ЗдоровьеГрупповая психотерапия: 8 важных вопросов и ответов

Когда начинать, кому подойдёт, а кому стоит воздержаться
ПСИХОТЕРАПИЯ — ДЕЙСТВЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ, который помогает решить самые разные проблемы. Несомненный плюс психотерапевтических практик — в их многообразии: каждый человек с помощью специалиста может подобрать что-то, что подходит ему или ей лучше всех. Одним из таких вариантов может быть групповая терапия — встречи на час или два в компании других людей, где помогает и наблюдает ведущий — психолог.
Сеансы индивидуальной терапии мы представляем себе более или менее хорошо — это закрытые встречи с психотерапевтом, где пациент обсуждает буквально всё, что его или её волнует. Как выглядят сеансы групповой терапии? Чем они — кроме, понятное дело, числа участников — отличаются от сеансов индивидуальной? Отвечаем на эти и другие вопросы с психологиней и участницей движения «Психология за права человека» Мариной Козиной.

Антон Данилов

Виды групповой терапии
Групповая терапия бывает очень разной; по сути, группа — это формат, внутри которого можно задавать разные цели и задачи. «Например, бывают группы поддержки: их участники могут осознать, что сложности, с которыми они столкнулись, бывают не только у них, — рассказывает Марина. — Чтобы человек не боялся поделиться своей проблемой».
Марина уточняет, что существует множество классификаций, но всё зависит от целей и задач — и от того, какими инструментами можно добиться перемен в жизни. «Одни группы направлены на поддержку участников — как для всех, так и для определённых людей, например пострадавших от насилия, ЛГБТК-людей. Другие — на изменения: они будут основаны на отношениях между участниками», — добавляет психолог.
Некоторые виды групп могут быть направлены на то, чтобы человек понял, как выстраиваются его отношения с другими людьми, как он или она в них проявляется, — и решил свои задачи внутри отношений. «Это называется интерактивная групповая терапия или группы личностного опыта. Такие группы основываются на отношениях, которые завязываются между участниками», — говорит эксперт и отмечает, что пребывание в разных по формату психотерапевтических группах может ощущаться по-разному.
Как выбрать свой формат? Только после консультации с психотерапевтом, уверена Козина и добавляет, что психолог или психотерапевт не может советовать групповую терапию в директивной форме — клиент должен сам выбирать, какой формат ему или ей больше подходит. «Терапевт может предлагать разные варианты и советоваться, чтобы понять, какую цель они с пациентом преследуют», — говорит она.
Механизм групповой терапии
Это зависит от вида группы. Допустим, ваш запрос — неспособность завязать долгие романтические отношения. Вы можете разбирать какие-то отдельные аспекты в ходе индивидуальной терапии, но потом понимаете, что не хватает информации — или вы обнаружили что-то, что хотите обсудить с другими людьми. Что происходит дальше?
«Встреча за встречей вы взаимодействуете с людьми, которые есть в вашей группе. Идея в том, что так вы начинаете воспроизводить какие-то свои типичные паттерны поведения, а сложности, которые есть у вас в жизни, становятся видимыми. Грубо говоря, если вы со всем соглашаетесь или берёте на себя слишком много, а потом не справляетесь с обязательствами, то в группе со временем вы продемонстрируете именно такое поведение. За счёт обратной связи от участников, участниц и терапевта группы эти особенности вашего поведения можно изменить, чтобы попробовать какое-то новое, другое поведение», — объясняет психолог.
Групповая терапия часто позволяет «закрепить» достижения индивидуальной психотерапии. Например, вы научились распознавать свои эмоции — и хотите действовать, исходя из того, что с вами происходит, что вы чувствуете и что хотите, а не из того, что от вас хотят другие. «Вы можете ходить на групповые занятия, обращать внимание именно на этот аспект и задаваться интересующим вас вопросом. „Я сейчас рассказываю эту историю, потому что я сам захотел или потому что кто-то попросил?“» — говорит психолог.
Групповая терапия появляется и в обратном случае — если индивидуальная заходит в тупик; если у клиента есть ощущение, что ей или ему уже не хватает встреч тет-а-тет. «В этом смысле группа тоже может дать толчок в понимании того, что с вами происходит», — считает Марина и советует обсуждать такую возможность с вашим психотерапевтом, если вы уже с ним или с ней занимаетесь.
Отличия групповой терапии от индивидуальной
Самое очевидное отличие — это число участников: в групповой терапии участвуют минимум пять человек, а в среднем — от семи до шестнадцати. Но главное отличие — это природа изменений: в групповой терапии они происходят не из-за работы с терапевтом, а от взаимодействия участников и участниц, от обратной связи других людей, от того, как вы ведёте себя в компании других людей.
«Ещё одна особенность — довольно высокий уровень напряжения: на каких-то встречах эмоционально может быть непросто, — рассказывает Марина. — Понятно, что на индивидуальной терапии такое тоже может быть, но всё-таки амплитуда переживаний не такая широкая. Группа — довольно интенсивный опыт, и к нему тоже нужно быть готовым».
Важное отличие — количество переживаемого опыта, который сам по себе позволяет сделать определённые выводы. «Вы взаимодействуете с разными людьми, наблюдаете за ними. Вы видите, как взаимодействуют они между собой, как кто-то, возможно, нарушает правила. Вы испытываете эмоции по поводу поведения другого человека — а потом суждения из категории „нравится — не нравится“ легко применить к себе», — рассказывает Марина.
Наконец, в индивидуальной терапии всё время уделяется вам — в групповой так же, конечно, не будет. «Вы можете сидеть всю встречу, не затрагивая свой вопрос, и это тоже нормально. Но при этом важно помнить, что на вас лежит ответственность заявить свою проблему», — добавляет психолог.

