Views Comments Previous Next Search Wonderzine

Сериалы«Эйфория»: Откровенный сериал
о наркотиках и поисках любви поколения Z

Зендая в долгожданном проекте HBO

«Эйфория»: Откровенный сериал
о наркотиках и поисках любви поколения Z — Сериалы на Wonderzine

ТЕКСТ: Дина Ключарева, автор телеграм-канала One Oscar For Leo

Обилие откровенных сцен на телеэкране давно стало визитной карточкой собственных шоу HBO, однако с новым сериалом «Эйфория» о неприглядных сторонах подростковой жизни (в России его можно посмотреть на «Амедиатеке») канал раздвигает самим же им заданные рамки допустимого. Да, здесь не рубят головы направо и налево, но в первом же эпизоде фигурируют передозировка наркотиками, жёсткий секс взрослого мужчины с несовершеннолетней девушкой и сексуальная сцена с удушением — и это далеко не всё. «Эйфория» — шоу совсем не для чувствительного зрителя, не сахарная мелодрама о подростковой романтике (хотя и не без неё), а подобие тайного второго аккаунта в VK, о котором не подозревают родители и где творится альтернативная жизнь, полная страстей, потерь и достижений. «Эйфория» плотно набита триггерами разной степени тяжести и продолжает вектор, заданный «Чернобылем»: не столько развлекает, сколько приносит мучительный катарсис.

ВНИМАНИЕ: текст содержит спойлеры.

«Эйфория» рассказывает о так называемом поколении Z: тех, кто родился в нулевые и кого принято считать едва ли не самыми самодостаточными и сознательными и в то же время самыми депрессивными людьми — пропущенная через оптику повсеместных социальных сетей жизнь ровесников всегда кажется им лучше собственной. Сериал демонстрирует, что поколению свойственны примерно те же ошибки и желания, что и его предшественникам (с небольшой поправкой на развитие технологий). Тем не менее аудитория сериала — это миллениалы, представители предыдущего поколения, которые всё ещё достаточно молоды, чтобы испытывать шок при виде наготы на экране и переживать за количество лайков на фото в инстаграме, но при этом уже достаточно взрослые, чтобы тревожиться о тайной жизни собственных детей и младших сестёр и братьев. 

В центре сюжета — нежная и плавно эволюционирующая в нечто большее дружба старшеклассниц Ру (Зендая) и Джулс (дебютная роль трансгендерной модели Хантер Шафер). У Ру наркотическая зависимость, и, едва вернувшись в обойму после лета в клинике, она бежит за новой дозой к своему дилеру. Джулс — новенькая в школе, недавно совершившая переход трансдевушка, которая вечерами тайно встречается с мужчинами ощутимо старше себя.

Вскоре становится понятно, что сомнительный образ жизни для каждой из них — способ законопатить сквозную дыру в собственной душе. Ру ищет в наркотиках не кайф, а забытьё, чтобы хоть на время спрятаться от биполярного, тревожного и обсессивно-компульсивного расстройств. Для Джулс беспорядочные связи со взрослыми мужчинами, так и не вышедшими из шкафа, — единственный доступный способ ощутить себя желанной. С виду девушки — две противоположности: флегматичная Ру в огромных худи совсем не похожа на романтичную Джулс в розовых кружевных нарядах с плюшевым рюкзаком за спиной.

И всё же они моментально цепляют друг друга: рядом с Джулс Ру может быть собой, не заглушая неустойчивое «я» наркотиками, а для Джулс она первая, кто принимает её без всяких оговорок. Их однокашникам живётся не легче: у каждого из героев «Эйфории» есть объективные проблемы — будь то школьный красавчик-футболист Нэйт с постоянными приступами агрессии — за гипертрофированной маскулинностью он прячет свои настоящие склонности, пышнотелая Кэт (Барби Феррейра), которая попадает в неприятную ситуацию порномести, но умудряется обернуть её в свою же пользу, или первокурсник-девственник, который, впервые вступая в половую связь, начинает агрессивно душить свою партнёршу, потому что уверен, что всем сексуальным девушкам — ведь так показывают в порнографии — это нравится.

«Эйфорию» уже сейчас можно назвать поворотной точкой в карьере юной актрисы и певицы Зендаи, которая исполняет в сериале роль рассказчицы и главной героини. Сейчас Зендае двадцать два года, и около десяти из них она провела под отеческим крылом детского канала Disney, снимаясь в трогательных целомудренных сериалах о приключениях школьников. Роль Ру, девушки с ментальными расстройствами и наркотической зависимостью, кардинально отличается и от образов диснеевских героинь, и от персонажа вселенной Marvel (где Зендая играет подружку Человека-паука).

