Views Comments Previous Next Search Wonderzine

СериалыСпециалистка по делам женщин: Путь к славе
Фиби Уоллер-Бридж

Специалистка по делам женщин: Путь к славе
Фиби Уоллер-Бридж — Сериалы на Wonderzine

Главные проекты самой востребованной сценаристки сегодня

Можно сказать, что путь Фиби Уоллер-Бридж К СЛАВЕ начался с красивого жеста. Дело было на проекте, куда Фиби позвала работать драматург и режиссёр Вики Джонс. В процессе Вики уволили — узнав об этом на общем совещании, Фиби незамедлительно встала и вышла. «Смело», — бросили ей в спину. «Смелее было бы остаться», — ответила она. Так рассказывает сама Фиби: она производит впечатление человека, который всегда оставляет за собой — не без доли самоиронии — последнее слово.

Шутки шутками, но именно это жертвование карьерой во имя сестринства и дружба с Вики во многом определили дальнейшую судьбу Фиби. Вдвоём они затеяли писательскую лабораторию DryWrite, где молодые драматурги упражнялись в сеансах анонимного письма на заданную тему: пришёл, написал, тут же поставил свой текст, сразу получил фидбэк и отправился выпивать с новыми друзьями. DryWrite («Сухое письмо» — «Звучит, как что-то из области ИППП», — шутит Фиби) стал тем самым цехом, в котором сформировалось всё то, что спустя несколько лет принесёт ей награды, номинации и бесконечное зрительское расположение.

Именно Вики уговорит Фиби участвовать в ночи стендапа на Лондонском фестивале сторителлинга. Фиби — профессиональная актриса — стендапом никогда не занималась, но решила пойти навстречу страху и написала текст от лица той, кем всегда хотела себя видеть: дерзкой, смелой девушки, с убийственно циничным чувством юмора и незарастающей дырой в душе. Из этих десяти минут родилась театральная постановка «Fleabag», позже ставшая одноимённым сериалом, который влюбил в себя телезрителей уже далеко за пределами Великобритании. Выстрелив в 2016-м, Уоллер-Бридж проделала карьеру с театральных подмостков до франшизы «Джеймса Бонда». Рассказываем, как ей это удалось.

Текст: Александра Хазина

Флибэг

Симпатичная хозяйка крошечного кафе, украшенного всевозможными изображениями морских свинок, одинокая жительница Лондона, ведущая независимую жизнь молодой и неприкаянной женщины, безымянная красотка без гроша в кармане. Она спит с кем хочет и когда хочет, не стесняется собственного либидо и мечется между инфантильным отцом и его пассивно-агрессивной невестой, маниакально-депрессивной сестрой, её манипулятивным мужем, не беспокоящимся по поводу своего алкоголизма, и бесконечной чередой мужчин. Но есть кое-что ещё —  съедающая изнутри трагедия, связанная со смертью лучшей подруги Бу, из-за которой то и дело всплывают флешбэки былой, счастливой жизни, когда было с кем делиться радостями и горестями. Теперь место утерянного собеседника занимает зритель — четвёртой стены просто нет, а обращение к аудитории а-ля Фрэнк Андервуд — это будто бы разговор Флибэг с самой собой.

«Флибэг» стала фирменной карточкой Уоллер-Бридж, которая написала её, срежиссировала и сыграла в ней главную роль. «Чтобы петь правдивые песни, нужно петь самозабвенно», — замечает одна из героинь в другом сериале сценаристки «Сожители». В этом и есть секрет «Флибэг»: за комедийными гэгами, уморительными персонажами и острыми комментариями скрывается искренняя попытка поговорить о том, о чём принято молчать. Бойфренд уходит от Флибэг дважды: когда обнаруживает её мастурбирующей на видеоинтервью Барака Обамы и когда находит на компьютере её запросы по поиску порно — и за нелепостью этой ситуации скрывается разговор о праве женщины на сексуальные фантазии. Главная дилемма для Уоллер-Бридж — как практиковать, что проповедуешь, или в принципе как быть современной женщиной. Когда на феминистской конференции выступающая задаёт вопрос «Готовы ли вы променять пять лет своей жизни на идеальное тело?» в зале быстро поднимаются две руки — главной героини и её сестры.

Первый сезон «Флибэг» вышел в поворотном для Фиби 2016 году, а второй — в 2019-м. «Это — история любви», — говорит Уоллер-Бридж с экрана, вытирая перед зеркалом в кровь разбитый нос. Обретя относительную эмоциональную стабильность и больше не пытаясь заполнить дыру в сердце неразборчивым сексом, Флибэг внезапно влюбляется — комично (он — священник) и трагично (правда священник). Роль сексуального мужчины в рясе была написана специально для Эндрю Скотта, который, как и Уоллер-Бридж, мастерски балансирует между комедией и драмой. Но жаждая любви и пытаясь её добиться, героиня по-прежнему пытается понять главное: что значит быть женщиной.

В третьей серии в сериале ненадолго появляется Кристин Скотт-Томас в роли Белинды — мощной и элегантной обладательницы бизнес-премии «Женщина года», которая за бокалом мартини клянёт «унизительную» награду, загоняющую женщин в гетто, долго рассуждает о том, что женщины рождены с болью внутри, и в конце концов благословляет Флибэг вернуться на вечеринку и пофлиртовать там с кем-нибудь. В ответ та в полном восхищении целует её, ведь Белинда воплощает всё то, что главная героиня ищет: и решение уравнения «феминизм vs реальность», и санкции на её собственный гедонизм.

