СериалыКак канал FX продвигает образ сильной женщины
Разбираемся, какое влияние на индустрию оказали героини сериалов The Bridge, American Horror Story, The Americans и других телешоу FX

За последнюю пятилетку американское ТВ резко рвануло вперед, оставив позади консервативный большой экран. Пока голливудские сценаристы находятся в затянувшемся поиске сильных женских образов (из последних редких удач стоит вспомнить героиню Сандры Буллок из «Гравитации»), шоураннеры сериалов выводят на первый план все новых и новых героинь. Один из пионеров движения — кабельный канал FX, площадка для сериалов, где судьбы мира вершат сильные и эффектные женщины, а мужчины на их фоне зачастую выглядят так себе. Марат Кузаев разбирается, почему актрисы рвутся играть в сериалах FX и как канал осмысляет образ современной женщины.

Марат Кузаев
Диана Крюгер и Демиан Бишир
в сериале The Bridge
Кери Расселл
в роли Элизабет Дженнингс
в The Americans
Когда Диану Крюгер спросили, почему она согласилась сняться в сериале The Bridge, белокурая немка рассказала знакомую многим историю: «Я смотрела Mad Men, House of Cards, Breaking Bad и ловила себя на мысли, что эти шоу лучше большинства последних фильмов. Женские персонажи в сериалах кабельных каналов написаны просто великолепно, и актрисам требуется отвага, чтобы их сыграть. В кино мне никогда не предлагали настолько тщательно проработанные роли. Мне кажется, именно за такими героинями и хотят наблюдать зрители. Это волнительный момент для всех женщин!» Но хотя мы знаем назубок, почему и как надо превозносить свершения кабельной революции на ТВ, наверняка кто-то недоуменно вскинет брови: мол, нашла где искать профессиональный вызов — на самом мужском из так называемых престижных каналов, FX.
Долгое время на FX заправляли лихие ребята: с полицейским жетоном, в огнеупорном костюме, бежевом стетсоне, боксерских перчатках. Женщины в шоу вроде Justified и Rescue Me дополняли непростую жизнь героев-мужчин, а самое большее, на что могли рассчитывать актрисы, — равноправная роль в ансамблевой комедии, например в It’s Always Sunny in Philadelphia или The League. Единственный заметный сериал, где парней задвинули на второй план, — новаторская юридическая драма Damages — доживал свои дни на спутниковом канале Audience Network. И только с недавних пор положение слабого пола на FX стало исправляться.
Прошлой зимой стартовала ретро-драма The Americans о советских агентах в Вашингтоне, а спустя полгода — «пограничный» процедурал The Bridge. В обоих шоу снова есть типичные для FX крутые типажи, однако теперь они достались женщинам: Кери Расселл — шпионка Элизабет Дженнингс, Диана Крюгер — детектив Соня Кросс, причем их героини заметно жестче, увереннее, последовательнее напарников-мужчин. Однако и Элизабет Дженнингс, и Соня Кросс не только выполняют работу, которая традиционно считается неженской, — отбросив патриархальные путы, они переняли закрепленные за мужчинами роли.
На первый взгляд, канал утверждает шовинистскую мораль: свободная женщина либо больна, либо не свободна вовсе, а всего лишь стала марионеткой мужчин
Диана Крюгер
в роли Сони Кросс в The Bridge
У Сони расстройство аутического спектра. Ей нелегко общаться с людьми, но в то же время благодаря синдрому Аспергера она так и не усвоила репрессивные нормы. Поэтому Соня без стеснения переодевается на глазах у коллег (техасские копы опускают глаза: то ли потому, что увидели ее лифчик, то ли потому, что белье коллеги вызывающе неэротично) и огорошивает парней в баре, предлагая немедленно заняться сексом. У мужчин тоже есть запреты, но если они нарушают правила, то их, в отличие от женщин, окутывает флер благородного бунтарства (поэтому мы любим антигероев и готовы линчевать их спутниц за куда менее тяжкие проступки). Но Соня Кросс не бунтарка — она свободна по природе.
Cлучай Элизабет Дженнингс запутаннее. Изворотливые чекисты велели ей изображать воплощение американской мечты в самом сердце США: у миссис Дженнингс обаятельный, но не слишком красивый муж, двое чудных детишек, симпатичный домик в пригороде, барбекю у соседей. На дворе 80-е: Элизабет на пару с супругом владеет туристическим агентством. Она преуспевающая, независимая, цветущая женщина и одновременно заботливая, а когда надо, и кроткая, жена. Однако долг перед родиной вынуждает Элизабет всякий раз натягивать поверх этой благовидной личины еще одну, шпионскую: то она неотразимая искусительница, то наивная простушка, то безжалостная убийца. Под париком и очками миссис Дженнингс скрывается советская женщина Надежда, и вот она уже предается соблазнам, о которых ее тоскующие американские соседки могут только мечтать.
