Views Comments Previous Next Search Wonderzine

СериалыСериал «Благие знамения»: Ангел и демон пытаются предотвратить апокалипсис

Экранизация романа Терри Пратчетта и Нила Геймана

Сериал «Благие знамения»: Ангел и демон пытаются предотвратить апокалипсис — Сериалы на Wonderzine

Текст: Дмитрий Куркин

В конце мая на Amazon Prime вышел мини-сериал «Благие знамения», снятый по мотивам фэнтези-романа Терри Пратчетта и Нила Геймана о том, как ангел и демон объединяют усилия, чтобы предотвратить апокалипсис. Книга долго шла к экранизации (в какой-то момент интерес к проекту проявил Терри Гиллиам — получилось то, что обычно происходит с проектами Гиллиама, то есть ничего) и в конце концов воплотилась в шестисерийный водевиль. До его премьеры Пратчетт уже не дожил — писатель умер в 2015 году, — но можно предположить, что сериал, бережно сохранивший элементы его едко-иронического стиля, ему бы понравился.

Конец света близится. Вот уже должен явиться в мир младенец Антихрист, который, достигнув пубертата, обретёт свою подлинную мощь и запустит сценарий тотального уничтожения Земли. Команды рая и ада в нетерпении предвкушают последнюю битву, предначертанную в Писании (и те и другие уверены, что победа будет за ними), но пара игроков не разделяют общего энтузиазма.

Демон Кроули (Дэвид Теннант), которому начальство поручило подбросить дьявольское отродье в семью американского дипломата, и его старый знакомый, ангел Азирафаэль (Майкл Шин), слишком прикипели к радостям земной жизни. Кроули, как положено змию-искусителю, подбивает соперника начать собственную игру: они оба будут тайно воспитывать Антихриста, и тот под равным влиянием добра и зла вырастет обычным человеком, а мир ещё немного поживёт. Азирафаэль боится ослушаться божьей воли, а кроме того, его постоянно допекает высшее руководство в лице архангела Гавриила (Джон Хэмм в роли образцово некомпетентного начальника, который бесит своим самодовольством). Но любовь к французским блинчикам, суши-ресторанам и уютному букинистическому магазину, владельцем которого он притворяется для конспирации, оказывается сильнее.

«Благие знамения» едва ли можно назвать лучшей работой что одного, что другого автора, но свои погоны классики иронического фэнтези книга заслужила по праву. Оба писателя явно относились к ней с большой нежностью, как к странному и своенравному ребёнку: для Геймана она стала первым бестселлером в прозе, для Пратчетта — редкой вылазкой за территорию созданного им Плоского мира. И когда в двухтысячных годах вялая перспектива экранизации романа наконец ожила, Гейман пообещал измученному болезнью Альцгеймера коллеге, что доведёт историю до экрана в ценности и сохранности.

Своё слово писатель сдержал. Большинство сюжетных линий, диалогов и авторской прямой речи сериал прямо цитирует из книги, не отклоняясь от первоисточника даже в мелочах — в дороге потерялась разве что сквозная шутка о том, что любая кассета, пролежав в бардачке машины Кроули две недели, превращается в сборник хитов Queen. И даже при том, что кое-какие детали в «Благих знамениях» проапдейтили, они выглядят артефактом из начала девяностых, времён утончённого английского юмора, королями которого тогда были Фрай и Лори.

То же касается дуэта Теннанта и Шина, как будто сбежавшего из забытого эпизода «Доктора Кто» — трудно поверить, что прежде они не работали вместе. Их актёрская химия спасает «Благие знамения» в те нередкие моменты, когда весёлый хаос достигает пика, сюжетные провода совсем уж перепутываются, а персонажей становится так много, что их расстановка на сцене перестаёт быть понятной. Запретная дружба ангела и демона, двух союзников, которым вроде бы нельзя быть союзниками, в сериале разыграна и правда блестяще.

За этим добросердечным бромансом легко упустить из виду центральный парадокс, который вообще-то и заставляет мир «Благих знамений» вращаться. Что в книге, что в сериале он вынесен в самое начало: «Не в кости играет Бог со Вселенной; он играет в неописуемо сложную игру, которую сам и придумал. С точки зрения всех прочих игроков (то есть просто — всех), это всё равно что играть в крайне запутанную разновидность покера при неограниченных ставках в абсолютно тёмной комнате перевёрнутыми картами, причём с крупье, который не объяснил вам правил и всё время загадочно улыбается». Между тем люди, которые с благоговейным трепетом напоминают, что пути Господни неисповедимы, почему-то раз за разом оказываются в первых рядах толкователей, уверенных, что уж они-то точно знают, в чём состоит высший замысел.

Эта вечная нестыковка, от души забавляющая Геймана и Пратчетта, в сериале если и проговаривается, то вскользь. Зато не пропал другой, может быть, даже более важный посыл: люди по природе своей не добры и не злы — они просто люди, и поступки их объясняются именно этим. Петиция американской христианской организации в адрес Netflix с требованием удалить богохульный сериал — который вообще-то выпустил не Netflix, а Amazon — как нельзя более наглядно подтверждает правоту авторов.

ФОТОГРАФИИ: Amazon Prime

Рассказать друзьям
4 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.