Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Хороший вопрос«Ну он же маленький»: Люди о большой разнице
в возрасте с братьями
и сёстрами

«Ну он же маленький»: Люди о большой разнице
в возрасте с братьями
и сёстрами — Хороший вопрос на Wonderzine

Можно ли найти общий язык

Даже если родители прикладывают все усилия, чтобы дети чувствовали себя одинаково комфортно, семейная динамика всё равно может оказаться сложнее, чем хотелось бы. Одна из таких возможных трудностей — разница в возрасте: старшие дети могут быть недовольны тем, что их заставляют следить за младшими, младшие — чувствовать себя отдалёнными от старших из-за того, что у них уже не совпадают интересы. Мы уже разбирались, как могут складываться отношения, если родители намного старше собственного ребёнка, а теперь поговорили с разными людьми, у которых разница в возрасте с братьями и сёстрами составляет десять и больше лет, о том, как они общались раньше и правда ли, что со временем разница становится не так заметна.

Текст: Алина Коленченко

Алина

старше сестры на 12 лет

  В двенадцать лет я внезапно узнала, что у меня будет сестра. Честно говоря, я совсем не обрадовалась её появлению: мы жили в тесной квартире, родители постоянно ссорились, а теперь к этому добавились ещё и бесконечные детские крики. Меня никогда не приводили в восторг маленькие дети, и когда я ухаживала за сестрой, то делала это чисто механически, не испытывая нежности. Этот опыт навсегда отбил у меня желание иметь детей — не могу представить, что когда-нибудь ещё раз добровольно соглашусь возиться с малышами, терпеть ор, пелёнки и прочие радости материнства.

Помню, как злилась на сестру и ненавидела гулять с коляской: мы жили в маленьком городе, и я часто ловила на себе косые взгляды или слышала реплики в духе «Ещё школьница, а уже с ребёнком». В тот момент я была подростком с типичными для этого возраста проблемами, вроде недовольства собственной внешностью и несчастной любви, а внимание родителей целиком доставалось сестре. Я чувствовала себя одинокой и несчастной. Пришлось резко повзрослеть и стать самостоятельной — все проблемы в школе и в личной жизни я была вынуждена решать сама, так как родители полностью сосредоточились на воспитании младшей.

Я уехала из родного города, когда сестре было четыре, и с тех пор нас разделяет не только разница в возрасте, но и расстояние. Мы редко видимся, но при встрече она твердит, как сильно любит меня, и трогательно лезет обниматься, чему я до сих пор удивляюсь: мне кажется, я была не очень хорошей сестрой. Сейчас я стараюсь ею стать — например, раз в два-три месяца приглашаю сестру к себе в Москву и стараюсь подарить ей как можно больше впечатлений, сводить в интересные места. Жду не дождусь, когда она повзрослеет и мы сможем вместе путешествовать, ходить по барам и обсуждать отношения.

Мне кажется, ей повезло быть поздним ребёнком: финансовое положение семьи значительно улучшилось и сестра окружена большим комфортом, чем я в её годы, а главное, родители уже не работают сутки напролёт и могут уделять ей внимание. Сейчас сестре десять, и на меня всё сильнее давит ответственность за её судьбу: родители уже немолоды, а значит, скоро именно мне придётся заботиться о ней. Немного переживаю, справлюсь ли я.

Евгений

старше брата на 17 лет

  Для меня рождение брата совпало с волнительным и трудным периодом подготовки к ЕГЭ и поступлению в вуз. Не могу сказать, что испытывал какие-то особенные чувства, когда встречал маму из роддома, — просто небольшое волнение и радость. Не было ни ревности, ни злости, ни других негативных чувств, которые могут испытывать дети в такой ситуации. Я был уже достаточно взрослым, у меня были другие приоритеты и интересы вне семьи: меня волновал переезд в другой город, отношения с девушками, тусовки с друзьями. Самые неприятные воспоминания о том времени — когда мне приходилось оставаться с братом, пока родителей не было дома. В отсутствие мамы он начинал сильно плакать, и мне приходилось часами его успокаивать, держа около окна и вместе высматривая родительскую машину.

