ЗдоровьеЖизнь после смерти: Этично ли использовать замороженную сперму

Что нужно знать о посмертной репродукции
На фоне мобилизации спрос на процедуру заморозки спермы вырос в три раза. Представители клиник отмечают, что таким образом мужчины хотят перестраховаться, чтобы возможность зачать ребёнка сохранилась даже в случае гибели. Само явление не новинка — например, в США разработана программа для заморозки спермы военнослужащих перед отправлением в горячие точки, а некоторые клиники даже предлагают скидки в таких ситуациях.
Рассказываем, насколько легально использовать замороженную сперму погибшего в России и в других странах, а также разбираемся в этических вопросах посмертной репродукции.
Текст: Надя Попова

Что такое криоконсервация спермы
В процесс криоконсервации входят заморозка и хранение спермы с последующим восстановлением жизнеспособности после размораживания. После постепенного охлаждения и замораживания до минус 196 ℃ сперма хранится в специальных резервуарах в среде жидкого азота. После разморозки её можно использовать для внутриматочной инсеминации или процедуры ЭКО.
Замороженная сперма может храниться годами (хотя максимальный срок пока не выявлен). В 2019 году китайские учёные изучили более 119 тысяч образцов донорской спермы и пришли к выводу, что криохранение продолжительностью до пяти лет не повлияло на выживаемость сперматозоидов. Через пять лет было отмечено небольшое снижение выживаемости сперматозоидов (с 86 до 74 % за 15 лет). Однако это оказало лишь незначительное влияние на дальнейшее осеменение. Уровень живорождения для группы со сроком хранения менее пяти лет составил 82 %, а для группы со сроком хранения 6–15 лет — 80 %.
Процедура популярна среди нескольких категорий людей:
Пациентов с онкологическими заболеваниями. Некоторые методы лечения рака, такие как химиотерапия, гормональная терапия, лучевая терапия, хирургия и трансплантация костного мозга, могут негативно повлиять на мужскую фертильность.
Трансженщин. Перед началом трансгендерного перехода, который сопровождается гормональной терапией, человек может заморозить сперму, чтобы иметь возможность в дальнейшем стать биологическим родителем. Согласно американскому исследованию 2018 года, количество трансгендерных людей, которые криоконсервируют сперматозоиды, увеличилось на 18 % по сравнению с периодом с 2006 по 2016 год. Для цисгендерных мужчин рост составил 6 %.
Тех, кто рассматривает вазэктомию. «Отменить» вазэктомию можно, но замораживание спермы обходится дешевле. Плюс разморозка спермы эффективнее для зачатия, чем обратная вазэктомия.
Тех, кто работает в условиях повышенной опасности. Исследования показывают, что работа в некоторых отраслях может оказывать негативное влияние на фертильность мужчин. Среди них: сельское хозяйство, химическая промышленность, строительство, печать, сварка.
Военнослужащих. Если говорить про условия повышенной опасности, то война — лучшая демонстрация такой ситуации. Американское исследование показало, что уровень бесплодия ветеранов-мужчин составил 14 % — почти вдвое больше по сравнению с гражданскими лицами. Более раннее исследование ветеранов войны в Персидском заливе в начале 1990-х годов выявило аналогичную тенденцию: риск бесплодия был на 40–50 % выше. Заморозка спермы обеспечивает военному возможность зачать ребёнка и в случае ухудшения здоровья, и в случае смерти.
Можно ли использовать сперму посмертно?
В странах, где разрешена криоконсервация спермы, в том числе в России, замороженные сперматозоиды можно использовать для дальнейшего зачатия после смерти, если при жизни донор написал соответствующее заявление. Так, замороженной спермой могут воспользоваться жёны, партнёрки или другие родственники — например, при помощи суррогатной матери. Если заявления не было, российские законы позволяют установить происхождение ребёнка через суд, даже если он родился спустя годы после смерти своего родителя.
