Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

СпецпроектыПравда и вымысел о раке молочной железы

Может ли риск его возникновения зависеть от высокого роста и грудного вскармливания

Правда и вымысел о раке молочной железы — Спецпроекты на Wonderzine

Рак молочной железы — наиболее частая злокачественная опухоль у женщин и вторая по частоте, если учитывать всё население Земли. В России в год диагностируется больше 60 тысяч новых случаев, а 23 тысячи женщин погибают от заболевания. Несмотря на такую распространённость, достоверной информации о раке молочной железы недостаточно, и болезнь окружена мифами и предубеждениями. В рамках кампании против РМЖ «Поднимите руки», созданной при поддержке фармацевтического бренда Novartis, разбираем и развенчиваем эти мифы.

миф 1 РМЖ — наследственное заболевание, и его нельзя предотвратить

Хотя у рака молочной железы есть наследственный компонент, он может развиться и без семейного анамнеза. Более того, с унаследованными мутациями связаны лишь 10 % случаев заболевания. Кроме генетического, есть и другие важные факторы, которые снижают или повышают риск рака. Не на все из них можно повлиять. Например, по данным непрерывного исследовательского проекта Американского института онкологических исследований, риск рака молочной железы выше у женщин высокого роста и у тех, кто родился с большой массой тела. Увеличивают риск также раннее менархе (то есть первая менструация до 12 лет), поздняя (после 55 лет) менопауза и плотная ткань молочных желёз. Изменить эти параметры нельзя, но врачи могут учитывать их, проявляя особую настороженность при обследовании пациенток.

По данным непрерывного исследовательского проекта Американского института онкологических исследований, риск рака молочной железы выше у женщин высокого роста

Есть и управляемые факторы риска: например, употребление алкоголя повышает вероятность рака молочной железы, а грудное вскармливание и физическая активность, особенно высокоинтенсивная, — снижают. Существует мнение, что риск ниже у женщин с лишним весом, и, хотя повышать процент жира выше рекомендованного не стоит, это довольно убедительный довод против изнурительных диет и похудения при нормальном или слегка повышенном индексе массы тела. По некоторым данным, вероятность рака молочной железы может снижаться, если в рационе достаточно некрахмалистых овощей (то есть картошка не считается), молочных продуктов и источников кальция.

миф 2 Чем больше грудь, тем выше риск

Несколько лет назад пресса заговорила о связи рака молочной железы с её размером — в одном из исследований говорилось, что у женщин с большим размером бюстгальтера риск выше. На сайте британской Национальной системы здравоохранения можно найти подробный разбор ситуации. При изучении генетических факторов, влияющих на развитие груди, учёные выделили семь вариантов (мутаций) генов, связанных с её размером. Три из них оказались также связаны с риском рака молочной железы. Речь только о том, что ряд мутаций может быть связан и с размером, и с заболеванием, но нельзя утверждать, что большая грудь повышает вероятность развития рака. Ношение бюстгальтера, силиконовые имплантаты или нахождение на пляже топлес тоже не относятся к факторам риска РМЖ (правда, нельзя забывать, что ультрафиолетовое излучение — фактор риска меланомы и немеланомных видов рака кожи).

Ношение бюстгальтера, силиконовые имплантаты или нахождение на пляже топлес тоже не относятся к факторам риска РМЖ

Маммографию можно сделать и с большой, и с очень маленькой грудью — тканей для этой процедуры достаточно даже у большинства мужчин. Правда, если грудь очень большая, вместо двух проекций может потребоваться три или четыре, а при этом повышается общее количество рентгеновского излучения. Поэтому после 40–50 лет, если бюст очень большой, лучше обсудить пользу и риски обследований с врачом и согласовать схему маммографии — ежегодно или раз в два года.