Через год я отправился учиться в другой город. Очень запомнился день отъезда. За несколько часов до отправления поезда брат попросил покатать его на игрушечной ракете, на которой включалась песня «Ну а дружба начинается с улыбки». Уже нет ни этой ракеты, ни магазина, рядом с которым стоял аттракцион, а я до сих пор вспоминаю тот момент как одно из самых трогательных событий, связанных с переездом.

Сейчас с младшим братом я вижусь редко, так как приезжаю домой всего несколько раз в год. Он всегда рад меня видеть и не отходит ни на шаг. Мы гуляем, общаемся. Видно, что он гордится тем, что у него есть старший брат. Моя семья небогата, а родители уже предпенсионного возраста. Немного волнуюсь, что, когда ему будет восемнадцать, нашей маме будет пятьдесят девять, а его отцу за семьдесят (у нас разные отцы), и он пьёт. Чему они смогут его научить? Смогут ли они дать ему «дорогу в жизнь», поддержать финансово, или мне придётся брать это на себя? Время покажет.

Оля

младше сестры на 15 лет

  Мы с сестрой родились в один день — только она на пятнадцать лет раньше. Она очень хотела сестрёнку, и хотя родители до последнего не знали пол будущего ребёнка, уже заранее покупали вещи для девочки. За месяц до моего появления сестра побывала в Лондоне и на карманные деньги накупила там красивых ползунков, кроссовочек, хотя могла бы потратить всё на себя.

Когда я была совсем маленькой, сестра заботилась обо мне не меньше мамы: гладила пелёнки, кормила, гуляла со мной во дворе, ходила на молочную кухню, а когда я стала постарше, водила меня в кино, покупала одежду для школы, помогала с уроками. Мне очень нравилось проводить с ней время, но наши отношения скорее напоминали отношения матери и дочери, а не двух сестёр. Сейчас мы дружим, вместе ходим на концерты, в театр, я делюсь с ней всем, что происходит в моей жизни. С годами разница в возрасте перестаёт ощущаться.

Катя

старше братьев на 9 и 19 лет

  Мне было девять. За две недели до рождения брата умерла моя любимая бабушка, поэтому тот период отпечатался в памяти по-особенному: сначала резко стало плохо, а потом жизнь пошла совсем по другим законам. Когда мама вернулась из роддома, всем было очень интересно. Мы с кошкой дежурили у кроватки по очереди, нам обеим было вообще непонятно, что это там за штука.

Не помню, чтобы меня как-то готовили к появлению брата. Когда он был совсем маленьким, я играла с ним, ходила гулять с коляской, пыталась его рассмешить. Мама рассказывала, что когда у брата начался возраст «почемучки», он всегда сначала задавал вопрос одному из родителей, слушал, кивал, а потом говорил: «А теперь пойду у Кати спрошу». И если мой ответ отличался, принимал его как единственно верный.

Не помню ревности или ощущения, что теперь родители любят кого-то другого. Но когда брат подрос и начал рисовать в моих тетрадках и всячески разрушать мой мир, я просто взрывалась от чувства несправедливости. На любое недовольство мне отвечали: «Ну он же маленький». И когда ему было три, и когда ему было семь, и когда ему было десять лет — это бесило невероятно. Меня раздражала его неприкосновенность, а больше всего — что он всё понимал и пользовался этим. У нас не было травли или вражды, мы частенько играли вместе, но это чувство несправедливости постепенно переросло в обиду на отца — позже они с братом съехали в отдельную квартиру и очень много времени проводили вместе, чего мне всегда не хватало. Я поступила в университет, брат иногда приходил на выходные, и связи между нами в тот период я практически не ощущала.

Когда брату исполнилось десять, папа умер и брат вернулся жить к нам с мамой. Общий шок и жизнь на одной жилплощади нас сильно сблизили. Примерно с его пятнадцати я вообще перестала ощущать разницу в возрасте — мы вместе ездим кататься на сноубордах, ходим на тусовки к моим друзьям или просто болтаем о жизни. Сейчас мне кажется, что крепче связи между братом и сестрой быть не может. Конечно, на меня периодически накатывают приступы «ответственности старшей», но брат перестал этим пользоваться — отказывается от помощи, когда сам может решить вопрос, и постоянно предлагает помощь мне. Последние два года я путешествую, поэтому контакт мы поддерживаем в основном онлайн, но для нас обоих расстояние никогда не было проблемой.