Однако свобода Надежды-Элизабет — мнимая. У нее десятки лиц, но нет своего, она вольна действовать, как считает нужным, но не ради себя, а в интересах далекой страны. Миссис Дженнингс, которую сочинили умники из КГБ еще в 60-х, спустя 20 лет разрывается между призрачной коммунистической мечтой и сытым капиталистическим счастьем (впрочем, столь же эфемерным), между Отечеством и отцом своих детей. В сущности, Кери Расселл играет трагическую героиню. Элизабет кричит своей начальнице: «Ты меня не знаешь!» — и в то же время трезво отдает себе отчет: ее собственная дочь никогда не узнает, что маму ласково зовут Надей. Вскоре Советский Союз развалится, но какую бы сторону ни выбрала Дженнингс, победительницей она не выйдет.
На первый взгляд, в The Bridge и The Americans канал утверждает шовинистскую мораль: свободная женщина либо больна, либо не свободна вовсе, а всего лишь стала марионеткой мужчин. Но на деле в обоих сериалах показано, насколько витиевата жизненная траектория сильной женщины (недаром Соне досталась такая «тяжелая» фамилия, а Элизабет Дженнингс — полная тезка знаменитой чернокожей активистки): 50 лет назад, или 30, или сейчас — да когда угодно.
Сара Полсон в сериале
American Horror Story: Asylum
Александра Брекенридж
в роли экономки Мойры в молодости
в первом сезоне American Horror Story
Тема сложной судьбы сильной женщины наиболее полно раскрывается в антологии American Horror Story, которую придумали известные заступники угнетенных Райан Мерфи и Брэд Фэлчак. История первого сезона Murder House была посвящена скелетам в шкафу, а сюжетные линии второстепенных персонажей сложились в надрывное двустишие: крепкой веревкой привязаны к дому бабушки, мамы, любовницы, жены. Средствами жанра Мерфи и Фэлчак превратили метафорические оковы во вполне осязаемую преграду (насколько осязаемыми могут быть привидения): погибнув под крышей особняка Хармонов, настрадавшиеся от мужчин героини навсегда остались в его стенах.
Второй сезон American Horror Story любопытнее первого. Его действие разворачивается в лечебнице для душевнобольных, и поначалу Asylum кажется всего лишь крикливым памфлетом: Мерфи и Фэлчак разверзли небеса над «терапевтическим государством», принудительно и жестоко лечащим плохое поведение. Однако Asylum несколько тоньше. Это история не только об ужасах, которые учиняет распоясавшееся государство, вторгнувшись в область морали с одобрения общества и при поддержке науки и религии. Страшнее в этом шоу другое — превращение жертв в самых зверских палачей.
Сестра Джуд винит себя за то, что когда-то сбила насмерть девушку. В наказание себе она приняла строгие обеты и стала издеваться над пациентами вверенной ей больницы «Брайарклифф». Джуд упекла в застенки честолюбивую журналистку Лану Уинтерс, потому что та лесбиянка. Хотя у монашки был и прагматичный расчет (Лана совала свой нос куда не надо), сестра покарала Уинтерс за распутство — грех, который заточил саму Джуд в лоно церкви. Однако стоило Джуд выяснить, что та девушка выжила под колесами ее автомобиля, и тем самым избавиться от чувства вины, как она ополчилась против изуверов «Брайарклиффа». Наоборот, Уинтерс, вытерпев пытки и сбежав из заточения, стала черствой и неприступной, а в конце убила собственного сына. Джуд была виновна в том, что любила слишком многих мужчин, Лана — в том, что совсем их не любила, но наказание женщины понесли друг от друга.
Сквозной мотив всех сериалов FX — кризис маскулинности: их герои — незадачливые папаши, великовозрастные балбесы и попросту сломленные мужчины. Женщины FX из иного теста
В третьем сезоне American Horror Story проблемы женщин и вовсе будут выдвинуты на передний план: его события происходят в школе для ведьм, противостоять друг другу снова будут женщины — подруги, матери, дочери и однокурсницы. При этом FX все равно останется каналом с мужскими сериалами, где доминируют мужчины. Другое дело, что сильный пол в этих шоу предстает не таким уж сильным. Сквозной мотив всех сериалов FX — кризис маскулинности: их герои — незадачливые папаши, великовозрастные балбесы и попросту сломленные мужчины. Женщины FX из иного теста. Беременная Вайнона из Justified бросила Рэйлана, поняв, что их отношения обречены. Дженни из The League стала равноправным братаном в компании своего мужа. Мать главного героя Archer заправляет в разведывательном агентстве, а его бывшая девушка подчас обходит его на работе. Джемма из Sons of Anarchy вертит суровыми байкерами как ей заблагорассудится, а Тара образованнее, состоятельнее и успешнее своего мужа Джекса. Пока их мужчины ищут свое место в мире, о котором еще не сказали достаточно точных слов, эти эффектные героини забирают все, что им хочется: будь то роли друзей, возлюбленных, врагов или наше внимание.
Комментарии
Подписаться