МнениеПочему мы стыдимся обсуждать проблемы со здоровьем даже с врачом

К чему нас привела поговорка «В здоровом теле — здоровый дух»
Текст: Карина Сембе
Тема человеческого стыда за собственное тело совсем не новая, но, к сожалению, не перестала быть насущной — и вряд ли перестанет. Французский психоаналитик Жак Лакан для работы с непростым явлением стыда придумал термин hontologie — буквально «стыдология» или «онтология стыда». Проблема и правда всеобъемлющая, и, что касается её телесной составляющей, могут возникать самые разные поводы для дискомфорта.
Мы кажемся себе слишком худыми или слишком полными, низкими или высокими, недостаточно зрелыми или, напротив, слишком старыми. Наше тело видится нам не вполне «пляжным», а волосы — недостаточно «шелковистыми». Вопросы может вызвать что угодно — от дикции и ловкости рук до физической cилы и выносливости, от цвета кожи до гендерной принадлежности. Стыд переносится на все сферы проявления телесности и особенно обостряется, когда и без того не до конца любимое тело подводит: нездоровье начинает восприниматься как расплата за собственную халатность.
В 75 % случаев стандартных жалоб на здоровье мужчины стыдятся обратиться к врачу. Согласно отчёту раздела «Здоровье» службы BBC, именно мужчины чаще испытывают неловкость на приёме у доктора. Женщинам, как правило, комфортнее проходить медицинское обследование, но в некоторых случаях им также бывает неловко обращаться за квалифицированной помощью, в частности по вопросам гинекологии. 92 % женщин в Великобритании занимались самодиагностикой гинекологических заболеваний онлайн, и результаты подобных опросов в России вряд ли будут оптимистичнее. Многие молодые девушки скорее готовы потерять время на поиск информации в Гугле, допустив дальнейшее развитие болезни, чем пойти к доктору и сообщить ему о своих симптомах. В первую очередь их останавливает чувство неловкости.
Когда дело доходит до медицинской консультации, в топе непростых решений среди пациентов разного пола — поход к гинекологу или урологу, венерологу и проктологу — в общем, к врачам, чья специализация, по сути, сплошное табу. Поражает тот факт, что в 2016 году мы умеем лечить рак нанороботами, но всё ещё конфузимся при покупке ректальных суппозиториев. Если разбрасываться обсценными синонимами пениса, вагины или ануса в неформальном разговоре вроде как не всегда прилично, зато якобы весело и задорно, то необходимость сообщить фармацевту или доктору о том, что с этими самыми органами что-то пошло не так, почему-то воспринимается как качественно иное «неприлично» — как что-то, чего нужно стыдиться.
За стыдом стоит вина: раз тело дало сбой, значит, с ним неправильно обращались. Обвинять самих себя нам помогают безнадёжно устаревшие стереотипы: язва желудка — значит, много пьёт, хламидиоз — явно спит с кем попало, проблемы с сердцем — нечего курить по пачке в день, ожирение или акне — ест всё подряд. К слову, людям, страдающим акне, часто непросто перебороть неловкость в общении с окружающими именно потому, что и пациенты, и эти самые окружающие зачастую отказываются воспринимать акне как болезнь, а не как следствие пренебрежения личной гигиеной. Женщинам по этой части и вовсе непросто: глянец сообщает, что половая принадлежность обязывает нас всеми средствами добиваться идеальной сияющей кожи.