В России уже родились несколько «посмертных» детей. Мальчик Егор Климов родился через год после смерти своего отца Артёма Климова — его родила суррогатная мать, а воспитывает бабушка, мать Артёма. А в 2005 году родился Гоша Захаров — на тот момент его отца, Андрея Захарова, не было в живых уже два года. Он проходил химиотерапию в израильской клинике, где ему предложили на всякий случай заморозить сперму. Благодаря этому мама Андрея смогла продолжить род и теперь воспитывает внука, который в документах записан как её сын.
В некоторых странах посмертная репродукция разрешена, но с ограничениями. Так, в ряде штатов США (Вайоминг, Вашингтон, Делавэр, Северная Дакота, Техас, Юта) мужчина может считаться отцом ребёнка, родившегося после его смерти, со следующими условиями: родители были в браке; с момента смерти прошло не более 300 дней; доказана генетическая связь; есть прижизненное письменное согласие на отцовство. В Великобритании необязательно доказывать генетическую связь, но необходимо прижизненное письменное согласие.
Некоторые страны, такие как Германия, Италия, Франция, Швейцария, запрещают посмертные репродуктивные программы вне зависимости от наличия или отсутствия письменного информированного согласия. Эти законы влекут за собой уникальные прецеденты в области репродуктивных прав. В 2015 году Николас Турри и Мариана Гонсалес-Гомес-Турри проживали во Франции, когда Николасу диагностировали рак. Перед началом лечения он заморозил сперму, чтобы после лечения у пары была возможность зачать ребёнка. К сожалению, Николасу не удалось победить рак. С того момента Мариана добивалась через суд возможности распоряжаться его замороженным биоматериалом и выполнить посмертное желание. В итоге суд разрешил вывезти биоматериал в Испанию, где посмертная репродукция легализована.

Можно ли извлечь сперматозоиды умершего человека?
Технически да. Впервые такую операцию провели в США в конце 1970-х. Это сделал уролог из Лос-Анджелеса Кэппи Ротман. Ему позвонили и попросили попробовать извлечь сперму только что погибшего сына известного политика. Ротман предложил три варианта: ввести лекарство, которое вызывает конвульсии во всём теле и, возможно, эякуляцию; удалить репродуктивные органы мужчины и извлечь сперму; стимулировать вручную. В итоге врачи остановились на втором варианте. Спустя 30 лет Ротман повторил операцию, благодаря чему родилась девочка Брэндалинн. Её мать Габи Вернофф обратилась к Ротману сразу после смерти мужа, и врач извлёк сперму через 30 часов. Сегодня Ротман является соучредителем и медицинским директором California Cryobank, крупнейшего банка спермы в США. По его оценкам, он провёл около 200 посмертных извлечений сперматозоидов. Его клиника не единственная, кто предлагает такие услуги, хотя это всё ещё большая редкость.
Научная литература советует врачам извлекать и замораживать образец спермы в течение 24–36 часов после смерти, но практика показывает, что при правильных условиях сперматозоиды могут жить дольше этого срока. Ротман рассказывал о мужчине, который умер, плавая на байдарке в холодной воде. Его сперма была в хорошем состоянии ещё два дня спустя. А в апреле 2015 года врачи в Австралии объявили о рождении «счастливого, здорового ребёнка» из спермы, извлечённой через 48 часов после смерти отца.
В России нет чёткой законодательной базы, которая могла бы регулировать такие случаи. Известно, что статья 8 Закона РФ о трансплантации органов и тканей человека закрепляет презумпцию согласия на изъятие органов и тканей после смерти, соответственно, процедура не противоречит закону, даже если не было посмертного согласия. Однако подобных случаев не было, чтобы установить, как закон работает на практике.
