Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Сериалы«Монстр»: Как сериал о Джеффри Дамере начал новую дискуссию об этике тру-крайма

«Монстр»: Как сериал о Джеффри Дамере начал новую дискуссию об этике тру-крайма — Сериалы на Wonderzine

О точке зрения пострадавших и контексте преступлений

Новый сериал Райана Мёрфи о преступлениях серийного убийцы Джеффри Дамера с Эваном Питерсом в главной роли мгновенно стал хитом Netflix — вторым по популярности англоязычным шоу на платформе, уступив по часам просмотров только «Очень странным делам». При этом шоу столкнулось с критикой — прежде всего от родственников жертв Дамера — и вызвало новую волну обсуждений этических вопросов драматизации тру-крайма.

В описании шоу «Монстр: История Джеффри Дамера» (в оригинале его фамилия повторяется и название звучит «Дамер — монстр: История Джеффри Дамера») говорится, что сериал рассказывает историю убийцы с точки зрения жертв, а также комментирует некомпетентность полиции, позволившей Дамеру совершить столько убийств. Однако правда ли шоу представляет заявленную точку зрения? Рассказываем, как несмотря на задумку, сериал скорее фокусируется на Джеффри Дамере, чем исследует то, почему он так долго оставался безнаказанным.

Точка зрения пострадавших

«Отвечая на главный вопрос, нет, они не уведомляют семьи, когда делают это. Всё это общедоступно, поэтому им не нужно никого уведомлять (или платить!)», — написал в соцсетях Эрик Пэрри, кузен одного из убитых Джеффри Дамером мужчин, Эррола Линдси. Он добавил, что его семья узнала о выходе шоу тогда же, когда и все остальные, более того, его родственники понимают, что вышло очередное шоу про Дамера, потому что каждые несколько месяцев им начинают поступать звонки. «Это жестоко», — резюмировал Пэрри.

Сестра Эррола Линдси Рита Исбелл, выступление которой в суде над Дамером дословно изображают в шоу, также сказала, что с ней никто не связывался. По её мнению, сериал сняли только ради денег. «Печально, что они просто зарабатывают деньги на этой трагедии. Это просто жадность, — приводит её рассуждения Insider. — Серия со мной была единственной частью, которую я видела. Я не смотрела всё шоу. Мне не нужно это смотреть. Я пережила это. Я точно знаю, что произошло». По мнению Исбелл, Netflix стоило предложить деньги если не семьям жертв, то их детям.

Здесь проявилась одна из проблем шоу и жанра тру-крайм в его множественных вариациях в целом, которая заключается в эксплуатации историй пострадавших. Если проект стремится «показать точку зрения жертв», не должно ли это подразумевать сотрудничество с их семьями и в принципе запрос разрешения на экранизацию — ведь для них широко обсуждаемое шоу означает ретравматизацию? Да, подробности дела находятся в общественном доступе, и создатели шоу вольны рассказать эту историю — тогда не справедливо ли делиться с родными пострадавших прибылью? В какой степени авторам стоит взаимодействовать с людьми, которых касаются истории?

Многие документальные проекты последних лет стремятся дать возможность высказаться пострадавшим или их близким, не воспевая «неуловимых и таинственных» преступников. Среди экранизаций событий тоже есть примеры сотрудничества с родными — и это не влияет на качество шоу, даже наоборот, может многое привнести в историю. Сейчас на контрасте с шоу «Монстр» в пример приводят художественные решения сериала «Друг семьи». Он рассказывает историю Джен Броберг, которую в детстве дважды похищал один и тот же мужчина, который был близок с её родителями, — этой истории уже посвящён документальный фильм «Похищенная на виду». В начале первой серии «Друга семьи» к зрителям обращается сама Джен и напоминает, что в сериале говорится о реальных событиях, которые произошли с ней, о том, как ей важно вновь рассказать об этом.

«Друга семьи» и «Монстра» также сравнивают в том, как они изображают сами преступления, совершённые мужчинами, и если первый говорит об абьюзе без конкретики, то «История Джеффри Дамера» подробно показывает некоторые преступления. И пострадавшие в них точно не в приоритете: камера задерживается на герое Эвана Питерса, а зрители узнают полные имена убитых только вместе с ним — во время допроса.

