». Когда я это услышал, страх пронзил меня прямо до мурашек.

Самое интересное, что я пересматривал эти мультики много раз: кассет было мало и я просто включал их по кругу. И каждый раз, когда ставил эту кассету, думал: «Ну вот, опять мне будет страшно и я буду плакать», — но всё равно смотрел.

Я до сих пор люблю читать всякие крипипасты, рассказы о паранормальном. Во взрослом возрасте я тоже смотрел эти мультфильмы и понял, что детская память искажает какие-то моменты: например, зрачки у щуки из «Премудрого пескаря» всё же есть, а музыка там не загробная, а обычный военный марш.

Мария:

Как-то раз мы с подружкой, когда нам было лет по десять, решили посмотреть «Коралину в стране кошмаров». Нам понравилось название и кадры из мультфильма, но я не думала, что всё окажется так жутко. Эти ужасные глаза-пуговицы у героев, женщина, которая съела ключ, ненастоящие родители Коралины и общая атмосфера какого-то абсурда вызывали во мне не то что ужас, а отвращение. Весь мультфильм я закрывала руками глаза и через пальцы смотрела, потому что всё же было интересно, чем закончится. Больше я его не видела, а если случайно натыкалась на него по телевизору, сразу переключала.

До сих пор, когда кто-то говорит, что у него любимый мультик «Коралина в стране кошмаров», у меня мурашки бегут. При этом, например, похожий на «Коралину» «Труп невесты» мне очень нравится — он мрачный, но всё равно классный. Может быть, стоило посмотреть «Коралину» чуть попозже, в подростковом возрасте.

Анастасия Комарова

психолог-консультант:

Мультфильмы, конечно, могут сформировать наши страхи. Человек не просто так начнёт думать, что в темноте кто-то есть. А на основе мультиков и фильмов мы часто фантазируем, придумываем пугающие нас образы.

Кроме того, ребёнок может ассоциировать себя с кем-то из персонажей мультфильма, допустим, с волком из «Ну, погоди!». И вот на волка идёт грозный заяц-робот, который все крушит на своём пути, естественно, ситуация вызывает страх. «Том и Джерри» иногда не рекомендуют детям потому, что кот там взял и полетел. Если ребёнок не понимает, что это опасно, скорее всего, захочет повторить за героем.

В пугающих ситуациях ребёнок может либо уйти от триггера (в данном случае мультфильма), либо проявить агрессию, либо впасть в ступор. Многое зависит от того, как ситуацию воспримут родители.

Если ребёнок что-то посмотрел, ему приснился кошмар и он прибегает к родителям в комнату и кричит «Мама, папа, у меня под кроватью монстр!», родители могут сказать: «Не выдумывай». Когда фантазия рисует жуткие картинки, а родители обесценивают страхи, ребёнок думает, что родители его бросили, ощущает ещё большее психологическое давление, ведь он вынужден справляться сам.

А если мама говорит: «Хорошо, пойдём посмотрим!», включает свет, заглядывает под кровать, показывает, что здесь никого нет, малыш чувствует себя защищённым и понимает, что ему доверяют.

Дети хорошо воспринимают мир через образы и метафоры. И если ребёнка напугал в мультфильме, допустим, паук, можно рассказать ему сказку про доброго паучка. Или предложить нарисовать этот страх и обсудить, как с ним справиться. Например, дорисовать героя, который побеждает паука. Если ребёнок чего-то боится сильно, стоит обратиться к психологу.

фотографии: Союзмультфильм, Совинфильм, Central Partnership, Pioner

Рассказать друзьям
23 комментарияпожаловаться