Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ЗдоровьеGuilty pleasure:
Как и почему разные люди бросают курить

Guilty pleasure:
Как и почему разные люди бросают курить — Здоровье на Wonderzine

И какие лайфхаки им помогают

Интервью: Ольга Лукинская

О вреде курения так или иначе знают все: доказана связь компонентов сигаретного дыма с самыми разными злокачественными опухолями, тяжёлыми заболеваниями дыхательной и других систем; не менее 80 % случаев смерти от рака лёгких связаны с курением. И всё же страшных надписей на пачках сигарет и осознания наносимого себе вреда часто недостаточно, чтобы бросить курить. Дело и в том, что сама привычка довольно навязчива, и в удовольствии, которое, как ни крути, получает курильщик, и в том, что курение — это практичный антураж, а то и способ коммуникации, от которого трудно отказаться. Мы расспросили тех, кто сумел бросить курить, как и почему они это сделали и что чувствовали в процессе.

Диана Ягодка

менеджер банка

не курит 6 месяцев

Мне двадцать пять лет, почти половину из которых я курила, а последние пару лет ещё и по полторы-две пачки в день. Делать это я любила, обожала запах сигарет, да и сейчас он меня не отталкивает. У меня были две неудачные попытки бросить: оба раза я была вдохновлена, читала книгу Аллена Карра, выкуривала последнюю сигарету... а через пару часов ещё одну, и на этом всё заканчивалось.

Года три назад я стала ходить в спортзал, но и там курение не мешало. Но год назад я со своими друзьями увлеклась соревнованиями «Гонка героев» и «Reebok стань человеком» — теперь я понимаю, что это мне очень помогло. Однажды мы приехали на забег с кроссфитовскими заданиями, и уже через пару километров мне стало плохо. Всё болело, темнело перед глазами, от голосов друзей становилось ещё хуже, крутило живот, и был ещё целый букет спецэффектов. В общем, мне казалось, что я умру. На следующий день я проснулась от дикой боли под рёбрами, в лёгких, мне было больно дышать, больно двигаться, я выкурила пару сигарет, а весь оставшийся день проспала, благо было воскресенье. В понедельник я проснулась с мыслью, что больше не выкурю ни одной сигареты, сказала себе: «На этом и закончим, ещё не хватало из-за каких-то сигарет так мучиться».

Было тяжело первую неделю, но я поняла, что никотиновой зависимости у меня нет. Ужасно не хватало движения «рука — рот», я плакала, срывалась и не контролировала своё настроение. Но решение было принято. Сейчас полгода, как я не курю и пытаюсь убрать последствия, которых предостаточно: несмотря на то, что я от природы худая и набрать вес мне крайне тяжело, я поправилась на двенадцать килограммов. Я не стала больше есть, просто обмен веществ очень изменился. Всё это время у меня появляются воспаления на лице, от которых ничего не помогает, весь лоб в мелкой сыпи. Но, надеюсь, скоро всё придёт в норму. Главное — я теперь не курю (а иногда кажется, что никогда не курила).

Екатерина Дементьева

главный редактор «Афиши Daily»

не курит 28 дней

Если вы не знаете, пора ли вам бросить — попробуйте публично сказать, сколько лет вы курите. Если вас пугает сама цифра — пора. Я всегда очень любила курить — на балконе и на набережной, после обеда и после самолёта, в гамаке и на пляже, с кофе и с вином, на работе и с книжкой. Однако с годами курение превратилось в совсем бессмысленный невроз, который мешал мне жить. Удачным образом месяц назад я сломала ногу и попала в больницу. Курить нельзя, ходить невозможно, зато плотный туман обезболивающих помогает не нервничать. Я попросила выбросить из моего дома все сигареты, пепельницы и зажигалки, чтобы выбора не было.