Стоит сказать, что шоу исправляется к шестому эпизоду, который почти полностью посвящён Энтони Хьюзу, неслышащему мужчине, ставшему одной из жертв Джеффри Дамера. Серия рассказывает историю Хьюза с детства, показывает его родных и друзей, а также то, как он веселился и мечтал о карьере модели. Роль Энтони Хьюза исполнил неслышащий актёр Родни Бёрфорд, игру которого похвалили критики, и в серии есть множество сцен, где используется только жестовый язык. И всё же этому эпизоду предшествовали пять часов перспективы Джеффри Дамера — и ею же заканчивается шестой. Но что важнее, желание Райана Мёрфи рассказать историю Энтони Хьюза не оценила его мать, Ширли Хьюз. «Я не понимаю, как они могут использовать наши имена и выпускать подобные вещи», — сказала журналистам 85-летняя женщина.

Контекст преступлений

Другой заявленной темой сериала стало исследование того, почему эти преступления длились так долго, а Джеффри Дамер оставался незамеченным. Шоу раскрывает эту проблему сначала в деталях: сбежавшему от Дамера афроамериканцу приходится встать на колени и поднять руки, прежде чем полицейские его выслушают, а соседка, которая жалуется правоохранителям на поведение главного героя, сталкивается с неубедительными отговорками. Так шоу раскрывает проблему бедного района города Милуоки, в котором жили преимущественно небелые люди и в котором работа полиции оставляла желать лучшего.

Жертвами Дамера становились в основном небелые мужчины, которые к тому же принадлежали к ЛГБТ-сообществу, что также влияло на вероятность того, возьмутся ли правоохранители за дело. Журналистка Энн И Шварц, которая писала о деле Джеффри Дамера в 1991 году и приходила на место преступления, заявила, что шоу некорректно изобразило полицейских гомофобами и расистами. По словам Шварц, которая впоследствии стала работать на отдел коммуникации полиции Милуоки, это «не очень полезная репрезентация», ведь сейчас полиции непросто устанавливать связь с сообществом. Однако именно равнодушие полиции считается причиной безнаказанности Джеффри Дамера. В эпизоде подкаста You’re wrong about о его преступлениях журналистка Сара Маршалл рассказывает, что в полицию Миулоки поступало множество жалоб от родных пропавших людей, однако принимать их отказывались, ссылаясь на то, что квир-мужчины, скорее всего, например, просто сбежали в Чикаго. Кроме того, о равнодушии полиции говорит тот факт, что пострадавшие дважды убегали от Джеффри Дамера: в одном случае полиция вернула 14-летнего Конерака Синтасомфона убийце, заявившему, что это его напившийся 19-летний парень, и только второй случай завершился арестом Дамера. С него и начинается сериал. Но продолжается разговор о проблеме безразличия полиции только во второй части шоу.

Важную роль в сериале играет соседка Джеффри Дамера Гленда Кливленд, которую сыграла Ниси Нэш. По словам Энн И Шварц, в реальности Кливленд жила не рядом с Дамером, а в соседнем доме. Впрочем, здесь такую неточность можно простить: очевидно, героиня Нэш служит персонажем, иллюстрирующим разочарование сообщества в правоохранительных органах. Она замечает страшные звуки из квартиры главного героя и чувствует запахи, а также вместе с дочерью и племянницей видит сбежавшего от Дамера подростка. В сериале включают запись настоящего звонка Гленды Кливленд в полицию, где она призывает проверить возраст ребёнка, а полицейский лишь равнодушно уверяет, что ему 19 и он напился и поругался со своим парнем Дамером. «Вы уверены?» — несколько раз отчаянно спрашивает Гленда и понимает, что больше не может ничего сделать, ведь полицейские скорее поверят её белому соседу.

В первой серии, когда Джеффри Дамера арестовывают, можно услышать, как Гленда Кливленд кричит полицейским, что она много раз предупреждала их о нём. Однако, камера при этом остаётся на лице Эвана Питерса. В седьмой серии проигрывается тот же эпизод, однако объектив быстро уходит от лица главного героя и переключается на Гленду. Кажется, что сериалу стоило поменять фокус в самом начале.

ФОТОГРАФИИ: Netflix

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.