СериалыПочему нужно
смотреть сериал
«Моцарт в джунглях»
Новый сериал Amazon о закулисье классической музыки с юмором, сексом и наркотиками

Новый сериал amazon «Моцарт в джунглях», созданный Романом Копполой и Джейсоном Шварцманом, выложили целиком и сразу в конце прошлого года. Небольшие получасовые серии смотрятся на одном дыхании, а сериал уже продлили на второй сезон. Для тех, кто ищет шоу, чтобы «всё и сразу», рассказываем о сериале про дирижера и его ассистентку-гобоистку, которым предстоит вернуть популярность некогда великому оркестру и попутно найти себя.

дарья татаркова
1
Коппола и Amazon. В своем стремлении построить сериальную империю в духе Netflix Amazon придерживаются правила «лучше меньше, да лучше», и это работает. У Amazon Studios пока всего несколько собственных шоу, а обе главные драматические комедии оказались невероятно удачными: что «Transparent» про женщину-трансгендера и ее семью, что «Моцарт в джунглях» про будни симфонического оркестра. Если первый брал деликатной и изящной интонацией, с которой была подана непростая история, то второй подходит к вопросу более игриво, что делает его проще, но зато веселее. На руку играет и то, что занимаются им Роман Коппола, Джейсон Шварцман и бродвейский режиссер Алекс Тимберс, которые прекрасно понимают, какой сериал нужно снимать про Нью-Йорк и артистическое закулисье.
2
«Секс, наркотики и классическая музыка». «Амазон» подают сериал под броским слоганом «Секс, наркотики и классическая музыка», при этом совершенно не приврав. Безусловно, и секс и наркотики в «Моцарте» упаковывают и сервируют семейной аудитории примерно как бутылку виски в бумажном пакете: все понимают, что внутри, но показывать нельзя. При этом они выполняют важную функцию очеловечивания солидных музыкантов во фраках, которые больше похожи на волшебных пингвинов, чем на людей из плоти и крови. Внезапно выясняется, что они едят, пьют, занимаются сексом и носят застиранные худи — а еще им нужны перерывы на туалет по расписанию, определенному профсоюзом.
Закулисье одного из главных симфонических оркестров мира оказывается такой же змеиной ямой, как и любая профессиональная среда, построенная на конкуренции. Интриги и дрязги в Нью-Йоркском филармоническом оркестре замаскированы внешним лоском, но от этого участники играют еще грязнее и ожесточеннее. Более приземленные сферы вроде киноиндустрии или телевидения вроде бы по умолчанию идут в комплекте с секс-скандалами и «помощью» в виде наркотиков разной степени тяжести, но, как сообщают создатели сериала, в мире классической музыки происходит всё то же самое. В конце концов, любовь к кокаину и Малеру никак не противоречит друг другу.
3
Яркие истории. Тема сериала подается через две главные линии — дирижера и гобоистки, которых играют Гаэль Гарсиа Берналь и Лола Кёрк. Тема сериала может показаться специфической, но переживания героев вполне универсальны и не могут не вызвать эмпатии. Многим кажется, что симфоническая музыка тяжело дается неподготовленному слушателю, а также требует погруженности в тему и знания контекста. Не стоит пугаться заранее: сериальная форма и акцент на личной и профессиональной драме каждого музыканта помогут услышать (точнее, увидеть) классическую музыку с нового ракурса. Создатели сериала отлично это понимают и показывают, что оркестр — это сумма музыкантов, которые должны быть слаженным коллективом, а классическая музыка — не какая-то недоступная материя, в которой нет места ничему человеческому.
4
Всё (почти) правда. Сериал условно поставлен по одноименному роману гобоистки Блэр Тиндал, произведшему немалый фурор в момент выхода. Люди, так или иначе вовлеченные в мир классической музыки, отзывались о нем либо крайне отрицательно, либо с удивлением узнавали в ее рассказах себя — обе реакции одинаково подтверждали тот факт, что Тиндал задела профессиональную среду за живое. Шоу, конечно же, адаптировано под наши дни, все-таки события романа происходят в 80-х, а особо педантичным может показаться красивой фантазией.
