Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

СериалыСериал «Екатерина Великая»: Хелен Миррен
в роли императрицы

Сериал «Екатерина Великая»: Хелен Миррен
в роли императрицы — Сериалы на Wonderzine

Гендерное равноправие с короной на голове

ТЕКСТ: Дина Ключарёва, автор телеграм-канала One Oscar For Leo

В пятницу на HBO вышел мини-сериал «Екатерина Великая» о российской императрице с Хелен Миррен в главной роли. Несмотря на то что шоу охватывает весь период правления Екатерины II, сюжет сосредоточен на истории её любви с князем Григорием Потёмкиным. Рассказываем подробнее, как вышло так, что взгляды правительницы, жившей больше двухсот лет назад, выглядят вполне себе эмансипированными.

События сериала стартуют в 1762 году — вскоре после того, как Екатерина, заручившись поддержкой со всех сторон, свергла своего мужа, Петра III, с российского престола. Важную роль в государственном перевороте сыграли братья Орловы, с одним из которых у Екатерины была связь и даже внебрачный ребёнок. После загадочной гибели Петра III Григорий Орлов, алчный и одержимый жаждой власти, потребовал, чтобы императрица признала его своим законным супругом. Екатерина категорически отказалась и разжаловала Орлова из фаворитов. Его место вскоре занял молодой поручик Васильчиков — и занимал до тех пор, пока Екатерина не познакомилась с Григорием Потёмкиным, тогда ещё простым ординарцем. Харизматичный и темпераментный Потёмкин покорил шальную императрицу и искренне её полюбил. Их отношения длились много лет, несмотря на многочисленные связи на стороне у обоих. Когда он скончался от затяжной болезни, Екатерина резко сдала и долго горевала по любимому. Сериал подробно рассказывает об их отношениях — нежности, ревности и тоске в разлуке — и даже обыгрывает неподтверждённый миф, что Екатерина и Потёмкин были тайно обвенчаны.

Хелен Миррен, которой уже не раз доставались роли монархов, как-то в интервью упомянула, что хотела бы однажды сыграть Екатерину Великую. Продюсеру Дэвиду Томпсону эта идея понравилась, и он предложил воплотить её в жизнь руководству HBO и самой актрисе. Он же выбрал и шоураннеров: режиссёра Филипа Мартина (который работал над «Короной» и «Пуаро Агаты Кристи») и сценариста Найджела Уильямса, ответственного за триумф Миррен в роли Елизаветы I в одноимённом фильме 2005 года. Кандидата на роль Григория Потёмкина актриса позвала сама: импульсивного полководца сыграл Джейсон Кларк, с которым Миррен подружилась на съёмках фильма «Винчестер. Дом, который построили призраки».

Чтобы проникнуться характером своей героини, Хелен Миррен (урождённая Елена Миронова — у актрисы русские корни) прочла все сохранившиеся письма Екатерины — и деловые, и любовные, адресованные фаворитам и, собственно, Потёмкину. Многие её реплики в сериале — непосредственно цитаты из этой переписки. Миррен восхитил железный характер немки, самой что ни на есть селф-мейд-вумен, превратившейся в одну из главных фигур российской истории. «Она была умна, прагматична и понимала, чего стоит власть. Бедняжку в юности привезли из Германии, одинокую, без наставников. Она смотрела по сторонам и училась, и, конечно, ошибалась», — рассказывает о своей героине Хелен Миррен. Съёмки проходили в исторических интерьерах: в Латвии, под Санкт-Петербургом и в Екатерининском дворце в Москве — актриса была в восторге.

Закалённая предыдущими ролями властных женщин, Миррен знает, как держать осанку и ледяной взгляд. Но её Екатерина — личность объёмная: тщеславная, образованная, прагматичная и в то же время уязвимая, уставшая и жаждущая любви. Ей хочется на ручки, но на ручки нельзя — она панически боится близости и неизбежно следующего за ней предательства. Она должна сохранять образ безжалостной правительницы, чтобы не упустить контроль над страной и ближним окружением. Екатерина — центр дворцовой вселенной, и все остальные герои, как маленькие планеты, вращаются вокруг неё. Достойный противовес ей способен составить разве что Потёмкин — громкий, патриотичный и амбициозный. Увидев его в окно, Екатерина шепчет своей конфидентке, графине Брюс: «Какой мужчина!» «Но я увидела его первой», — возражает Брюс. «Да, но я-то здесь императрица», — отвечает ей Екатерина. Потёмкин и императрица по-настоящему привязываются друг к другу — в первую очередь потому, что разделяют понятия секса и любви. Она не возражает против его связей с другими женщинами, а он не обращает внимания на то, что в его отсутствие Екатерина заводит себе новых юных фаворитов. Их неконформные отношения выглядят прогрессивными не только для XVIII века, но и для XXI.

Несмотря на то что иногда «Екатерина Великая» откровенно съезжает на территорию мыльной оперы, сериал нельзя назвать проходным — и вот почему. Во-первых, затмевающий всех и вся безоговорочный талант Хелен Миррен. Во-вторых, сам факт того, что она играет эту роль — ведь в начале шоу Екатерине немногим за тридцать. Редкий случай, когда молодую историческую фигуру играет не просто зрелая актриса — но актриса вдвое её старше (Миррен семьдесят четыре года). И делает это легко и естественно: пластично движется, флиртует, стреляет глазами, танцует на балах и хохочет как кокетка. Набирая жизненный опыт, Екатерина ожесточается: её взгляд становится тяжёлым, а решения — категоричными. Отдельная трагичная линия в сериале — отношения с сыном Павлом, к которому Екатерина совершенно не испытывает материнской привязанности и не воспринимает всерьёз, а тот, несмотря на жизнь в самой благоприятной обстановке, вырастает озлобленным и бесхарактерным человеком.

Но, пожалуй, главное, чем подкупает «Екатерина», — это изображением женщины, для которой никто не указ. Она живёт в консервативную эпоху и тем не менее свободно распоряжается своим телом и желаниями — благо положение у неё для этого более чем привилегированное. Екатерина ломает расхожий шаблон, предписывающий считать мужчину с десятками связей героем-любовником, а женщину в аналогичной ситуации — распутницей. «Она думала как мужчина и относилась к своей сексуальности так же, как мужчины относятся к своей. Даже сейчас мы думаем, что раскрепощены, но всё равно совершенно по-разному оцениваем женскую и мужскую сексуальность. Есть то, что дозволено мужчинам, но всё ещё не дозволено женщинам. Екатерина просто взяла и перешагнула через эту границу», — говорит Хелен Миррен о смелости Екатерины любить и заниматься любовью.

Свободолюбивый характер сыграл с Екатериной злую шутку — её сын Павел, смертельно обиженный на мать за то, что она хотела передать престол не ему, а его сыну, после её кончины стал распространять скандальные слухи о нравах матери (например, обвинял в совокуплении с конём) и всеми способами старался очернить её память. Впрочем, с высоты 2019 года эти попытки придраться к чьей-то сексуальности кажутся смехотворными. Гендерное равноправие в кринолине, бархате, бриллиантах и с короной на голове — почему бы и нет.

ФОТОГРАФИИ: HBO

Рассказать друзьям
3 комментарияпожаловаться