СериалыДействуй, сестра: Каким получился сериал «Монастырь» с Настей Ивлеевой

И что бы хотелось в нём увидеть
На «Кинопоиске» стартовал сериал «Монастырь» с Настей Ивлеевой в главной роли — и уже побил рекорд просмотров. Шоу рассказывает о тусовщице, которая по воле обстоятельств оказывается в монастыре, а также о священнике с непростым прошлым и его сыне, не знающем мирской жизни. Придумала проект шоураннер Александра Ремизова, а снял режиссёр Александр Молочников, высказавшийся против военных действий в Украине и уехавший из России. На днях Минкульт отказал сериалу в прокатном удостоверении из-за «оскорбления чувств верующих».
Делимся впечатлениями от первых серий и рассказываем, что бы хотелось увидеть в таком проекте.
В тексте могут быть спойлеры.

Шоу представляет нам главную героиню Машу, которая за счёт богатого мужа подруги беззаботно отдыхает в ОАЭ, показанных в соответствии со всеми клише Ближнего Востока в кино, и демонстрирует свою сексуальную раскрепощённость к негодованию местных жителей, почти как Саманта Джонс в «Сексе в большом городе — 2». Вместе с подругой Маша веселится, знакомится с сёрферами и отправляется в туристический ночной клуб. Когда подруга решает уйти с вечеринки, Маша подсыпает ей наркотики, чтобы она осталась, а заканчивается вечер групповым сексом с новыми знакомыми. Позднее выясняется, что один из них всё заснял, а видео распространилось по телеграм-каналам и новостям. Маша осознаёт, что бизнесмен собирается ей отомстить, и сбегает от людей, которых он прислал ей якобы помочь. Так героиня оказывается на пороге мужского монастыря и просит там остаться — и её в итоге отправляют в соседний женский монастырь быть трудницей.
Пожалуй, заслуга сериала в том, что он показывает неидеальную героиню, которой, очевидно, предстоит личностный рост. Маша язвит, к месту и не к месту шутит, кокетничает со священнослужителями. С одной стороны, героиня не прикидывается той, кем не является, а с другой — шутливые реплики порой мешают создать атмосферу безвыходности её положения — ведь она знает, что наёмники продолжают её искать. Маша — белая ворона в новой обстановке, и это, безусловно, интересная предпосылка для шоу: как девушка, которая привыкла себе ни в чём не отказывать, воспримет аскетичный образ жизни в монастыре и каким будет её духовное развитие и осознание совершённых ошибок. И в то же время героиня может указать на архаические вещи в таком укладе, задать честные вопросы — однако только в том случае, если зрителям лучше раскроют характер Маши, покажут, почему она предпочитает жить одним днём. Первые две серии несколько затягивают экспозицию, и настоящие трудности адаптации Маши в монастыре зрителям только предстоит увидеть. Как предстоит и по-настоящему узнать настоятельницу женского монастыря, матушку Елизавету в исполнении Натальи Кудряшовой, которую, очевидно, ждёт конфликт с новой трудницей.
Отдельно стоит упомянуть, как сериал показывает сексуальность героини. Маша испытывает гомосексуальное влечение к подруге, и нельзя сказать, что это как-то сенсационализируется. Да, некоторые кадры не лишены «мужского взгляда», а героиня в итоге серьёзно нарушает принцип согласия. Существует негативное клише, где аморальность героев порой взаимосвязана с их бисексуальностью или квир-кодингом, но в данном случае нет ощущения, что ориентация героини что-то определяет, это просто часть её идентичности. Более того, интересно, как её сексуальность покажут в новой ситуации сожительства с другими трудницами и каково будет героине в обстановке, где то, чем она привыкла пользоваться в жизни, не работает.