Больше всего мне помог мой друг и коллега Филипп Миронов — сам он заделался бегуном и успешно бросил курить полтора года назад. Во-первых, они присылает мне мотивирующие страшилки: «Катька, переломись! Сиги — это реально отвратительно, и ты должна себя в них возненавидеть и их в себе». Во-вторых, он посоветовал мне гениальное приложение Kwit — как только тебе хочется покурить, ты просто отмечаешься в нём, и становится легче; геймификация даже лишения превращает в увлекательную игру. Плюс оно шлёт доброжелательные уведомления вроде «Ваша кожа выглядит здоровее» и «Голос становится тоньше», и очевидные, но адекватные советы: побольше пейте, побольше спите. Ещё я смотрю духоподъёмные видео о том, как улучшается моя жизнь прямо сейчас.  

Я пока не прошла испытание летними верандами, путешествиями и пляжами, но уже написала в фейсбук сто статусов в стиле «Я — веган». Таким образом несколько тысяч человек, с которыми я приятельствую (и со многими курила), вовремя предупреждены, что мне такое больше предлагать нельзя. 

Даша Татаркова

заместитель главного редактора Wonderzine

не курит почти 2 года

Сигареты преследовали меня с самого детства: в моей семье одержимых зожников курение даже не обсуждалось, зато по ночам мне регулярно снилось, что я курю, а запах табака от прохожих вызывал восторг. Можно углядеть в этом фрейдистские символы, а можно поверить врачам, которые считают, что у одних людей предрасположенность к зависимостям выше, чем у других; правда, те родственники, с которыми я знакома, были зависимы разве что от прокладывания лыжни. Как бы там ни было, в шестнадцать лет, отправившись в Англию на лето, я осуществила давнюю мечту и закурила. Мой и так не выдающийся рост остановился навсегда, и я подписалась пахнуть табаком на ближайшие десять лет.

Курение для меня всегда было социальной историей: сигареты не успокаивали меня так, как показывают в кино, зато утихомиривали тревогу от общения — в курилке обсуждать всё, от работы до личной жизни, оказалось легче и приятнее. Мне нравилась ритуальность процесса, но с каждой сигаретой я думала о смерти; я всё равно не могла остановиться — в силу особенностей психики мне было очень сложно отказаться от зависимости. Я пробовала переходить с крепких на лёгкие, с лёгких на месяцы абстиненции, но каждый раз ломалась. Самым сложным было заполнить дыру на месте потерянной механики — так спустя десятилетие я перешла на электронные сигареты. Я щёлкала их как семечки: от них не кружится голова, так что можно выкуривать хоть целую (равняется паре пачек, что ли) залпом.

Друзья смеялись над «ручкой» с характерным колпачком, но меня это совсем не обижало; в какой-то момент я решила, что мне станет гораздо легче, если я не буду каждый день думать о смерти от рака. Как любят повторять психологи, если человек сам не захочет лечиться, толку не будет — я верю, что пока ты сам не почувствуешь, что тебе бросить курить зачем-то нужно, то у тебя ничего не получится. Можно сколько угодно печатать на пачках сгнившие лёгкие — пока ты сам не начнёшь на сто процентов отдавать себе отчёт, что тебя они не привлекают, страшная картинка так и останется абстрактной страшилкой. Я курила электронную сигарету пару месяцев, а потом просто о ней забыла: я отучила себя от ритуала, а химия в организме немного пришла в себя. Я не могу вспомнить, сколько именно не курю — летом будет примерно два года; мой рецепт оказался самым сложным и простым одновременно: я решила, что мне это доставляет больше горя, чем радости — а вейп помог сделать переход безболезненным.

Данил Титов

телевизионный продюсер

не курит 2,5 года

Курить я начал в седьмом классе и не останавливался девятнадцать лет. Я курил в среднем по пачке сигарет в день и никогда не пытался бросить. Были какие-то мелкие потуги на бросание, но дольше недели они не продолжались. Два с половиной года назад я заболел сильной ангиной и пять дней провалялся в постели с больным горлом и температурой. Видимо, за это время прошла никотиновая ломка. Когда я выздоровел, то просто не стал покупать новую пачку.

