Кино«Тори и Локита» братьев Дарденн: Социальное кино с большим сердцем
История большой дружбы в непростом мире
Братья Дарденн снимают кино о людях, часто оказывающихся в слепом пятне общества, — об иммигрантах, о заключённых, о наркозависимых, о работниках на контракте. Объединяющая черта героев их фильмов — уязвимость, вызванная тем, что человек перестаёт быть встроенным в привычное общество и становится «разболтанным винтиком». В попытке встроиться или, наоборот, усугубить положение и оторваться от привычного человек сталкивается с обществом — именно этот конфликт и возможности его разрешения больше всего интересуют братьев-режиссёров. Очень часто главными героями в их фильмах становятся дети и подростки, уязвимые в своей невинности, только познающие правила, по которым устроен мир.
Текст: Ира Карпова
Новый фильм братьев Дарденн «Тори и Локита» рассказывает историю героев с двойной уязвимостью — девушка-подросток и маленький мальчик из Африки пытаются устроиться в жёстких реалиях современной Бельгии. Как и все предыдущие работы режиссёров, премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале летом 2022 года. Братья Дарденн находятся в очень редком списке режиссёров — они двукратные обладатели главного каннского приза, «Золотой пальмовой ветви»: за «Розетту» в 1999 и за фильм «Дитя» в 2005 году.
Тори (Пабло Шилз) и Локита (Жоэли Мбунду) познакомились в лагере для беженцев на Лампедузе — итальянском острове в Средиземном море, с начала 2000-х ставшем перевалочным пунктом для тех, кто бежал из Африки за лучшей жизнью в Европу. Несмотря на разницу в возрасте, Тори и Локита стали неразлучны и выдают себя за брата и сестру — дело в том, что Тори имеет основание получить официальное убежище в Бельгии, а Локита нет. В Бельгии подростки работают на местного наркоторговца — владелец пиццерии выращивает, фасует и продаёт марихуану. Локите нужны деньги, чтобы отправлять матери в Бенин, ей нужны деньги, чтобы расплатиться с другими мигрантами, кто помог ей нелегально перебраться с Лампедузы в Бельгию, ей нужны деньги, чтобы купить себе новые документы. Когда станет ясно, что отказ властей окончательный, Локита согласится на новую работу своего шефа — жить в заброшенном ангаре, выращивать и фасовать марихуану — в фактическом рабстве, без оплаты, в обмен на новые документы.
«Тори и Локита» — это история большой дружбы двух юных людей, встроенная в напряжённый криминальный сюжет: попадутся ли они полиции, сможет ли Тори найти ангар, где заперта Локита, ведь наркоторговец отобрал у неё телефон.
Братья Дарденн открывают зрителям картину внутреннего мира молодых людей — сложную, нежную, ранимую, иногда в чём-то ужасную
Это второй подряд фильм Дарденнов о детях и подростках. Предыдущая их работа, «Молодой Ахмед» 2019 года, получила неоднозначную реакцию публики и критики — фильм рассказывал о тинейджере из нерелигиозной семьи, решившем под влиянием радикального имама исповедовать ислам, жить как верующий мусульманин и попытавшемся зарезать учительницу. Фильм обвиняли в исламофобии — на мой взгляд, эти обвинения не совсем беспочвенны, когда зрителям предложена картина, где семена ислама произрастают в голове маленького радикала и это единственное изображение религиозного мусульманина. «Молодой Ахмед» и «Тори и Локита» составляют диптих — портрет молодых людей в современной Бельгии, и это огромный вклад Дарденнов в осмысление проблем и трудностей молодого поколения. Их волшебство в заинтересованном взгляде — они видят не клеймо, не стереотип мусульманина-радикала или наркоторговцев из Африки, а людей, непохожих на них самих, бельгийских буржуа левого толка, они открывают зрителям картину внутреннего мира этих молодых людей — сложную, нежную, ранимую, иногда в чём-то ужасную — как у Ахмеда, следующего крайностям и не думающего о последствиях своих действий.
Как и всегда братья Дарденн снимают без саунтдтрека, вся музыка в фильме — лишь та, которую слышат и исполняют сами герои, в манере, близкой к документальной:до перехода в игровое кино они снимали документальные фильмы. Это тоже очень важно: Дарденны добиваются такой реалистичности, что зрителям легко поверить — перед ним не актёр в образе, а живой человек. На место равнодушия и страха — к этому другому, к чернокожему наркоторговцу, к мусульманину на молельном коврике — приходит эмпатия и понимание. А в случае с Тори и Локитой — глубокая симпатия, герои не ожесточаются под натиском судьбы, даже хочется упрекнуть режиссёров, что они слишком идеальны, такой своего рода антипод маленького Ахмеда. Антагонисты в фильме — наркоторговец и его ассистент — показаны очень плоско, мы ничего не узнаем о них, кроме того, что они мерзавцы и злодеи, как будто эксплуататорам, использующими других людей как вещь, режиссёры отказывают в человечности.
Важность этого кино лично для меня неоспорима, ведь социальное — а именно то, как люди сосуществуют в обществе, растёт в нём из человеческого — как люди существуют внутри себя. И Дарденнам блестяще удаётся показать этот переход — от внутреннего к внешнему и наоборот.
ФОТОГРАФИИ: Кино.Арт.Про