Кому не подойдёт групповая терапия
Перед тем, как запустить очередную группу, её ведущий должен провести беседу с каждым потенциальным участником — и оценить то, насколько она подойдёт каждому конкретному человеку, нет ли у него или у неё противопоказаний. Марина Козина говорит, что сам факт такой встречи очень важен — в противном случае можно задуматься о том, насколько корректно то, что будет происходить на группе.
«Вы можете столкнуться с не очень приятной обратной связью, вы можете не знать, что делать, испытывать растерянность, эмоциональные переживания могут быть интенсивнее. Нужно оценить ресурсы, чтобы понять, сможете ли вы выдержать групповые сессии», — рассказывает психолог.
Если человек наблюдается у психиатра, то ему или ей перед групповой терапией нужна дополнительная рекомендация врача, потому что напряжение в некоторых случаях, как говорит Марина, может провоцировать обострение психических состояний. «Если вы находитесь в остром кризисе, то вам тоже не подойдёт неподдерживающая групповая терапия, — добавляет она. — Недавний развод, смерть близкого — противопоказаниями будет всё то, что требует отдельного рассмотрения».
При этом противопоказаний для групп поддержки нет. Они не про высокое эмоциональное напряжение, их задача — помочь справиться с разными жизненными проблемами и разобраться в непростых моментах.
Роль психотерапевта
Марина Козина рассказывает, что задачи психотерапевта отличаются от вида групп, но есть и такие, что появляются вне зависимости от того, в каком формате проходит группа. «Собрать участников, сделать так, чтобы между ними начали появляться отношения, чтобы несколько разрозненных людей становились группой, которая работает вместе. Договориться о том, что мы делаем, договориться о правилах — и показать примеры, сделать так, чтобы участники наиболее эффективно могли использовать для себя группу. Показать, что участники могут запрашивать здесь обратную связь. Наша задача — сделать так, чтобы люди могли понять, как выстраивать отношения — и как появившуюся информацию применять в жизни», — говорит эксперт. Марина добавляет, что вне зависимости от групп психолог должен следить за безопасностью и соблюдением этических норм.
При этом у терапевта могут быть какие-то специфические задачи, которые зависят от метода психотерапии: если собирается группа в рамках гештальт-метода, то она будет отличаться от группы психодинамического направления. «В общем эту задачу можно назвать так — реализовывать ту методологию, в которой специалист работает».
Правила для участников
Правила в каждой конкретной группе участники обсуждает с ведущим на первых встречах; он или она может предлагать особенно важные. Марина Козина говорит, что неприемлемым считается всё то, что неприемлемо в обычной жизни, например насилие в любом его виде. Также на групповых встречах важна конфиденциальность.
При этом психолог добавляет, что будет не очень этично, если участники проходят группу с теми людьми, с которыми они знакомы в жизни, или с теми, с кем хоть как-то пересекаются. «К сожалению, в российских реалиях этим правилом иногда пренебрегают, — говорит она. — Но вообще будет лучше, если в целом у участников и терапевта не будет никаких отношений за пределами групповых встреч».