Сожители

«Сожители» (в оригинале «Crashing», не путать с сериалом Пита Холмса) были первым крупным телевизионным проектом Фиби, вызывавшим у неё абсолютное замешательство — пилот писался практически год. Многое из этого шоу затем обрело более детальную проработку во «Флибэг» — здесь Уоллер-Бридж тоже выступила режиссёром и сыграла главную роль. Сериал «Сожители» выглядит младшим братом «Флибэг»: там всем ещё двадцать пять, все вокруг чуть менее осознанные и повествование чуть более неуклюжее. Тем не менее он любопытен и сам по себе — недаром его купил Netflix.

Лулу — яркая, раскрепощённая и безответственная — приезжает устроить сюрприз другу детства Энтони и врывается в его жизнь в разгар вечеринки. Живёт он в сквоте в бывшем госпитале со своей зажатой девушкой Кейт и колоритными соседями: задирой Сэмом, не готовым признать свою гомосексуальность, воинственной художницей Мелоди, неловким геем индийского происхождения Фредом и другими. Ожидаемо по ходу выясняется, что отношения Лулу и Энтони всегда были чем-то большим, чем просто дружбой, но бесконечный водевиль с алкоголем и вечеринками в бывших операционных без дверей и окон, попытки найти деньги на аренду у богатой тётки и война Сэма за внимание Фреда сильно отвлекут от основной романтической линии.

Уже здесь Уоллер-Бридж упражняется в написании главного персонажа: Лулу поёт песни про лесбийское порно, громко рыгает и в целом ведёт себя так же раскованно, как и Флибэг. Да и сама романтическая линия в определённый момент завернётся петлёй, так что снова окажется, что девчонки лучше всех. Скованная Кейт будет пытаться осознать собственное тело и пройдёт ту эволюцию, на которую не способен Энтони — оказавшись меж двух женщин, он вдруг окажется слабым и безвольным парнишкой, который спросит у лучшей и более сильной подруги: «И что мне теперь делать?»

Убивая Еву

«Убивая Еву» — первый большой проект Фиби, в котором она не сыграла сама. Детективный сериал рассказывает о погоне МИ-6 за наёмной киллершей Вилланель, она же Оксана — роскошной, неуловимой и выказывающей все признаки психопатии. Следствие ведёт агентка Ева Поластри — усталая женщина в счастливом браке за председателем местного клуба по бриджу. Вилланель хладнокровно выполняет одно задание за другим, в перерывах богемно прожигая жизнь в квартире в центре Парижа, но однажды что-то идёт не так: Оксана оказывается одержима идеей убивать в принципе, а Поластри — идеей найти киллера.

«Убивая Еву» не всегда щекочет нервы саспенсом: в конце концов, карты в целом раскрыты с самой первой серии и дальнейшее развитие событий лишь представляет собой наслоение конспирологических теорий и кошки-мышки во всех возможных направлениях. Правда, местами сердце всё же бьётся чаще: так, линия Оксаны в начале второго сезона представляет собой головокружительный оммаж «Психо» Хичкока и «Мизери» Роба Райнера и Стивена Кинга. Но главное, что «Убивая Еву» — это перевёртыш, где женщины выходят на первый план: женщине легче убить, поскольку её сложнее подозревать, и только женщине-детективу возможно расследовать преступления женщины-убийцы. Отсюда множество остроумнейших сюжетных поворотов и комедийных гэгов в самые неожиданные моменты. Преступницу невозможно остановить, поскольку её пропуском становится фраза «Мне нужно передать тампон». Развязать язык российскому шпиону получается не пытками, а материнскими объятиями. Но главное, что отношения Поластри и Оксаны превращаются в отношения взаимного восхищения и притяжения — и эта заворожённость женщины женщиной сама по себе становится предметом исследования.

Забавно, что антагонистом здесь выступают российские спецслужбы, где всем заправляют неприятные мужчины в пиджаках, сотрудники то ли КГБ, то ли мафии, то ли всё сразу. Прекрасный повод проникнуться симпатией к прекрасной киллерше, которая в определённый момент начнёт наваливать и своим, и врагам, и всем, кто встаёт на пути её интересов.

Джеймс Бонд

В апреле 2019-го Уоллер-Бридж пригласили принять участие в работе над черновиком сценария о Джеймсе Бонде. Позвали её как «специалиста по делам женщин» — вдохнуть жизнь и феминистский юмор в те персонажи, которые чаще всего оставались лишь мизогинным отблеском главного героя. «Фильм должен эволюционировать, и важно, чтобы он начал относиться к женщинам подобающе. Ему [Бонду] это делать не обязательно. Он должен оставаться верен своему характеру», — говорит Фиби. С трудом верится, что героиня Леа Сейду вдруг начнёт иронично комментировать последнюю ночь с Бондом, но что-то в духе Уоллер-Бридж нас явно ждёт.

ФОТОГРАФИИ: Channel 4, Amazon Prime Video, Amazon Studios, BBC

Рассказать друзьям
3 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.