Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

СериалыСериал Вачовски «Sense8»: Так плохо, что уже хорошо

Посмотрели несколько серий телешоу создателей «Матрицы» и размышляем, нужно ли это делать вам

Сериал Вачовски «Sense8»: Так плохо, что уже хорошо — Сериалы на Wonderzine

Ольга Страховская

Две девушки пылко занимаются сексом, за окном Сан-Франциско, в разгаре гей-парад, город ликует, веселые трансвеститы с крылышками раздают пирожные с марихуаной. Брутальный герой второсортных сериалов, попавший в список самых сексуальных актеров планеты, позирует папарацци с роскошной подружкой. Коп спасает афроамериканского подростка, подстреленного в опасном районе Чикаго. Кореянка, способная надрать задницу любому боксеру на ринге, сжав зубы, склоняет голову перед хамством партнеров по бизнесу. Звезда лондонских клубов прячет шрамы на запястьях. Сын криминального авторитета мочится на могилу отца. И так далее. Всего их восемь, им дана сверхспособность, а вместе они команда — просто ни один из них пока не в курсе. Новую, удивительную жизнь им подарила загадочная женщина (Дэрил Ханна), отдав взамен свою.

«Самый запутанный сериал на современном телевидении», «телешоу о... невозможно точно сказать, о чём» — такими рецензиями встретили журналисты сериал Ланы и Энди Вачовски и шоураннера «Вавилон-5» Джозефа Стражински, первый сезон которого в пятницу целиком выложили на Netflix. Рецензентов можно понять: до премьеры прессе разослали только первые три серии, и в них нам лишь обрисовывают расстановку сил, по очереди достают куски пазла и настойчиво вертят ими перед носом. Разглядели? Всё поняли? Поняли хотя бы, что это части пазла? Ну, поехали.

Первый фильм Вачовски назывался «Связь», и сейчас это слово окончательно стало главным в их лексиконе. Они, действительно, всегда снимали о том, что все мы являемся частью вселенной и между нами куда больше общего, чем кажется, — надо лишь приглядеться. В последнее время их фильмы транслируют эту мысль всё настойчивее и со всё более странным размахом. «Восхождение Юпитер» весело и безудержно разжевывало ее даже для самых маленьких, с куда более надутыми щеками это делал «Облачный атлас», парафразом которого, по сути, и является «Sense8». Здесь повторяется и идея фильма (все мы — долгое эхо друг друга, и травинка, и лесок, и в поле каждый колосок), и даже лица: корейская актриса и модель Пэ Ду На играла в «Облачном атласе» робота Сонми-451, а несколько серий «Sense8» снято «идейным братом» режиссеров и соавтором «Атласа» Томом Тыквером.

 

«Sense8» повторяет идею «Облачного атласа»: все мы — долгое эхо друг друга,
и травинка, и лесок, и в поле каждый колосок

 

Подробнее объяснять происходящее в сериале бессмысленно — вы либо умрете со скуки, либо убьете за спойлеры. К тому же герои прекрасно справляются с этим сами: у Вачовски, помимо немного упоротого нью-эйджизма, с каждым годом всё больше прогрессирует так называемый синдром Нолана, когда ситуацию не инсценируют, а заставляют героев проговорить ее вслух. В «Sense8» таких моментов будет так много, что лучше приготовиться сразу. По общечеловеческим меркам (которые не очень применимы к творчеству Вачовски) сериал написан не самым блестящим образом: герои — набор ходячих клише, от диалогов порой идет кровь из ушей, из глаз иногда тоже. На первой серии половина наших знакомых заснула, а вторая ежеминутно боролась с желанием выключить, но смотрят в итоге все. При этом, очевидно, не только из отстраненного культурологического интереса, сопровождающегося недоуменно поднятой бровью.

Краткий синопсис «Sense8» вызывает ассоциации, конечно, не только с предыдущим творчеством его создателей. Первым делом на ум приходит популярный в конце 2000-х сериал «Герои», но амбиции Вачовски и Netflix простираются куда дальше. Последние пять лет американское телевидение время от времени предпринимало робкие (или не очень) попытки повторить успех главного сериала XXI века — «Остаться в живых». До сих пор это не получалось ни у кого. Ощущение WTF, нелинейность, мистическая аура и трансцендентальный подтекст, ходульные персонажи с загадочным прошлым в конце концов — всё это объединяет и «Lost», и «Sense8». Есть даже актер, игравший Саида, — здесь его героя зовут Джонас. Даже не пытайтесь сказать, что это постмодернизм или случайность, в мире Вачовски такие совпадения называются «судьба». Получилось ли на этот раз нагнать достаточно тумана, поразить воображение и подсадить на крючок? Кажется, да. Больше того, это первый за долгое время жанровый сериал (кроме, конечно, «Игры престолов»), который способен затянуть всех подряд — а не только фанатов жанра.

В то же время не покидает ощущение, что «Sense8» срабатывает не благодаря, а почти что вопреки. Даже если оставить за скобками корявый сценарий, тут есть к чему прицепиться. К примеру, Вачовски выступают адвокатами ЛГБТ и поднимают самые фундаментальные вопросы — как найти в себе силы открыться или как жить с неприятием близких. Лана сама не так давно прошла через болезненный каминг-аут и трансформацию, так что ей есть о чём рассказать — но в итоге две квир-линии сериала занимают заметно больше экранного времени, чем остальные. В отличие от сериала «Transparent», который ругали за то, что трансгендерную героиню играл не трансгендер, здесь с этим всё корректно, как и с равноправием полов. Девушки сходу заявляют о своих правах («Я пошла в университет получать степень, а не искать мужа»), а среди героев поровну мужчин и женщин, к тому же всех цветов кожи. Но все они исключительно молодые и конвенционально красивые.

Шоу прямым текстом сообщает о том, как важен диалог культур — но и в Индии, и в Найроби он ведется на английском с характерными акцентами, даже когда герои говорят с мамой и с богом. Ближе к середине шоу объясняют, что это условность, но все же. Попытка охватить всё, как известно, приводит к поверхностности, а вместо глубокомысленности чуть что вылезает банальность или и вовсе глупость. Если женщина умирает в Африке, то от СПИДа, русского криминального авторитета хоронят священники, одетые по греческой моде, а у главного злодея на лысине вытатуирована богородица с надписью «Пошёа Нахуи!». Завидный жених-индус, пытаясь произвести впечатление на невесту, пляшет с ней танец из болливудского фильма.

Как ни странно, всё это звучит куда хуже, чем есть на самом деле, и в первую очередь потому, что прописные истины, сказанные громко, не перестают быть истинами. Вачовски не стесняются произносить их вслух и от всего сердца, даже если это звучит как пошлость — и рано или поздно (то есть на четвертой или пятой серии) это сработает. Бессмысленно разбираться, идиоты они, святые или гении — потому что, скорее всего, и то, и другое, и третье.

Рассказать друзьям
8 комментариевпожаловаться