Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

КиноКогда хоррор — это мужчины: Каким получился новый фильм Алекса Гарленда «Род мужской»

Когда хоррор — это мужчины: Каким получился новый фильм Алекса Гарленда «Род мужской» — Кино на Wonderzine

Утрата и горе, токсичная маскулинность и патриархат

23 июня в прокат выходит новый фильм Алекса Гарленда «Род мужской» с Джесси Бакли в главной роли. По сюжету ленты главная героиня Харпер снимает старый дом в небольшой английской деревушке, чтобы отдохнуть и привести свои мысли в порядок — ведь она переживает утрату. Однако в тихом месте, начинают происходить странные вещи: кто-то начинает преследовать Харпер.

Рассказываем, каким получился «Род мужской».

Действие фильма начинается, когда, приехав в загородный дом, Харпер словно Ева, срывает с дерева и пробует яблоко. Затем она встречает первого из «мужчин» — в оригинале фильм называется «Men» — добродушного владельца Джеффри, который обращает внимание на то, что «миссис» Марлоу приехала одна. Харпер забронировала дом со старой приставкой, ведь овдовела совсем недавно. Более того смерть мужа (Паапа Эссьеду) произошла у неё на глазах — во время отпуска её одолевают воспоминания об этом. Героиня ищет утешения в уединении, однако вскоре, гуляя по живописному лесу, встречает обнажённого мужчину — чуть позже он же появляется на заднем дворе её дома. Впоследствии героиня сталкивается с полицейскими, местным священником, деревенским мальчишкой и обитателями паба.

Всех мужских персонажей, которые встречаются Харпер в деревне, сыграл один актёр, Рори Киннер. И это можно интерпретировать по-разному, о чём говорит и сам Алекс Гарленд: либо все, с кем сталкивается героиня, по сути своей одинаковы, либо на этом этапе для неё все мужчины, какими бы разными они ни были, «на одно лицо».

Оба прочтения перекликаются с двумя большими темами фильма: личными переживаниями главной героини и давлением внешнего мира. Из воспоминаний Харпер становится понятно, что смерти мужа предшествовал большой конфликт, наполненный манипуляциями, насилием и угрозами с его стороны. И главную угрозу, случайно или умышленно, он воплотил. Героиня ожидаемо испытывает сильные чувства, корит себя, но в то же время осознаёт, что не несёт ответственности за действия мужа. Впрочем, патриархальная культура, воплощённая в обитателях деревушки, а именно пастора, видит ситуацию иначе, в том, что женщина мужчину «довела» — Ева разрушила их с Адамом рай.


Либо все, с кем сталкивается героиня, по сути своей одинаковы, либо на этом этапе для неё все мужчины, какими бы разными они ни были, «на одно лицо»

Миниатюра патриархального мира фильма показывает разные виды маскулинности, от «хорошего парня» до стереотипных хулиганов, от избалованности до манипулятивной «мудрости». Но их общая личина передаёт, каково героине в этом мире микроагрессий, когда от мальчика, с которым отказалась играть, слышит оскорбление, от служителя церкви, которому доверилась, получает в свою сторону обвинение, а от полицейского — обесценивание её переживаний по поводу преследователя. Схематические мужские персонажи объединены общим образом «зелёного человека», символа возрождения, у которого, однако, появляется зловещий подтекст — ведь перерождение здесь скорее напоминает мутацию.

Несмотря на обилие символов, несмотря на то, что Алекс Гарленд не даёт однозначных ответов и интерпретаций, фильм может показаться поверхностным или недостаточно сфокусированным — он будто уступает предыдущим работам режиссёра, научно-фантастической «Из машины» и «Аннигиляции» по книге Джеффа Вандермеера. Невольно думается, каким вышел бы разговор на темы фильма, если бы над сценарием работала и женщина. И всё же это не помешает насладиться фолк-хоррором с его безупречной актёрской игрой и яркой визуальной составляющей. В какой-то момент лента и вовсе становится боди-хоррором — предсказуемой её назвать никак нельзя. «Род мужской» вполне можно воспринимать дословно, как фильм о женщине, буквально одолеваемой призраками прошлого, — и погрузиться в его гнетущую атмосферу вместе с главной героиней.

ФОТОГРАФИИ: Вольга

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться