Сериалы«Два холма»: Почему у авторов сериала не получилось сатиры на «матриархальное общество»

И о чём это говорит
На прошлой неделе в прокат в кинотеатрах вышел фильм «Два холма», адаптация одноимённого сериала, который весной стартовал на платформе Start. «Два холма» анонсировали как «первый матриархальный сериал», его киноверсию — как «сильную и независимую комедию». Эти слоганы в сочетании с тем фактом, что среди сценаристов проекта не было ни одной женщины, дают некое представление о сериале, и всё же мы решили его посмотреть и рассказать, почему сатиры-антиутопии у создателей не получилось.

Действие «Двух холмов» происходит в России будущего, в 2140 году: большую часть мужского населения планеты истребил вирус (на экране можно заметить его как бы остроумное название PMS-18), а женщины, добившиеся большого прогресса, живут в коммунах за пределами больших городов — одна из них и называется «Два холма». В новом мире есть небольшая каста мужчин — «хранителей семени», они не интегрированы в жизнь женщин, но способствуют продолжению рода — а рождаются в новой реальности в основном девочки. Оставшиеся же мужчины сформировали свои общины — к ним даже присоединились некоторые женщины — и живут в крупных городах, вернее в том, что от них осталось. Из-за образа жизни женщины называют их «приматами» и даже возят школьниц на экскурсии в Москву, чтобы посмотреть на их быт в руинах города.
Во время одной из таких экскурсий учительница Рада, не сильно привязанная к гармоничному миру «Двух холмов», идя на поводу у любопытствующих учениц, приближается к мужчинам слишком близко. Те захватывают её и одну из учениц и уже решают, кому они достанутся. Но героине помогает (хотя сначала без спроса целует) парень Гера, который немного отличается от остальных «приматов». Теперь Гере грозит опасность в Москве, но ему удаётся сбежать в «Два холма», прикинувшись «хранителем семени», в то время как реальный хранитель оказывается в мире мужчин.
Антиутопия по шаблону
С первой серии «Два холма» визуально очень напоминают адаптацию «Дивного нового мира» 2020 года. Там жители Нового Лондона в бежевых одеждах тоже ездят в «Земли дикарей» как в парк аттракционов посмотреть на гипертрофированную версию того, как раньше жили люди. Однако «Дивный новый мир» — антиутопия, которая взяла за основу существовавшие в обществе проблемы и довела их до предела, рассуждала о возможном развитии социума, сопровождая это продуманной аллегорией. Но можно ли так сказать о «Двух холмах»?
Сериал стремится показать «матриархальное общество», а вернее сатиру на такой устрой. Авторы предполагают, каким был бы социум, которым управляли бы женщины, однако вместо размышления это больше похоже на чек-лист антиутопии с отсылками к лучшим произведениям. Так, в «Двух холмах» используют возобновляемые источники энергии, большинство передвигается на велосипедах, налажен раздельный сбор мусора. Все горожанки живут в умных домах, которые поддерживает искусственный интеллект Лариса: она следит за расписанием жительниц, выполняет их поручения, а в специальных принтерах печатает всё что угодно, от веганской еды до одежды. ИИ связывает всех жительниц города, у каждой из них есть универсальный гаджет — электронное кольцо, которое к тому же ведёт счёт социальным баллам, валюте нового мира. То есть сериал вводит уже привычные атрибуты обществ будущего в кино: минималистичную эстетику, улучшенную экологию, увеличенную продолжительность жизни, социальную иерархию с системой рейтингов и баллов — галочки антиутопии о будущем проставлены. По логике сериала, женщины ушли от общества насилия, в котором правили мужчины, и достигли своей гармонии. Но почему у них получился именно такой строй с социальной иерархией?

«Матриархальное общество»
В женском обществе России будущего жительницы зовут друг друга подругами, а за их именами следуют матчества. Лишь немногие носят отчества, напоминающие остальным о тёмном патриархальном «нефтяном веке». Заведуют экооазисами «матери городов», которые избираются демократическим путём. Мнение сценаристов о таком будущем проскальзывает в деталях: в мире «победившего» феминизма звучат напускные феминитивы вроде «учёнки» и «полицейки», даже слово «кофе» — женского рода, а главная площадь названа в честь Греты Тунберг.
Казалось бы, всё хорошо на бумаге, но в то же время в обществе есть необъяснимые ограничения: сарказм считается «оральной агрессией», физическая близость не поощряется, есть лишь отведённое время для объятия. Тема сексуального удовольствия, впрочем, не табуирована — горожанкам активно рекламируют секс-игрушку «Ландыш», хотя и примечательно, что это вибратор, а не, скажем, вакуумный стимулятор.
Интереснее всего то, что женщин «Двух холмов» призывают становиться матерями. В частности, «мать города» рассуждает о том, что в новом обществе преуспела во всём, и в карьере, и в материнстве, переживает за рождаемость и критикует прочойс-песни певицы Ракушечки (аллюзия на Монеточку? Героиня проводит на экране всего несколько минут). В одной из серий проскальзывает мысль, что у «материнства» капиталистическая подоплёка (именно такое название носит местная корпорация), но за девять вышедших эпизодов эта идея особо не развивается.
Для жителей «Двух холмов» предусмотрены напоминания об ужасах прошлого — среди них музей патриархата с экспозициями об угнетении женщин и неравном распределении домашнего труда — но и тут не обходится без преувеличений: выбивалка ковров представлена как «женобойка» — такая «шутка» выглядит просто цинично, учитывая проблему домашнего насилия в России.
Однако не все жительницы считают новый строй лучшим — их представляет бабушка главной героини, активистка, обладательница зелёных волос, пирсинга, а также отчества Зоя Николаевна. И её «активизм» достоин отдельного упоминания. Героиня в исполнении Жанны Эппле устраивает акцию в поддержку мужчин — небольшой поджог она сопровождает плакатом «Жизни мужчин важны» и возгласом: «Секс должен быть только с мужиком». Эта героиня пополняет ряды карикатурных активисток отечественного кино, в данном случае смешивая абсолютно противоположные эстетику и взгляды. Сложно понять, в чём именно тут заключается сатира, — но в итоге именно Зоя будто бы транслирует в мире сериала «адекватные» взгляды, напоминает, что с мужчинами было не так уж и плохо, поддерживает внучку Раду и «примата» Геру и говорит о любви.
Взгляды Зои Николаевны, собственно, разделяют сами авторы сериала — это проявляется в том, как они изображают крайности общества «Двух холмов»: женщины ограничены своими же правилами, в их речи замыливаются значения слов «харассмент» и «абьюз», ведь их применяют и к месту, и нет. Многие сцены от этого кажутся воплощением вопросов в стиле «уже и комплимент женщине сказать нельзя и дверь придержать?». В итоге всё это считывается как банальное передёргивание от тех, кто посмеивается над феминизмом, толком не разобравшись в его идеях.

О чём на самом деле могли бы поразмышлять сценаристы сериала?
В матриархальном обществе будущего вполне могли бы быть интересные конфликты, ведь все женщины разные и феминистки далеко не во всех вопросах сходятся друг с другом — и это вполне можно было бы обыграть в жанре комедии. Во-первых, в социуме с настолько развитыми технологиями, что домашний принтер печатает еду и вещи, женщины, вероятнее всего, обсуждали бы очередную модель искусственной матки и этические вопросы, касающиеся репродукции в новых условиях, а не отправлялись бы на искусственное осеменение. В целом с предпосылкой матриархального общества интересно посмотреть, как было бы устроено материнство, как могли бы быть развиты системы поддержки — и существовало ли бы в нём, например, коллективное воспитание детей.
Что бы произошло с гендерной самоидентификацией, как бы изменились гендерные роли, как развивалась бы сексуальность? Здесь стоит отметить, что сериал очень бинарен, о квир-отношениях речи в нём тоже не идёт — женщины, вероятно, верны своим вибраторам «Ландыш» и не интересуются подругами, а в обществе мужчин процветает гомофобия. Однако, учитывая сюжет сериала, кажется логичным подумать о значении и развитии гендера и отношений.
При просмотре возникает и множество других вопросов. Почему будущее вновь воссоздаёт иерархии, к тому же с «социальными баллами»? Неужели общество, пришедшее к чистой энергии, заботящееся об экологии и благополучии гражданок, не развивало бы больше горизонтальных связей? Даже предпосылка, при которой в обществе жива память о патриархате, могла бы быть интересной — как бы женщины думали о том, чтобы предотвратить его возвращение, в случае интеграции с обществом мужчин?
Что мы получили
Сценаристов — среди которых, напомним, нет женщин — не заинтересовали эти и другие вопросы о потенциальном «матриархальном» обществе. И ответ на это простой: на самом деле главными героями сериала являются мужчины, Гера из Москвы, попавший в «Два холма», и Юлик — «хранитель семени», оказавшийся с «приматами». Их глазами сценаристы показывают два разных общества, женское и мужское. Причём на первое буквально направлен «мейл-гейз»: главная героиня впервые предстаёт перед зрителями топлес, а авторы сериала не позволяют зрителям забыть, что жительницы «Двух холмов» в качестве нижнего белья предпочитают исключительно стринги, а от лифчиков отказались.
К слову, поверхностно показывая женский мир, авторы сериала не жалуют и своих мужских персонажей. Мир «приматов» воплощён с помощью эстетики бандитских 90-х: шайки разграбливают оставшиеся в городе магазины и варят самогон под музыкальные хиты эпохи, для полноты образов всем разве что не хватает борсеток. Если в сериале «Дивный новый мир» жители старого мира, в реальности живущие обычной жизнью, были вынуждены делать специальные гротескные шоу и притворяться «дикарями» для посетителей из Нового Лондона, ведь зависели от них экономически, то «приматы» сериала не сильно отличаются от того, какими их представляют женщины «Двух холмов». Они агрессивны, грубы, решают конфликты насилием и поединками пощёчин, составляют рейтинг по длине пенисов и едва сдерживают себя при виде женщин — видимо, так сценаристы видят мужчин, предоставленных на сотню лет самим себе. Но ответом на противоречия и недостатки обоих миров и двух их представителей, Рады и Геры, становится «любовь».
Сериал, претендующий на жанр сатиры, смотрится скорее как затянувшийся и несмешной стендап-сет, где шутят о феминистках, активистках, Грете Тунберг и веганах. «Два холма» уже столкнулись с критикой, а маркетинговые материалы точно отпугнули многих зрительниц, но на этот проект важно обратить внимание, он наглядно показывает, как многие создатели и зрители популярного контента до сих пор воспринимают феминизм.
ФОТОГРАФИИ: Start
Комментарии
Подписаться