Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Книжная полкаФуд-стилист
Наталия Грибуля
о любимых книгах

10 книг, которые украсят любую библиотеку

Фуд-стилист 
Наталия Грибуля 
о любимых книгах — Книжная полка на Wonderzine

ИНТЕРВЬЮ: Алиса Таёжная

ФОТОГРАФИИ: Элеонора Дрыкина

МАКИЯЖ: Фариза Родригез

В РУБРИКЕ «КНИЖНАЯ ПОЛКА» мы расспрашиваем журналисток, писательниц, учёных, кураторов и других героинь об их литературных предпочтениях и изданиях, которые занимают важное место в их книжном шкафу. Сегодня своими историями о любимых книгах делится бывший журналист и кулинарный критик — фуд-стилист, режиссёр и основательница продакшн-студии Terreatory Наталия Грибуля.

 

Наталия Грибуля

фуд-стилист и основательница продакшн-студии Terreatory

 

 

 

 

Самые сложные отношения у меня были только с одним текстом — моего авторства

   

Отношения с книгами примерно такие же как и с друзьями — кто-то с тобой на всю жизнь, кого-то уже перерос, а кого-то ещё не понял. Папину любовь к библиотеке приключений, детективам и научной фантастике я полностью разделить так и не смогла, зато на меня сильно повлияло знакомство с жанром антиутопии в переходном возрасте. Думаю, что я была бы не я, если бы лет в пятнадцать не читала Ремарка и Бальзака, Оруэлла и Голдинга. 

Привычку к чтению мне никто не прививал насильно — с тех пор как в начальной школе папа предложил почитать что-то из того, что нравилось ему самому в моём возрасте (как сейчас помню те книги — бордовая, синяя, серая, — Жюль Верн, Майн Рид, Джек Лондон), заставлять меня уже было не нужно. Читать я обожала, в школьные и университетские годы читала очень много и с удовольствием. Мне повезло учиться в прекрасной школе, тогда ещё гуманитарной гимназии № 1504, где курс зарубежной литературы считался для школьника такой же необходимой вещью, как риторика и латынь. Так что на лекции по литературе на журфаке я пришла человеком, который уже прочёл почти всё по программе.

Всю мою сознательную жизнь самые сложные отношения у меня были только с одним текстом — тем, который моего авторства. Никакого выдающегося литературного таланта у меня не было, но желание писать в разные годы привело к одной дурно написанной ещё в старшей школе книжке, опрометчиво выбранной профессии журналиста и лихорадочным попыткам вернуться к писательству как сценарист.

Первая работа вытеснила книги из моей жизни на несколько лет: когда сам работаешь с текстом, то хочешь его не видеть в выходные, а в будни единственным свободным для чтения временем были часы в утренних и вечерних пробках. Потом из моей жизни постепенно ушла журналистика, появилась продакшн-студия, чуть более размеренный темп жизни и время и желание читать.

А потом появился Bookmate и снова сделал меня счастливым читающим человеком: всегда, везде, в любую минуту у меня под рукой куча старых любимых и новых интересных книг. Читаю сразу несколько одновременно, выбирая по настроению: какой-то монументальный роман, когда хочется рекреационного чтения, что-то полезное по специальности или нон-фикшн для более вдумчивого чтения, когда цель не отдохнуть, но подумать или получить новые знания. Стараюсь читать перед сном плюс читаю всегда, когда есть свободное время: в такси, в очереди, при задерживающейся рабочей встрече. Часто читаю за едой — это вообще роскошь и двойное удовольствие. 

По работе я читаю либо то, что связано с киноиндустрией — в основном это касается режиссуры, продюсирования и монтажа, — либо книги, названия которых обещают стимулировать мою креативность, но в этой области пока одно разочарование. На практике куда лучше стимулируют креативность горящие дедлайны. На английском я чаще всего читаю профессиональную литературу. Отчасти потому, что многое из отраслевого стандарта киноиндустрии только на языке оригинала и существует. Художественную литературу на английском я привыкла читать, чтобы совершенствовать язык — и это гениальный способ расширить активный и пассивный словарный запас. Берёте книгу, карандаш и словарь, подписываете перевод всех незнакомых слов, потом перечитываете страницу снова — это долго и ужасно бесит, но действительно работает.