В тот момент я усиленно занимался бегом, и курение мне действительно мешало. Очень помог «Календарь бросившего курить», который одобрен ВОЗ и поэтапно рассказывает, что происходит с организмом и каких изменений ожидать. У меня было всё точно по календарю: и новые запахи, и сны, и периоды хотения сигареты. Поэтому я был предупреждён и вооружён. Физически и психически я не страдал, хотя были мелкие моменты, когда хотелось курить. После бросания прибавил в весе килограммов семь, но это поправимо.

Маргарита Кириенко

управляющий по маркетингу

не курит сигареты 1,5 года

Курить я начала в 18 лет, в студенчестве. Как и у многих, причина была в несчастной первой любви (читай, в возрастной безмозглости), но несмотря на то, что решение я приняла, будучи взрослым совершеннолетним человеком, сама я не гордилась тем, что начала курить. С одной стороны, мне нравился процесс, нравился вкус табака, нравился социальный элемент в курении, а с другой — через какое-то время я поняла, что курение приносит мне больше раздражения, чем удовольствия.

Мне по-прежнему нравился процесс и вкус табака, но все «побочные эффекты» меня стали натурально бесить. В первую очередь раздражал запах, въедавшийся в одежду, волосы, кожу, руки. Появился кашель и одышка, я стала быстрее уставать и не могла добиваться желаемых результатов в беге и плавании, независимо от того, как регулярно я тренировалась. В-третьих, мне приходилось гораздо чаще ходить на чистку зубов и лица. В общем, хотелось избавиться от побочных эффектов, не жертвуя самим процессом.

Я не переходила на более лёгкие сигареты, поскольку, работая в табачной компании, я прекрасно знаю, что «лёгкие» не означает «менее вредные», а количество вдыхаемых при курении смол и никотина зависит от того, как сигарету курят. Потом у меня появилась возможность попробовать систему нагревания табака, и полтора года назад я перешла на неё, отказавшись от сигарет.

По сути, эта штука даёт всё, что мне нравилось: вкус табака и сам процесс, но при этом нет пепла, дыма, процесса горения, а запаха намного меньше. По своим субъективным ощущениям, я стала здоровее: пропала одышка, кашель, стала чище кожа, мой стоматолог доволен, расходы на химчистку одежды сократились. Мне нравится, что это не электронная сигарета и не вейп, в нём не используются химические ароматизаторы, жидкости или гели, о пользе или вреде которых мне ничего не известно. В этом устройстве используется простой и понятный мне табак, то есть никотин я по-прежнему получаю, но из-за отсутствия процесса горения уровень вредных веществ в аэрозоле гораздо ниже, чем при курении сигарет. 

Дмитрий Кравченко

врач-онколог

не курит почти 5 лет

Год, когда я сдавал экзамены в аспирантуру, выдался напряжённым, и поначалу я думал шаблонно: экзамены — это стресс, сейчас точно не время бросать курить, хотя надо бы. Потом я подумал объективно: идеальный момент просто так не наступит, и его должен создать именно я, а не судьба, космос или иные «высшие силы». Курение — не врождённая потребность, а внушённый, навязанный стереотип; младенцы или животные не курят, почему же я должен обогащать табачные компании? Сказано — сделано: я бросил курить в пятницу, чтобы к понедельнику было уже «три дня без сигареты».

Я пытался бросить курить и раньше, и предыдущая попытка провалилась из-за желания закурить после бокала вина, поэтому в этот раз я на несколько месяцев исключил алкоголь, а также налёг на спорт. Удивительно, но эндорфины начали вырабатываться не от сигарет, а от штанги и гантелей, и я кайфую от тренировок с железом до сих пор. Уже через три дня у меня обострилось обоняние, а позже пропала одышка и небольшое нарушение сердечного ритма. Сложнее всего дались первые пару недель, потом я постепенно привык не курить, и в мае этого года будет уже пять лет без вредной привычки.