Как же так, дирижер просто приходит и ни с того ни с сего меняет программу для одной непонятно откуда взявшейся гобоистки? Идеально звучащая репетиция в подворотне? Неслыханно! Шоураннеры опирались тем не менее на факты, собрав с миру по нитке и дойдя в своем ресерче даже до дедушки-Копполы, когда-то руководившего Нью-Йорк Сити Опера. Однако для того, чтобы получился не конспект суровых будней оркестра, а увлекательный сериал, который предполагается смотреть запоем, Коппола и компания идут на фантастические допущения, на которых не нужно пытаться их подловить и которыми нужно просто наслаждаться. Оперируя набором наивных клише вроде вредных копов или семейных латиноамериканцев, шоу удается скорее создать ощущение доброй сказочности, нежели вызвать раздражение.
5
Игра кровью. По отдаче, с которой музыканты и маэстро занимаются своим делом, сериал сильно напоминает накал страстей, скорее, присущий азиатским драмам. Речь идет не о нервных срывах, без которых, разумеется, не обходится ни одно дело, а беспрекословной вере в то, что музыке нужно отдаваться до конца и с воодушевлением. Наивность, идущая рука об руку с максимализмом, совсем не портит шоу. Дирижер де Соуза в исполнении Берналя любит повторять, что играть нужно кровью — фигурально, хотя стертые пальцы служат неплохой иллюстрацией. Здесь не раз проговаривается распространенное мнение, что классическая музыка мертва, однако из серии в серию шоу последовательно это опровергает. Молодой дирижер своим примером показывает, что в борьбе за релевантность куда важнее пробудить в музыканте прежний энтузиазм и восторг от музыки, чем попросту заменить всех старожилов оркестра на молодых и энергичных. Красной нитью в сериале проходит и мысль о смерти элитизма в высоком искусстве — он действительно отмирает, и это неизбежный процесс. Все идеи дирижера вовсе не оторваны от реальности — главный герой шоу во многом списан со вполне реального Густаво Дудамеля, руководившего Лос-Анджелесским филармоническим оркестром и прославившегося своим неортодоксальным подходом и молодостью, редкой для такой должности.
6
Классическая музыка для всех. Для тех, кто хорошо разбирается в предмете, сериал может стать, скорее, поводом для фрустрации и раздражения. Главное, за что сериал критиковали знатоки симфонической музыки и профильные критики, — это нелогичность и даже тривиальность в выборе музыкальных произведений для репертуара. Специалистов, например, удивляет использование увертюры Чайковского «1812 год». Но узнаваемость — важная составляющая музыки, которую играют герои сериала, и она делает его понятным любому зрителю. Речь идет не только о необходимости продавать шоу, но и том, чтобы поддержать одну из главных его идей — борьбу с элитизмом. И у авторов сериала, и у героя Берналя, по сути, одна и та же цель — сделать классическую музыку доступной широкой аудитории. Так что шоураннеры нарочно понижают градус пафоса и раскидывают по сценарию узнаваемые имена и популярные произведения, чтобы не отпугнуть неофитов.
7
Нью-Йорк, бедность, любовь. Действие происходит в Нью-Йорке, а где есть большой город и Центральный парк — там непременно есть борьба за место под солнцем. Популистское название «Моцарт в джунглях» на самом деле хорошо объясняет суть происходящего. Творческая личность, помещенная в каменные джунгли, должна выживать как хочет — будь то знаменитый маэстро или никому не известная провинциалка. Все ищут себя и свое место. Если вы к тому же смотрите сериал «Девочки», то невольно испытаете дежавю: проблемы у героев отчасти схожие, а еще главная героиня как две капли воды похожа на Джемайму Кёрк (да, это ее сестра), а ее манера тараторить словно позаимствована у Зоси Мамет. И да, поиски работы ее тоже волнуют. Так что теперь у нас есть еще одно шоу про нравы американской творческой столицы, и мы точно знаем, что в Нью-Йорке непросто выжить не только молодым писателям, но и танцорам и музыкантам.
Фотографии: cover photo courtesy of Gillette
Комментарии
Подписаться