В некоторых странах посмертная репродукция регулируется с ограничениями. В Австралии, Великобритании, США и Израиле законы отличаются, но имеют несколько общих черт: отсутствие чётких правовых принципов, регулирующих посмертную репродукцию; требование предварительного согласия со стороны умершего; разрешение на извлечение и использование гамет умершего предоставляется только партнёру этого человека.
Если нет предварительного согласия умершего (всё-таки смерть чаще всего не планируют), суды могут рассмотреть любые доказательства желания скончавшегося иметь детей. Например, в Австралии суд разрешил вдове извлечь сперму из тела умершего мужа и заморозить её на основании того, что пара проходила программу ЭКО. Поскольку процедура извлечения носит срочный характер, не оставляя времени для тщательного изучения доказательств, суды, как правило, одобряют запросы на извлечение, оставляя нерешённым вопрос дальнейшего использования гамет.
В США из-за отсутствия федеральных законов или законов штата о посмертном извлечении и использовании гамет решения часто принимаются по усмотрению медицинских работников частных клиник — в некоторых случаях они требуют судебного решения. Дэниел Кристи получил серьёзную травму головы в результате аварии на мотоцикле. В то время он числился донором органов. Когда стало ясно, что мозг Дэниела близок к смерти, его невеста и родители начали рассматривать возможность получения его спермы. Они попросили больницу провести процедуру, но врачи отказались её проводить без постановления суда. Родители Дэниела подали запрос на экстренное слушание, и суд удовлетворил апелляцию, сославшись на Единый акт анатомического дара (The Uniform Anatomical Gift Act — UAGA). Суд постановил, что в соответствии с актом термин «анатомический дар» также включает донорство спермы и такое пожертвование могло быть сделано либо самим донором, либо, если он не отказывался от такого пожертвования, его родителями.
В перечисленных странах партнёр получает приоритет в праве распоряжаться спермой умершего: закон исходит из того, что такой выбор должны делать потенциальные родители, и только они. В июне 2012 года израильский солдат Омри Шахар погиб в автокатастрофе. После его смерти родители Омри, Ашер и Ирит, обратились в израильский семейный суд с ходатайством о посмертном извлечении спермы. Запрос был одобрен, а через год они снова обратились в суд за разрешением использовать сперму для оплодотворения донорской яйцеклетки. Суд удовлетворил ходатайство, постановив, что Омри хотел детей и что в случае его смерти он желал, чтобы их воспитывали его родители. Реакция на это новаторское решение не заставила себя долго ждать. Власти штата подали апелляцию, и в итоге районный суд отменил решение, так как у Омри была девушка и только она могла распоряжаться спермой умершего. Девушка не возражала, чтобы сперму использовали родители, но, так как по закону приоритет отдаётся партнёру умершего, который может стать биологическим родителем, суд отказал потенциальным дедушке и бабушке.
Этична ли подобная процедура? Сторонники посмертного извлечения спермы апеллируют к «генетической преемственности», которая связана с желанием людей оставить часть себя в мире, передать свои гены будущим поколениям. Второй аргумент относится к уважению желаний умершего, который, скорее всего, хотел бы, чтобы исполнились желания его близких. Следовательно, если партнёр или родители хотят получить и использовать гаметы — например, как утешение от смерти близкого, умерший согласился бы.
Противники посмертного извлечения спермы опираются прежде всего на то, что, если человек не дал прижизненного согласия на посмертную репродукцию, её не следует делать. Желание иметь ребёнка и желание иметь ребёнка, у которого нет одного родителя, — разные вещи, и первое не всегда означает согласие на второе. Другой аргумент против посмертной репродукции заключается в том, что процедура не отвечает интересам ребёнка. Согласно этой точке зрения, желание взрослого родить сироту не должно иметь приоритета над правом ребёнка на двух живых родителей. Критики утверждают, что ребёнок может чувствовать себя «заменой» умершего, выступая в качестве «памятника» для покойного родителя.
ФОТОГРАФИИ: bsd studio — stock.adobe.com (1, 2, 3)