миф 3 Диагностика рака молочной железы — только маммография

Безусловно, здоровый образ жизни не 100%-ная гарантия, что человек не заболеет, но он существенно снижает эту вероятность. Если рак всё же возник, важно распознать его как можно раньше. Если, принимая душ или переодеваясь, вы заметили изменение цвета, текстуры или плотности груди, нужно показаться врачу. Ультразвук, хотя и не используется для скрининга, может помочь, например, если при маммографии выявлено что-то подозрительное. Женщинам с обычным (не повышенным) риском рака молочной железы скрининг до 45 лет вообще не показан, хотя при желании начать ежегодную маммографию можно в 40. С 45 в течение десяти лет нужно обследоваться ежегодно, после чего маммографию можно проходить реже — раз в два года.

Риск считается высоким, если рак молочной железы был у близких родственниц

При высоком риске начинать скрининг рекомендуется в 30 лет, и он должен включать ежегодные маммографию и МРТ молочных желёз. Риск считается высоким, если рак молочной железы был у близких родственниц; если у женщины есть мутация гена BRCA1 или BRCA2 (а тестирование на эти мутации назначается, опять же, исходя из семейного анамнеза); если в возрасте от десяти до 30 лет женщина получала лучевую терапию на область груди. Если у близких был рак молочной железы, стоит показаться врачу в молодом возрасте и обсудить тактику скрининга.

миф 4 Рак всегда неизлечим

Смертность от рака молочной железы с 1989 по 2017 год снизилась на 40 % — в одних только США это 375 900 случаев смерти, которых удалось избежать. Очень важную роль играет стадия, на которой выявлена опухоль. При раке ранних стадий выживаемость превышает 80 %. Поэтому так важно проходить скрининг (его частота, как сказано выше, зависит от возраста и индивидуальных рисков). Если болезнь диагностировали, важно не паниковать и не тратить время на альтернативную медицину — чем скорее будет начато лечение современными средствами, тем больше шансов излечиться.

При раке ранних стадий выживаемость
превышает 80 %

Важно, что даже при более продвинутых стадиях болезни можно вести активный образ жизни, а новые лекарства позволяют её продлить. Метастатический рак молочной железы, к сожалению, остаётся неизлечимым, но уже не воспринимается как смертельное заболевание. Всё чаще можно говорить о том, что из фатального он превращается в хроническое заболевание.

миф 5 От рака всех лечат одинаково

Раньше онкологические заболевания делили в зависимости от места, где возникла опухоль, и клеток, из которых она состоит. Например, остеосаркома происходит из клеток костной ткани, лимфома — из лимфоцитов, карцинома — из клеток эпителия. Поэтому было непонятно, почему в одних случаях стандартное лечение помогает, а в других нет. Оказалось, что всё устроено намного сложнее. Опухоли могут содержать рецепторы, которые реагируют на определённые вещества (например, гормоны), способствующие их росту, а ещё умеют подавлять естественную реакцию иммунитета, призванную уничтожать нездоровые клетки. Конечно, эти свойства можно использовать для разработки лекарств.

Хотя отказаться от операций, химио- и лучевой терапии пока нельзя, они стали далеко не единственными методами лечения

Хотя отказаться от операций, химио- и лучевой терапии пока нельзя, они стали далеко не единственными методами лечения. При раке молочной железы, например, используются антагонисты эстрогенов, которые либо не дают гормонам формироваться, либо блокируют их связь с рецепторами в опухолевых клетках. Такую терапию назначают индивидуально — тем, у кого эти рецепторы обнаружены. Другой вариант — таргетная терапия (от английского слова «target», то есть «мишень»). Сейчас известно, что в делении клеток рака молочной железы важную роль играют ферменты под названием циклинзависимые киназы (CDK) типов 4 и 6 — и препараты, прицельно воздействующие на них, ингибиторы CDK4/6, уже изучены и зарегистрированы. Хотя химиотерапия — это всё ещё внутривенные инфузии, таргетные и гормональные препараты представляют собой таблетки.