Эффективность групповой терапии
Марина рассказывает, что первое, что поможет измерить эффективность групповой терапии, — это чёткое понимание, зачем вы на неё идёте; нужно знать ответ на вопрос, как то, что происходит на группе, помогает вам решить ваши проблемы. «Нельзя думать, что вы просто посидите с другими людьми, послушаете их разговоры и ваша жизнь волшебным образом изменится: это так не работает. Вы должны понимать маршрут, по которому вы пройдёте», — говорит психолог.
Эффективность терапии также зависит и от активности каждого конкретного участника. Как вы, выстраивая отношения с другими людьми, решаете свои задачи и проблемы? «Если вы придёте на группу и будете сидеть и молчать, то, конечно, что-то оттуда вынесете. Но эффект будет несоизмеримо меньше, чем тот, что появился бы, если вы будете вступать в отношения», — рассказывает психолог. Также Марина отмечает, что очень большой вклад вносит ведущий — он ответственен за организацию группового процесса и соблюдение этических норм.
Как понять, что групповая терапия идёт хорошо? Марина говорит, что это субъективно: если вы чувствуете прогресс и видите развитие, то терапия работает. «Нормально, если сначала вам из-за нового пространства тревожно, а потом тревога уходит. Так вы начинаете понимать, как работает группа. Может быть, у вас там появятся конфликты или, наоборот, тёплые чувства. Но хорошо было бы, чтобы с течением времени вы бы меняли своё отношение к участникам и участницам и они бы становились для вас менее чужими людьми. Если этого вообще не происходит, то что-то идёт не так», — рассказывает Марина.
Безопасность и выход из терапии
Механизм выхода из группы зависит от формата, и этот аспект нужно уточнить у ведущего перед началом сессий. Марина советует в каждом случае поговорить с ведущим и обсудить, что вы можете сделать, чтобы остаться или уйти. «Если вы хотите уйти резко, то, вероятно, имеет смысл сходить ещё на одну-две встречи и посмотреть, из-за чего появилось ваше желание», — советует она. Но в любом случае важно помнить, что вы можете выйти из группы в любой момент: вы свободный человек и никто эту свободу ограничить не может.
«Конечно, рекомендуется проходить группы от начала до конца, например, если она краткосрочная, на два месяца. Там в какой-то момент напряжение может повышаться, но на его пике лучше всего не уходить сразу, а обратить внимание, что с вами происходит. Возможно, в этот момент вы столкнулись с важной информацией для себя. Или услышали неприятную обратную связь, или поняли, что производите какое-то не то впечатление. Уходить в таких случаях не самый лучший вариант, потому что с течением сессий обычно следует восстановление отношений, прояснение ситуации. Появляется возможность разрешить напряжение на группе», — говорит Марина.
Эта рекомендация не работает, если у вас есть сомнения в безопасности или этичности происходящего: вы можете покинуть группу, ничего и никому не объясняя. В спорных ситуациях не надо молчать: всё, что вас смущает, надо обсуждать с другими участниками, ведущим или сторонним специалистом. «Надо чётко следить за своей безопасностью, потому что некорректное поведение в рамках группы всё-таки встречается», — говорит Марина.
ФОТОГРАФИИ: anystock — stock.adobe.com