Мне сложно представить, каково это — иметь брата или сестру старше. Я всегда хотела крутого старшего брата, но сейчас я думаю, что хочу быть крутой старшей сестрой. Не человеком, который учит жить, а медиатором между поколениями. Я перевожу тревоги мамы на его язык и объясняю, почему это важно, рассказываю, что переживала в его возрасте. Роль сестры даёт мне больше ресурса, чем роль дочери, партнёрки, подруги, я лучше её ощущаю. Искренне сочувствую людям, выросшим в одиночестве — это невероятное чувство банды, которая всегда с тобой, я бы не променяла ни на одну неисписанную тетрадку.

Когда мне было девятнадцать, за полгода до папиной смерти у него родился ещё один сын. Я была уже взрослой и чуть оторвалась от семьи, так что особых эмоций появление ещё одного ребёнка не вызвало. После смерти папы его партнёрша сказала, что не хочет, чтобы мы общались, поэтому в последний раз я видела брата, когда ему было около двух лет. Сейчас ему девять, и я очень хочу, чтобы он знал, что у него есть ещё аж два родных человека — сестра и брат. Но братско-сестринские отношения основываются не только на родстве, это совместный опыт, так что я не знаю, сможем ли мы хоть когда-нибудь почувствовать эту связь. Очень на это надеюсь.

Вадим

старше сестры на 14 лет

  Когда я узнал, что нашу семью ждёт пополнение, то был рад, хотя и переживал, что родители станут уделять мне меньше внимания — уже привык быть единственным ребёнком в семье. Когда мама лежала в роддоме, я, словно муж, дежурил под окнами и был невероятно счастлив, что у меня наконец появилась сестра. С её рождением на меня легли новые обязанности, пришлось многому научиться. Зато теперь я отлично умею ухаживать за детьми: гулять с коляской, читать книжки, укачивать. Поначалу я часто срывался на сестру по пустякам, но потом перестал — она научила меня терпению. Родители считали, что у нас с ней идеальная разница в возрасте: я как раз должен был уехать на учёбу в другой город, и мама могла полностью посвятить себя воспитанию второго ребёнка. Так и вышло.

Сейчас я вижу сестру несколько раз в год. Она очень ждёт наших встреч, ведь я лучше всех в семье могу понять её интересы. Конечно, разница в возрасте даёт о себе знать: некоторые вещи, которыми она увлекается, кажутся мне смешными, но в такие моменты я просто вспоминаю себя в её возрасте.

Витя

младше сестры на 10 лет

  Я младший в семье, и, кажется, родители всегда любили меня больше. Сестра до сих пор иногда обижается на меня за это. По рассказам родителей, она была невероятно рада моему появлению. У меня сохранились самые тёплые воспоминания о совместном детстве, несмотря на то, что мы много дрались и часто не могли что-то поделить. Так как я был младше, в наших разборках мама всегда вставала на мою сторону и сестре доставалось по полной.

Когда я только пошёл в школу, сестра уехала в другой город, и на протяжении следующих десяти лет мы мало общались. Каждый её приезд был для меня настоящим праздником, в такие дни я даже пропускал школу. В целом всё детство я ощущал себя единственным ребёнком в семье и пользовался всеми привилегиями такого положения. Несколько лет назад сестра вернулась жить к родителям, а я, наоборот, уехал — и теперь мы видимся ещё реже, чем раньше. Разница в возрасте между нами ощущается, когда она не понимает моих шуток — в такие моменты я называю её бабкой. Но она не обижается. И ещё мне жаль, что я, к примеру, не могу пойти с ней в бар и зажечь: мне двадцать три, а она уже взрослая женщина, у которой совсем другие интересы.

ФОТОГРАФИИ: aradaphotography — stock.adobe.com, bjphotographs — stock.adobe.com, store.moma, smallable

Рассказать друзьям
14 комментариевпожаловаться