Темп чтения часто зависит от жанра и удовольствия, которое приносит процесс. Если книга очень нравится, читаю быстро, в какие-то моменты даже ловлю себя на том, что специально перечитываю понравившуюся мысль и даже целую страницу ещё раз, наслаждаюсь тем, как автор формулирует мысли. Хороший литературный язык — это очень важно, без него речь беднеет. Вот сейчас лето, и я перечитываю в четвёртый раз «Вино из одуванчиков». Это уже стало привычкой: возвращаться к ней раз в несколько лет, и обязательно летом, потому что эта книга делает любое лето лучше — проверено.

Часто читаю за едой — это вообще роскошь и двойное удовольствие

   

 

 

Дэвид Фостер Уоллес

«Посмотрите на омара»

Недооценённый в России писатель. Творчество Уоллеса прошло мимо меня в годы учёбы, про метамодернизм говорили только вскользь, и то упоминая лишь Мураками, поэтому знакомиться с Уоллесом я начала относительно недавно. Как подступиться к его крупной прозе, я всё ещё не знаю, зато Уоллес-эссеист стал для меня настоящим открытием. «Посмотрите на омара» было впервые опубликовано в гастрономическом журнале Gourmet в 2004. После посещения фестиваля лобстеров в Рокленде и наблюдением за пиршеством вокруг огромной омароварки Уоллес поднимает вопрос о том, не будут ли последующие поколения воспринимать наши пищевые привычки и агропромышленность как что-то подобное развлечениям Нерона или экспериментам доктора Менгеле. Наверное, это странный выбор для книжной полки почти всеядного человека, но для меня «Посмотрите на омара» — это полезная рефлексия, которая заставляет задуматься о том, где находятся твои личные этические границы и почему они именно там.

 

 

Nathan Myhrvold

«Modernist Cuisine at Home»

Это подарок моих прекрасных друзей на день рождения. Самая важная книга для всех, кто интересуется гастрономией, точнее её облегчённая версия. Оригинальная «Modernist Cuisine» — это шесть томов, в которые бывший директор по технологиям Microsoft вложил столько времени, сил и денег, что людям, не столь преданным своей страсти, подвиг Мирволда больше напоминает психическое расстройство. В книге есть доскональное описание всех физико-химических процессов, происходящих с едой при разных видах воздействия на неё, а рецепты и таблицы — в отдельной тетради. Издание фантастической красоты, одни фотографии разрезанной пополам домашней техники чего стоят.

Адриан Гилл

«На все четыре стороны»

Сборник путевых заметок скандального британского колумниста Адриана Антони Гилла — человека остроумного, циничного и катастрофически неполиткорректного. Состоит из двух десятков эссе, в большинстве из которых автор откровенно хамит жителям разных стран. История самого автора не менее увлекательна, чем его едкие пассажи относительно природы, погоды, диких нравов и сексуальных извращений разных национальностей. До 30 лет Гилл не был занят особенно ничем. В основном страдал от алкоголизма и собственной несостоятельности во всём, за что бы он ни взялся, и имел массу времени чтобы освоить то, в чём британцы так преуспели на литературном поприще, — иронию и едкий сарказм, которые незамедлительно начал использовать против всех подряд, в том числе и против самих британцев.

До добра его всё это, конечно, не довело: 62 жалобы всего за пять лет работы в The Sunday Times и ненависть доброй половины человечества. Самые смешные главы в книге — о США, где Гилл писал сценарий для порнофильма, и об Исландии, куда он отправился ради самых красивых женщин в мире на пару с Джереми Кларксоном, ведущим «Top Gear». В России книгу издавали только в виде приложения к журналу «Афиша-Мир» (так она мне и досталась), да и то в сокращённом варианте — вместо 21 очерка всего 14. Очерк о России в сборник предусмотрительно включать не стали.