миф 6 После операции грудь никогда не будет красивой

Делать ли реконструкцию груди, если приходится её удалить, — личное решение каждой женщины. Кто-то отказывается от восстановления из-за переоценки ценностей, когда на фоне борьбы с болезнью эстетика кажется неважной, другие не могут себе этого позволить (если реконструкцию не покрывает страховая медицина) или просто не знают о такой возможности. И всё же многим важно видеть в зеркале привычный силуэт, носить обычную одежду, купальники и бельё или избегать разглядывания и вопросов, например, в раздевалке спортзала.

Объём груди восстанавливают как с помощью имплантатов, так и без них, своими тканями

Объём груди восстанавливают как с помощью имплантатов, так и без них, своими тканями — решение принимает врач совместно с пациенткой. Собственные ткани берут обычно с живота или спины, а соски формируют из кожи и потом корректируют цвет ареолы татуажем. В России реконструкцию можно сделать по ОМС или в частном порядке.

Любовь Глазкова,

оперный продюсер, РМЖ диагностирован в 2012 году:

Безусловно, первая мысль — жалеть себя и готовиться к худшему, но всё же я не хотела выпадать из социума. Я хотела оставаться позитивной. Я быстро поняла, что хочу вести нормальную жизнь, быть готовой поддержать разговор о литературе, музыке, кино, и желательно на уровне премьер.

Я работаю с суперзвёздами мировой музыки и рассчитала, что вернуться к переговорам нужно будет сразу после операции, учитывая продолжительность подготовки к визитам таких артистов. Через три дня после неё мне позвонил великий Владимир Косма, от музыки которого я была без ума с детства. После получасового разговора я получила согласие на концерт в Кремле, а ведь до этого ровно год уговаривала агентов маэстро хотя бы выслушать меня. Ещё я подумала, что, если лечение пройдёт успешно, начну благотворительный проект, а чтобы получить советы по его организации, нужно встретиться с Хосе Каррерасом.

Лечение было тяжелее и дольше, чем я себе представляла: у меня было восемь циклов химиотерапии, девятичасовая операция, 15 сеансов лучевой терапии, 18 циклов таргетного препарата и пять лет гормональной терапии. После операции были осложнения и пришлось провести в больнице около двух месяцев. Вообще многое отличалось от моих представлений: например, я полагала, что после радикальной мастэктомии останусь без груди, но мне сделали одномоментную пластику. И я очень ошиблась относительно стоимости лечения: хотя меня настраивали на огромные траты на препараты, оно оказалось бесплатным.

Во время химиотерапии я получала приглашения от моих друзей в театры и на концерты и шла хотя бы на первое отделение. Я серьёзно подтянулась в искусстве, литературе, кино, изучив то, на что раньше не хватало времени. Когда совсем не было идей, куда идти, я брала пса и шла в парк. Движение — это жизнь, а собака — это движение плюс десять килограммов любви и позитива каждую минуту.

От людей без онкологических заболеваний я отличалась только неуверенностью в завтрашнем дне и невозможностью строить планы на будущее.

Музыка отвлекает и устраняет смертельно опасную зацикленность. Сейчас я создала программу для людей с онкологическими заболеваниями. Я веду их в мир супермузыки: они не только присутствуют на концерте, но и оказываются за кулисами, знакомятся со звёздами, берут автографы, делают селфи. Они оживают на глазах, а звёзды радуются, что могут стать своего рода реаниматорами эмоционального состояния людей с онкологическими диагнозами.

Связь и причина — две разные вещи

Чаще всего мифы в нашем сознании формируются от недостатка достоверной информации. Мы начинаем принимать за правду то, что «где-то от кого-то слышали». Доверять нужно выводам врачей и статистике. А она такова:

24%
онкологических
диагнозов у женщин —
это РМЖ
в 2 раза повышается
повышается шанс на выздоровление при ранней диагностике РМЖ

Не гадайте, что в вашем образе жизни может привести к раку. Пройдите диагностику — она даст ответ на самый важный вопрос. Как и где это сделать, читайте на поднимитеруки.рф.

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться