Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Личный опыт«Было бы здорово вернуть нам город»:
Я организую женские экскурсии

«Было бы здорово вернуть нам город»:
Я организую женские экскурсии — Личный опыт на Wonderzine

Рассказывает Лиза Семяновская

Долгое время культурное пространство оставалось сугубо «мужским», но, к счастью, ситуация меняется. Сегодня появляется всё больше проектов о женщинах и для женщин — от феминистского издательства до специальных пространств. Мы поговорили с Лизой Семяновской, создательницей экскурсий «Фланёрка», о том, как вернуть женщин в городское пространство.

саша савина

Об экскурсиях

Я работаю в IT, а «Фланёрка» — это сайд-проект, личный и любимый. У меня периодически появляются хобби, и я подумала, что было бы здорово инвестировать время и силы, которые я на них трачу, в проект, из которого может что-то получиться. На экскурсиях я смеюсь и говорю: «Я увлекаюсь феминизмом уже лет семь». Не знаю, можно ли увлекаться феминизмом, но мне давно близка тема гендерных исследований, прав ЛГБТ+ и так далее. Когда я думала о своём деле, мне, конечно, очень хотелось, чтобы оно было связано с феминизмом. 

Я задумалась, что я люблю делать и что, по словам других, делаю хорошо. Судя по отзывам, я хорошо выступаю и рассказываю — я много занималась этим по работе, а ещё ходила на писательские курсы издательства No Kidding Press и даже вела группы как кураторка. Толпа людей меня не пугает, мне нравится выступать публично. Я рассматривала разные форматы, но, например, лекторий — не моё: скучно, плюс подразумевается, что я, наверное, должна быть специалисткой по гендерной истории со специальным образованием. Задумавшись о более развлекательном варианте, я решила, что могла бы вести экскурсии, к тому же мероприятие без площадки позволяет быть гибче.

В мае я поехала в Париж и зашла на Airbnb, чтобы узнать, какие есть «впечатления» (экскурсии и мероприятия, которые проводят местные жители. — Прим. ред.). Так я нашла целых две феминистских экскурсии: первая была о феминистском стрит-арте, а вторая о женщинах города. Я записалась на обе — в итоге первая была более активистской, а вторая рассчитана на широкую аудиторию. Так у меня в голове начала складываться благостная картинка: я могу сделать экскурсию о женщинах Москвы.

Признаюсь честно, я не была на обзорной экскурсии по Москве, но подозреваю, что рассказывают там преимущественно о мужчинах — по крайней мере, так следует из описаний. Я пыталась найти экскурсии о женщинах в столице — нашла одну, где было написано, что мужчины затмевают женщин и поэтому важно рассказать о них, и ещё несколько о «роковых женщинах», «усатой графине», «любовницах великих мужчин» и тому подобном. В обзорных экскурсиях в лучшем случае находится место императрице. Я подумала, что было бы здорово вернуть город женщинам.

Я рассчитывала быстро сделать экскурсию и перевести её на английский (это было перед чемпионатом мира по футболу), чтобы все феминистки-иностранки пришли ко мне. Естественно, не успела и серьёзно взялась за проект только в октябре. У меня есть коуч — я пришла к нему с запросом, что меня разрывает на куски: я пошла получать права, летом завела собаку, у меня жуткая загрузка на работе, а ещё я прохожу курс по программированию, мне надо запускать свой проект и написать рассказ. Мы стали разгребать проекты и договорились, что нужно придумать черновик экскурсии и как можно скорее её провести — чтобы хотя бы понять, нравится мне это или нет.

В середине декабря у меня день рождения, и мы подумали: что может быть лучше, чем провести экскурсию как первую часть вечеринки? Даже если я сделаю всё очень плохо, вряд ли друзья в мой день рождения скажут об этом. 23 декабря я провела первую экскурсию — с тех пор было три или четыре, 9 марта будет ещё одна. Сейчас хочу выйти на стабильное расписание — две-три экскурсии в месяц.

Название мы придумали вдвоём с подругой и коллегой. Час накидывали варианты, их было, наверное, штук семьдесят. В какой-то момент мне в голову пришла «фланёрка». Есть слова «фланёр» и «фланировать» — то есть праздно прогуливаться. Фланёр — мужчина, который гуляет по улицам, смотрит на прохожих, сидит в кафе. Когда я начинаю экскурсию, я обычно говорю участницам, что мы фланёрки. На самом деле фланёрство — довольно сексистская история, потому что такой образ жизни был доступен преимущественно мужчинам. Мне нравится, что я взяла это «мужское» слово и сделала из него феминитив — пора вернуть женщинам то, что им положено.

Экскурсия занимает часа три. Мы ходим от точки к точке, я что-то рассказываю рядом с ними и периодически в переходах. Поскольку была зима, я брала специальные грелки для рук и раздавала их всем. У нас есть перерывы на кофе, от одного до трёх. Последний занимает минут пятнадцать-двадцать, мы немного приходим в себя, отогреваемся, знакомимся и говорим — это происходит перед последним пунктом экскурсии.

О героинях

Формального образования, касающегося женской истории, у меня нет — в России его в принципе практически нет. Но у меня есть инструментарий, меня не пугает необходимость много читать и конспектировать. На подготовку первой экскурсии я потратила месяца два с половиной. Мне кажется, что гораздо важнее начать, чем ждать, пока я накоплю достаточно знаний, чтобы считать себя эксперткой. Сейчас в экскурсии пять героинь — можно потратить всю жизнь, чтобы разобраться в них. Приходится жертвовать глубиной погружения, чтобы получился хоть какой-то результат.

Поначалу я набросала список интересных людей — в лонг-листе их порядка шестидесяти-семидесяти. Когда я стала чаще рассказывать об экскурсиях, знакомые и друзья начали присылать материалы о других классных женщинах, которых я не знала. Я хотела сделать базовую, общую экскурсию, а дальше заниматься тематическими (например, я села за материал о революционерках, и тут объём работы, конечно, солидный). Сейчас основная экскурсия занимает три часа, и в ней пять героинь. Я выбрала женщин, которые, в моём представлении, как-то связаны и, главное, вызывают интерес: например, художница Варвара Степанова и космонавтка Светлана Савицкая.

Для этой экскурсии я купила книг десять — например, автобиографию Светланы Савицкой, три советских издания семидесятых о революционерках, художественные биографические повести, дневники и письма Варвары Степановой, сборник «Амазонки авангарда» — монографию о выставке женщин-авангардисток. Конечно, я пользуюсь не только этим — например, я искала научные работы на Google Scholar. До библиотеки никак не дойду, хотя в итоге придётся. В общем, занимаюсь научной работой в облегчённом формате.

С экскурсией о революционерках была смешная ситуация. Я очень переживаю, что плохо знаю историю, и написала в фейсбуке пост, есть ли где-то инфографика об истории XX века, чтобы я могла понять контекст и копнуть глубже. Подруга посоветовала Музей политической истории России с классной экспозицией, где идёт выставка «Женщины и революция». Я выяснила, что музей находится в Петербурге — и на сутки съездила туда. Выставка оказалась очень крутой, я поблагодарила подругу, на что она сказала: «О господи, я была уверена, что этот музей в Москве!» Было смешно — можно сказать, что я уже была в командировке.

Я говорила, что экскурсия лучше, чем лекторий, потому что не нужна площадка. С другой стороны, она хуже лектория тем, что нужно связывать город со своим рассказом. Отдельный пласт работы — искать адреса, чтобы понять, какие объекты показывать. Я выписываю их, а потом пытаюсь верифицировать. Недавно скачала реестр мемориальных табличек в Москве — их несколько тысяч. Я все их просмотрела и разметила те, что посвящены женщинам, — оказалось, их всего 5 %. С каждой героиней у меня связано по пять-шесть мест на карте — я выбираю из них по два, иначе маршрут растягивается до невозможности.

О любимой героине

Мне дороги все пять моих героинь, но, например, есть модельерка Надежда Ламанова. Она родилась в конце XIX века, до революции, в Нижнем Новгороде, как везде пишут, «в обедневшей дворянской семье». На экскурсии я всё время шучу — интересно, что значит «обедневшая»: три человека прислуги вместо двадцати или всё действительно плохо? Она родилась среди нескольких сестёр, окончила гимназию — семь обязательных лет — и по своей инициативе взяла восьмой год обучения. После этого она решила, что не хочет быть обузой для семьи и, будучи довольно юной (ей, наверное, было меньше двадцати), одна уехала в Москву и устроилась в ателье. Когда ей было двадцать четыре года, сама открыла ателье в Москве. Через мужа она познакомилась со Станиславским, и он устроил её в МХТ им. А. П. Чехова заниматься костюмами — она проработала там сорок лет, до самой смерти. В 1905 году, спустя несколько лет после первого ателье, она построила на Тверском бульваре собственное пятиэтажное здание — выкупила участок земли и сделала это на свои деньги.

Когда случилась революция, её с мужем на два с половиной месяца посадили в тюрьму. Но поскольку она была косвенно знакома с Горьким, тот попросил за неё, и женщину отпустили. Она продолжила работать, заниматься театром, например шила костюмы, которые участвовали в выставке декоративно-прикладного искусства в 1927 году в Париже — и взяла Гран-при. До революции она дослужилась до того, что была поставщицей двора его императорского величества, а после революции продолжила блестящую карьеру — и это удивительно.

О планах

Я хочу проводить экскурсии более регулярно. Сейчас у меня есть одна экскурсия, и я её методично дорабатываю — мне хочется добавлять туда всё больше классной информации и делать маршрут более интересным и комфортным. После каждой я прошу обратную связь — и многое совпадает с моими собственными ощущениями. Я хочу, чтобы у меня было штук пять разных экскурсий — во-первых, это классно, а во-вторых, все героини, которые мне нравятся, не влезают в одну. Пока мне очень весело водить общую, но думаю, что со временем станет скучно.

Из ближайших планов — экскурсия о революционерках, хотя здесь есть сложности: многое происходило в Питере. Ещё я думаю, что было бы интересно сделать экскурсию о женском быте. Хочу, чтобы были экскурсии о художницах, писательницах, террористках, преступницах. Я бы хотела, чтобы общих экскурсий вроде той, что есть сейчас, было больше одной и чтобы там начали появляться более современные героини. Единственное, я пока отказалась от идеи делать экскурсии об известных женщинах — мне кажется, это скучновато. Было бы классно сделать интерактивную карту — есть мемориальные таблички, названия улиц, объекты, которые я показываю, но надо понять, как лучше это сделать технически. Ну и, наверное, надо всё переводить на английский.

Рассказать друзьям
10 комментариевпожаловаться