 

 

Салман Рушди

«Прощальный вздох мавра»

Ещё один из дорогих сердцу авторов и книга, после которой я в него и влюбилась. Попалась мне под руку, когда мне было лет девятнадцать, на волне моих путешествий в Индию. Потрясающей красоты роман, с плотным, метафоричным повествованием и вплетённой в историю нескольких поколений одной христианско-еврейской семьи мистикой, индийской мифологией и жизненной мудростью.

Alexander Mackendrick

«On Film-making: An Introduction to the Craft of the Director»

Одна из программных книг, которую рекомендуют студентам киношкол, попала ко мне во время учёбы в UCLA. Лично для меня она важна сразу по нескольким причинам. Во-первых, доказывает что работа в рекламе даёт режиссёру бесценный опыт. Во-вторых, опровергает мнение, что преподают те, кто сам не смог состояться как режиссёр (у Маккендрика убедительная фильмография с четырьмя сильными работами). В-третьих, что быть одновременно сильным режиссёром и сценаристом возможно: у Маккендрика получалось — это человек, хорошо понимающий важность хорошего сценария.

 

 

David Mamet

On Directing Film

Ещё один из отраслевых стандартов, рекомендую наряду с классической книгой «Making Movies» Сидни Люмета. У Мэмета своеобразный взгляд на режиссуру, который лично мне не очень импонирует, но он даёт много полезных советов насчёт развития сценария. Советую прочесть Мэмета, затем Люмета, а затем делать всё по-своему.

Pierre Gagnaire

«175 Home Recipes With a Twist»

Дорога мне как подарок автора — первая книга Пьера Ганьера с адаптированными для домашней кухни рецептами. Рецепты в кулинарных книгах в практическом смысле меня интересуют мало — я не люблю готовить в принципе, и тем более готовить что-то, ради чего у плиты нужно провести кучу времени. Но зато кулинарные книги для меня — практическое пособие по фудфотографии и фудстайлингу, каждая говорит на своём визуальном языке. В этой, например, всё построено на макросъёмке, и это урок образцовой композиции.

 

 

Roy Thompson, Christopher J. Bowen

«Grammar of the Edit»

Не устрашающе увесистая и очень полезная азбука монтажа от A до Я — книга для тех, кто хочет или монтировать сам, или говорить на одном языке с людьми, которым отдаёшь материал на монтаж (для меня то есть). Книга доходчиво, понятно и наглядно рассказывает об основных принципах, приёмах и правилах монтажа c иллюстрациями и схемами. Ужасно выручала меня лично и научила критиковать монтаж аргументированно.

Пётр Вайль, Александр Генис

«Русская кухня в изгнании»

Гениальная книга! Книги о еде часто грешат занудством, чего уж там: влейте то, добавьте это, следите за огнём и прочее бу-бу-бу. Потому что о еде писать очень трудно. Не легче, чем о сексе — утверждают сами авторы. От этой же книги невозможно оторваться. Лёгкая, очень ироничная, полная проницательных наблюдений и тонких замечаний. Это просто очень-очень кайфовое чтение про любовь к еде и про вкус к жизни между строк.

 

 

Delores Custer

«Food Styling: The Art of Preparing Food for the Camera»

Просто лучшая и самая основательная книга по фудстайлингу, которую я когда-либо держала в руках. У Кастер ушло примерно пятнадцать лет на то, чтобы её тридцатилетний опыт в индустрии был упакован в подробнейшее и в хорошем смысле дотошное издание. Книга охватывает всё: специфику разных жанров и каналов (редакционные и рекламные съёмки, каталоги, ТВ, кино), бюджетирование, подготовку реквизита, съёмочный процесс, а также даёт кучу полезных и практических советов по работе с разными продуктами, в том числе сложными для съёмки — это в первую очередь соусы, супы, мороженое.

Здесь есть отдельная глава о том, как выстроить бизнес-процессы в компании, которая занимается съёмками еды, и история развития фудстайлинга как индустрии за последние полвека со всеми знаковыми этапами и фигурами (привет Джулии Чайлд и Элис Уотерс). Книга вышла настолько крутой, что пережила уже несколько переизданий.

 

Рассказать друзьям
3 комментарияпожаловаться