Актриса переживала, что из-за полного отсутствия личного опыта с запрещёнными веществами и алкоголем не сможет достоверно передать все метания и состояния Ру, но моментально вошла в резонанс со своей героиней, едва прочитав сценарий пилота. Большой заслугой в этом стала чуткая работа режиссёра Сэма Левинсона, который сам адаптировал сценарий одноимённого израильского сериала про подростков, вписал в историю Ру собственный опыт зависимости и сделал это сразу с прицелом на Зендаю. «Она меняется в один момент, от очень крутой к чрезвычайно уязвимой. Она одновременно и милая, и импульсивная и идеально вошла в роль», — говорит режиссёр и сценарист.

Сэм Левинсон, сын известного голливудского режиссёра Барри Левинсона (снявшего, например, «Человека дождя»), хорошо знает, о чём пишет: свою юность он провёл, употребляя «всё, что было в поле зрения» и скитаясь по клиникам (к возрасту героев «Эйфории» он пережил четыре реабилитации). Левинсон-младший в завязке уже четырнадцать лет и теперь использует свой опыт, чтобы поднимать темы подростковой зависимости и сексуальности, травли и слатшейминга, которые на эфирном телевидении обычно стыдливо замалчивают.

«Люди предпочитают прятать голову в песок, когда об этом заходит речь. У взрослых и юных сейчас большой провал в коммуникации. Если лет тридцать назад старшие всё ещё могли задавать какие-то ориентиры молодёжи, то сейчас ритм жизни слишком высок. Мы все живём в процессе непрерывной адаптации к происходящему, поэтому взрослым сложно давать советы юным о том, как лавировать в этой жизни», — считает режиссёр.

«Вашему поколению было достаточно цветочков и папиного одобрения, но на дворе 2019-й, и если вы не амиш, то знаете, что секстинг — это валюта любви. Хватит нас гнобить. Гнобите тех, кто создаёт закрытые сообщества, где выкладывают фотографии обнажённых несовершеннолетних девочек», — говорит Ру голосом Зендаи, и её слова звучат невероятно остро — особенно в контексте происшествия с актрисой Беллой Торн, бывшей коллегой Зендаи по каналу Disney. На днях Торн сама выложила собственные интимные фото, чтобы упредить атаку хакеров, которые завладели ими и пытались шантажировать девушку. Её действия осудила Вупи Голдберг, заявив в прямом эфире, что это вина самой Торн — дескать, нельзя жить в 2019 году, быть знаменитостью и делать откровенные фото, а потом возмущаться, что они попали в интернет. Торн адресовала Голдберг яростное сообщение, упрекнув актрису в виктимблейминге словами «только не хватало, чтобы пожилые женщины осуждали моё тело и мою сексуальность».

По атмосфере и откровенности «Эйфория» ближе к «Деткам» Ларри Кларка, чем к своим ближайшим, казалось бы, телевизионным родственникам вроде жизнерадостного «Полового воспитания» или напряжённого «13 причин почему». Сцена самоубийства в сериале о подростках казалась вам провокационной? Получите десятки голых пенисов в одном кадре (во втором эпизоде) и мастер-класс по созданию дикпиков (в третьей серии). Мужская нагота, преобладающая в «Эйфории» над женской, всё ещё непривычна для большинства зрителей — это ещё одна черта, выделяющая сериал на фоне его собратьев. Такой шаг в сторону гендерного равенства, пожалуй, самый заметный (в большинстве западных отзывов на «Эйфорию» «тридцать обнажённых членов» упоминаются едва ли не в заголовках), но не единственный в сериале.

Несмотря на то что героини в поисках счастья переживают массу боли и унижений и вынуждены продираться сквозь токсичные отношения, именно они контролируют нарратив шоу. Очень показательна сцена с Джулс на вечеринке, когда в приступе гнева её атакует школьный задира, а она, представительница маргинализированной социальной группы, не сворачивается в комочек в попытках не отсвечивать ради собственной безопасности, а вопреки всем ожиданиям даёт ему отчаянный отпор.

Своим вызывающим видом «Эйфория» пытается привлечь внимание старших — так же, как и её герои-подростки. Сериал вызывает в памяти зрителей флешбэки их собственных юношеских травм и не даёт тешить себя иллюзией, что проблемы подросткового возраста — это проходящая ерунда. При всей своей откровенности «Эйфория» не романтизирует пороки своих персонажей, но относится к ним с пониманием, а к их травмам — с большим уважением. «Это шоу ничего не рекламирует и никому не указывает, как себя вести. Оно призвано пробудить сочувствие к окружающим и дать понять, что у каждого есть своя история, о которой вы ничего не знаете, и своя борьба за что-то, чего вам не понять», — заключает Зендая в одном из интервью.

Фотографии: HBO, Амедиатека

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.