За стыдом стоит вина: нам кажется, что, раз тело дало сбой, значит, с ним неправильно обращались
Вопрос вины стоит особенно остро в случае с психическими расстройствами. Ощущая сильную общественную стигму, страдающие депрессией или другими расстройствами психики вместо поиска квалифицированной медицинской помощи склонны впадать в отрицание и обвинять в происходящем исключительно себя. При этом тревожное расстройство принципиально не отличается от пищеварительного: у обоих есть факторы риска и этиологические факторы, оба требуют корректной диагностики и эффективного лечения — и да, оба могут пройти «сами по себе», но надеяться на это — значит подвергать риску собственное здоровье и повышать вероятность рецидива. В России к психотерапевтам обращаются значительно реже, чем на Западе. Как и в других областях медицины, здесь сказывается недостаток объективной информации о необходимости лечения. С вызовами в этом смысле сталкивается и российское ЛГБТ-сообщество: найти толерантного чуткого психотерапевта или любого другого специалиста бывает непросто, а замалчивание важных проявлений телесности может свести эффект лечения к нулю.
Неловкость в вопросах здоровья объединяет людей разного гендера, возраста и социальных групп. Многие из нас часто стыдятся назвать начальнику или преподавателю причину выхода на больничный, продолжают стыдиться в разговоре с близкими, всячески обходя проблему стороной, а затем наконец приходят на приём к врачу... И там тоже стыдятся. Здесь очень многое зависит от доктора и особенностей системы здравоохранения в целом. Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обязует врача доступно аргументировать пациенту назначение того или иного метода лечения. На деле оказывается, что пациенты зачастую не получают объяснений и вынуждены слепо соблюдать назначение врача или искать информацию о методах диагностики и лечения в интернете.
Российская система здравоохранения на сегодняшний день далека от принципов доказательной медицины, признанных мировым сообществом, и мы зачастую не до конца уверены, правильно ли нас лечат. При таком положении дел неготовность поговорить с врачом на равных, чтобы понять, что происходит с нашим телом, только усилит чувство неловкости и фрустрации. Более того, вместо деликатной консультации временами можно получить настоящий выговор, пусть и в скрытой форме. Пациенткам приходится слушать укоры гинекологов в том, что в 26 они старородящие, но до сих пор без детей, или никак не наладят регулярную половую жизнь, а то и столкнуться с осуждением аборта со стороны врача. Среди докторов встречаются и любители пускаться в фэтшейминг и без оглядки прописывать срочное похудение в качестве панацеи от акне или аллергии.
Пациенткам приходится слушать укоры гинекологов в том, что в 26 они старородящие или ведут нерегулярную половую жизнь
В заботе о себе нет ничего постыдного: наше тело — это, пусть и сложный, но всё же механизм, и когда случаются сбои, важно вовремя их устранить. Для того чтобы увеличить шансы на получение квалифицированной медицинской помощи, в общении с врачом важно отказаться от роли провинившегося школьника и взять инициативу в свои руки. В каждой области потрудитесь найти специалиста, которому у вас будут основания доверять. Проходите регулярные медицинские осмотры, уделяя особое внимание тому, что ранее уже давало сбой, будь то желудочно-кишечный тракт или эндокринная система. Это не только снизит риск обнаружения заболевания на поздней стадии, но и научит легче общаться с врачами на темы физиологии. Если вам повезло найти своего доктора, будьте с ним до конца откровенны. Помните, что вопросы о том, как часто вы чистите зубы, сколько половых партнёров у вас на сегодняшний день и когда вы в последний раз испражнялись, задаются не с целью высмеять вас, а для того, чтобы вылечить.
Если при описании симптомов вас неизменно одолевает неловкость, подготовьтесь: заранее запишите жалобы и возьмите заметки на приём к врачу. В случае если во время консультации вы всё же испытываете смущение, честно сообщите об этом доктору — хороший специалист умеет успокоить и снять напряжение. Если же врач позволяет себе некорректные комментарии и отказывается удовлетворять запрос пациента на информацию, это повод искать другого доктора, а в экстренной ситуации стоит попытаться призвать на помощь коллег по отделению. И главное — не стесняйтесь задавать корректные и взвешенные вопросы. Пациент не просто имеет полное право, но по закону обязан принимать окончательное решение относительно метода лечения. А значит, для всех нас жизненно важно научиться преодолевать стыд и узнавать обо всём, что происходит с нашим телом.
Фотографии: Getty Images, Wikipedia Commons