Анна Руткевич

сотрудница банка

не курит 3 года

Я начала курить лет в четырнадцать, а к двадцати годам меня с уверенностью можно было назвать курильщиком — в день выходило не меньше пяти-десяти сигарет. Лет с двадцати пяти пробовала бросить, могла продержаться месяц или два. Перечитала все знаменитые книги на эту тему, но на меня они не возымели никакого действия. Пробовала таблетки вроде «Табекса», но меня ужасно тошнило, и я решила не мучиться. Как-то даже ходила к психологу, чтобы бросить курить: коллеги, видя мои мучения, решили подарить мне курс психотерапии. Она, как и Аллен Карр, оказалась неэффективной, да ещё и очень дорогостоящей. Решила, что как-нибудь справлюсь сама. 

В какой-то момент я, наверное, разозлилась, а может быть, мне надоел образ с сигаретой. Захотелось делать добро для себя, любить себя и холить — сигарета не вписывалась. В довершение этот жуткий запах, когда одежда пахнет до трусов сигаретным дымом после вечеринки! На горизонте был Тибет, где надо было много и высоко ходить и трудно дышать. Попутно я на время отказалась от алкоголя, чтобы было проще не курить и не срываться.

Адовых физических мук я не испытывала. Это было привычкой на эмоциональном уровне, когда выходишь на балкон помечтать или погрустить, пьёшь кофе или вино, бываешь в баре с друзьями или на море. Мне нравился сам процесс, и, может быть, если бы курение не было явным злом — так бы и курила. Кстати, никогда не любила пойти покурить за компанию, мне нравилось курить наедине с собой, только я и сигарета — очень патетично. И вот в один момент всё это стало смешно и не нужно, и дрожащие курильщики под дождём и снегом у офиса стали вызывать жалость.

В целом отказ от курения стал началом этапа избавления от плохих привычек и приобретения хороших; потом, например, был отказ от общения с неприятными для меня людьми. Увеличения веса, которого многие бросающие боятся, у меня не произошло; я, наоборот, в тот период похудела, так как стала больше заниматься собой: спорт, питание, режим сна. Каких-то спецэффектов вроде вернувшегося обоняния и вкуса не припомню, с этим и так всё было хорошо, но зато стала отлично чувствовать себя физически, и отдельные бонусы — повышение самооценки и гордость, что довела начатое до конца.

Данила Бурмистров

музыкант

не курит 2 года

В детстве я думал, что этого со мной никогда не случится: у меня в семье курили все, а мама курит до сих пор, и это меня ужасно раздражало. Потом точно так же раздражали курящие одноклассники. Но, видимо, я уже с тех самых пор как-то плыл в этом фарватере. Курить я начал в двадцать лет совершенно незаметно для себя: сначала просто за компанию, потом по паре сигарет ежедневно, а потом просто в какой-то момент поймал себя на том, что покупаю новую пачку уже каждое утро (наверное, все так и начинают). Курить мне нравилось, и я как-то даже серьёзно считал это частью своего образа — до сих пор все мои ники в интернете связаны с курением. Во всяком случае, на протяжении лет десяти у меня и в мыслях не было бросать.

Бросил, однако, ещё быстрее: как-то с утра жутко мучился от головной боли; именно в этот день я впервые задумался, не связана ли она с моим курением, и в тот же день товарищ дал мне Аллена Карра почитать. С того дня я больше не курил ни разу. Разницу почувствовал буквально через неделю: у меня совершенно перестала болеть голова, исчез характерный кашель, и вдруг оказалось, что я уже давно живу и с тем, и с другим, даже не замечая этого. Я наконец-то стал хорошо высыпаться. Но больше всего я был удивлён тем, какой вкусной вдруг стала вся моя еда, даже самая повседневная. Наверное, на фоне этих изменений прочие просто не показались мне такими заметными, но я совсем не помню какого-то дискомфорта или ломки. А ещё, как ни странно, меня совершенно не раздражает табачный дым, я его просто не замечаю.

Катя Алфёрова

HR-консультант

не курит 5 лет

Я курила с девятого класса — сначала было интересно попробовать, и курили практически все в школе. Первая затяжка была сворованной у мамы сигаретой, и мне не понравилось, но, несмотря на это, почему-то последовала вторая, за ней третья, а потом целые пачки сигарет. Пока я жила в Москве, курила пачку в день и при этом пряталась от мамы даже в двадцать пять лет; я даже машину натирала всякими ароматными штуками, чтобы убрать запах, и следила, чтобы пепла нигде не было.

Когда я переехала в Италию, курила так же, пачку в день, что намного сильнее било по бюджету, но меня это не останавливало, как и протесты бывшего жениха, который не курил. В какой-то момент я попробовала перейти на табак, но скручивать сигареты мне не понравилось, да ещё послевкусие было просто ужас — я привыкла к сигаретам с ментолом. Когда в 2012 году я начала бегать, то уже после первого раза поняла, что дыхалка не выдерживает; при этом в Москве я ходила на танцы пять дней в неделю и проблем не было, видимо, это просто другой тип нагрузки. В тот же день решила бросить, потому что бег был важнее.

Психологически мне было очень легко. Единственное, что было некомфортно, — отсутствие возможности убить время, например, в ресторане, пока ждёшь заказ, но это быстро прошло. Физически переносилось тоже хорошо — без попыток затянуться или попросить сигаретку даже в стрессовых ситуациях. Только один раз за все эти годы после пары бокалов кьянти я взяла предложенную сигарету, но после первой затяжки сразу затошнило. Я очень рада, что избавилась от этой привычки. Запах сигарет теперь очень неприятен: отхожу, если рядом курят, и чувствую потом дым на одежде и волосах.

Stacy Lovejoy

экспериментальный художник

не курит 9 лет

Я курила, наверное, лет пять, пыталась бросить, но ничего не помогало. В какой-то момент пришло понимание, что я убиваю своё здоровье, хотелось перестать это делать, но бросить я по-прежнему не могла. Потом решила попробовать Аллена Карра. У него в книге написаны хорошие вещи без негатива и запугиваний; собраны все причины, по которым люди курят. Прочитав, понимаешь, что это вообще настолько абсурдная вещь — курить, что в итоге отказываешься. На мой взгляд, читать её лучше залпом, не растягивая. Все предыдущие попытки бросания были связаны с недомоганиями, физическими и психическими: была охота покурить в компании, были какие-то мини-привычки, связанные с курением. После Аллена Карра я даже ни разу не подумала об этом — звучит как реклама, но я и сама не поняла, как это работает. 

Екатерина К.

врач-гинеколог

не курит 4 года

Первые попытки попробовать были лет в пятнадцать. Была у меня одна «плохо влияющая подруга» на пять лет старше — она и снабжала сигаретами. А потом был мединститут, где курили абсолютно все, это было модно и круто. В общей сложности я курила года четыре, хотя довольно быстро стало ясно, что это перестало приносить удовольствие. Бросить не получалось — то боялась поправиться, то стрессы мешали, в общем, отговорки придумывались регулярно.

В январе 2013 года при самообследовании я нашла у себя образование в груди. После обследования оказалось, что у меня рак молочной железы. Для меня это был период персонального ада. И, идя на операцию в онкоцентр, я просто выбросила пачку сигарет у входа. И всё, как отрезало. Меня не тянуло курить, не хотелось, мысль была одна: если я буду курить — это меня убьёт. Пока я проходила длительное (девять месяцев) лечение, я смотрела на пациентов онкоцентра — абсолютно все курили (кроме, разве что, маленьких детей). Я тогда чётко поняла, что больше ни за что не буду этого делать.

Первое время даже не любила ходить в заведения с курящими залами и находиться рядом с курящими, мне было страшно. Потом, к счастью, в ресторанах курить запретили, а в окружении у меня почти никто не курит. Где-то через полгода ко мне вернулось обоняние и я поняла, что мир полон запахов, а от курильщика, даже если он жуёт жвачку или использует освежители, пахнет для меня неприятно. А ещё, работая в репродуктивной медицине, я могу сказать, что никотиновая зависимость сильно влияет на качество клеток и течение беременности, и всех пациентов уговариваю бросить.

Рассказать друзьям
6 комментариевпожаловаться