Маша — белая ворона в новой обстановке, и это, безусловно, интересная предпосылка для шоу: как девушка, которая привыкла себе ни в чём не отказывать, воспримет аскетичный образ жизни в монастыре
Однако Мария не единственная главная героиня сериала. Не меньше времени шоу уделяет отцу Варсонофию в исполнении Филиппа Янковского, священнику, к которому прихожане обращаются и за поддержкой, и за лечением. Он даёт прихожанам мудрые советы — к слову, созвучные с некоторыми реальными рекомендациями протоиереев, — которых люди порой не ожидают, ведь они не основаны на слепом послушании или наказании. Но, пожалуй, самая важная сцена происходит с мужчиной, который рассказывает отцу Варсонофию, что хочет проучить и напугать жену, которая, по его мнению, его не уважает. И здесь проскальзывают важные аспекты отношения героя Филиппа Янковского к женщинам: общаясь с мужчиной-агрессором, он обращается к его токсичной маскулинности, берёт человека с пистолетом «на слабо» и, кажется, этим на него в итоге и воздействует. До этого он говорит сухое «женщин бить нельзя», но, например, не предлагает мужчине прийти к нему с женой или искренне поговорить с ней, а советует лишь молчать «как буддистский монах» в ответ на её слова. Отчасти его суждения объясняет его личный опыт, воспоминания о жене, которая хотела другой жизни, чем он, чем, очевидно, унижала его мужское достоинство, — но о своих прошлых поступках он сожалеет. До этого своему сыну, которого заинтриговала и напугала Маша, он советует женщину не бояться и смотреть на неё «как на цветок» — вероятно, ему самому предстоит разглядеть в ней большее.
На днях Минкульт отказал сериалу в прокатном удостоверении из-за «оскорбления чувств верующих». И хотя не исключено, что сериал может неточно показать быт в монастыре, на что и ссылается РПЦ, нельзя сказать, что первые серии как-то осуждают эти уклады: шоу в целом не даёт негативной оценки действиям отца Варсонофия, а апеллирует к его мудрости и силе убеждения (герой моментально «излечивает» заикание девочки-прихожанки!), не заостряет внимания на некоем снисхождении персонажа к женщинам, «Монастырь» не показывает матушек и трудниц, недовольных своим положением, — их быт пока был изображён в серии нейтральных монтажей, где героиня с интересом учится. Впрочем, конфликт в сериале неизбежен, значит, зрителям только предстоит увидеть другую сторону жизни в монастыре.
Чего хотелось бы увидеть в будущих сериях, так это честного взгляда на институт церкви, её ритуалы и учения. На положение в ней женщин, пришедших извне, как Мария, и тех, кто находится внутри, — разговора о том, как быт матушек отличается от жизни монахов. В последнее время представители православной церкви делают очень громкие заявления, например призывают женщин рожать больше детей, чтобы их было проще отправлять на фронт (хотя, безусловно, есть и священники с антивоенной позицией и более прогрессивными взглядами). Было бы интересно увидеть внутренний конфликт на фоне внезапно оказавшейся в монастыре героини — дискуссии о женщинах и церкви, о домашнем насилии и браке, аборте, а не только диалоги, которые ведут представители духовенства.
Пожалуй, одной из самых интересных сюжетных линий пока оказывается история Юры, сына отца Варсонофия, мальчика, мечтающего стать священником и ничего толком не знающего о жизни за пределами монастыря. Он с восторгом наблюдает за священником, а затем входит в ступор после встречи с Машей, осознавая, что многого не знает, ведь даже не сидит в интернете. Он стремится быть как отец, однако своей мудростью Варсонофий, очевидно, обязан большому жизненному опыту и ошибкам. Вероятно, конфликты веры и церкви зрители увидят благодаря герою Марка Эйдельштейна — к тому же именно на его линии завязан клиффхэнгер второй серии.
Стоит ли смотреть сериал? Проект стоит посмотреть ради интересной задумки, дебюта Анастасии Ивлеевой, актёрской игры Филиппа Янковского и Марка Эйдельштейна. У сериала яркая визуальная составляющая и внимание к деталям монастырского быта (или его художественной интерпретации), но порой отвлекающий англоязычный саундтрек. Проект неидеален и всё же интересен как представитель развивающейся российской сериальной индустрии (пока её ещё сильнее не ограничил закон о так называемой «ЛГБТ-пропаганде»). Сериалу из шести серий с комфортным хронометражем не жалко посвятить несколько вечеров.
ФОТОГРАФИИ: Кинопоиск
Комментарии
Подписаться