Кино«Я буду жить»: Фильм о женщине, решившей резко изменить свою жизнь и проучить родственников
И жить только для себя
В начале декабря на Kion вышел фильм «Я буду жить», сценарий к которому написала Анна Козлова, а снял Эдуард Бордуков. Лента рассказывает об очень узнаваемой героине, преподавательнице по имени Алла, которой около пятидесяти лет и которая всегда эмоционально и физически обслуживает членов своей семьи (включая двух бывших мужей), пока они проявляют чудеса инфантильности и стратегической некомпетентности. На саму себя же ей сложно тратить время и деньги. Череда событий — сначала она чуть не задыхается, поперхнувшись едой, а потом попадает на встречу группы поддержки людей с раком — заставляет Аллу взглянуть на свою жизнь по-новому. Она решается всё кардинально изменить: прямолинейнее общаться с окружающими и жить в своё удовольствие. А затем врёт родным, что у неё неизлечимая стадия рака.
Рассказываем, каким получился фильм и почему его стоит посмотреть.
Главная героиня Алла в исполнении Евгении Дмитриевой осознаёт, что разбирается с проблемами и просьбами близких, мало что получая взамен, — и когда она давится едой, никто не слышит. Тогда она перепридумывает себя и начинает говорить всё, что думает, не боясь задеть чьи-либо чувства. Открыто сообщает о своей неприязни к инфантильному бойфренду дочери, перестаёт реагировать на манипуляции сына, а также остроумно отвечает на снисходительные реплики бывших мужей, интересующихся, ПМС у неё или менопауза. И здесь можно пережить катарсис вместе с героиней, которая перестаёт всем угождать, говорит что думает и — главное — не извиняется за это. Впрочем, иногда её честность бывает похожа на нравоучения — в случае общения с ученицей, которую она вряд ли знает достаточно, чтобы так осуждать. Новоприобретённая откровенность лучше всего работает с близкими и приводит к забавным ситуациям в магазинах.
Алла заявляет близким, что неизлечимо больна, чтобы объяснить причину своего изменившегося поведения — и заставить свою семью наконец повзрослеть. Внутренний монолог героини тем временем позволяет лучше её понять и показать, почему женщина решается на такое: она настолько чувствует себя затянутой в пучину, что не видит другого выхода, кроме довольно серьёзной лжи. Здесь стоит сказать, что группа людей с раком, которая мотивирует героиню, нивелируется таким образом до спорного сюжетного приёма. Решение Аллы можно было бы обыграть иначе и выбрать иную метафору для её трансформации. Но в итоге перед зрителями раскрывается преображённая героиня, возможно, своего рода «антигероиня», которая перестаёт себя ограничивать в угоду ожиданиям семьи и общества и начинает жить, как ей хочется.
Героиня настолько чувствует себя затянутой в пучину, что не видит другого выхода, кроме довольно серьёзной лжи
В результате обмана лучше всего ей удаётся именно проверить родственников: сначала все расстраиваются из-за её вымышленного диагноза, но довольно быстро начинают подсчитывать и делить потенциальное наследство. Впрочем, не все герои достаточно раскрыты, чтобы получить такой же эффект, как, скажем, от семейных склок в ленте «Достать ножи». Фильм выиграл бы, выкрутив сатиру и «жанр ругающихся родственников» на полную, причём не только в сценарии, но и в визуале, монтаже и музыке.
Пожалуй основная заслуга «Я буду жить» в том, что фильм фокусируется на героине средних лет, погружается в проблемы, знакомые очень многим женщинам, которые не только работают, но и занимаются домашним трудом, поддерживают родных и приносят очень многое в жертву. Но самое главное — лента не осуждает свою героиню за приобретённый эгоизм и отказ от роли удобной для всех «хранительницы очага», а следует за ней по выбранному ею необычному пути. За это — и за игру Евгении Дмитриевой — фильм стоит посмотреть.
ФОТОГРАФИИ: Каропрокат, Kion