Кино«Смерть на Ниле»: Коробка бельгийского шоколада, деньги, чувства и немного убийства
Чтобы обрести любовь, необходимо открыться
«Убийство в восточном экспрессе» Кеннета Браны заканчивается на сцене, когда утомлённый Эркюль Пуаро сходит с поезда в заснеженном Броде и, освещённый закатным солнцем, узнаёт, что его ждут в Египте: на Ниле произошло убийство. Пять лет спустя он наконец там оказывается: убийство ещё не произошло, но оно неизбежно, ведь это экранизация романа Агаты Кристи «Смерть на Ниле».
Текст: Ирина Карпова
Сын домохозяйки и плотника, Кеннет Брана — выходец из театрального мира, он окончил лондонскую Королевскую академию драматического искусства и выбрал для себя две ролевые модели — Лоуренса Оливье и Уильяма Шекспира, и кстати, сыграл в кино их обоих. Имя Браны, прозванного «новым Оливье», прочно ассоциировалось с шекспировскими постановками — он ставил и ставит его в театре и экранизировал шесть пьес великого барда, назначив себя на роли Генриха V, Яго и Гамлета, пока в начале 2010-х годов не прорубил окно в Голливуд. В Тинзельтауне Брана снял первого «Тора», «Золушку» и фэнтези «Артемис Фаул», а в 2017 году — ремейк «Убийства в Восточном экспрессе», где сам исполнил роль Эркюля Пуаро. Хотя он, по сути, не придумал ничего нового: оригинальный фильм Сидни Люмета был построен по тому же принципу — убийство в замкнутом пространстве по Кристи и звёздный каст из актёров и актрис первой величины.
Поработав во вселенной Marvel и в голливудских блокбастерах, Брана внедрил в фильм-расследование схему супергеройского экшена: динамичное действие не останавливается ни на секунду и перемежается гэгами, а Эркюль Пуаро в его исполнении стал больше похож на Бонда Дэниела Крейга, чем на рафинированного интеллектуала с повышенной брезгливостью из телесериала с Дэвидом Суше, с которым знаком каждый российский телезритель. Но это сработало: «Восточный экспресс» Браны собрал в мировом прокате в семь раз больше изначального бюджета и такой впечатляющий успех предрёк фильму закономерное продолжение.
«Смерть на Ниле» сделана по тем же лекалам, что и «Убийство в Восточном экспрессе» и не уступает ему в развлекательности. Каст — как коробка бельгийских шоколадных конфет: Аннетт Бенинг, Галь Гадот, Софи Оконедо, Эмма Маки из «Сексуального просвещения», Роуз Лесли из «Игры престолов», Френч и Сондерс… Проблема лишь в том, что даже двух часов экранного времени недостаточно, чтобы дать этим талантам развернуться в полную мощь. Аннетт Бенинг запомнится несколькими язвительными репликами, а чудо-женщина Галь Гадот — улыбкой, сияющей ярче, чем солнце над пирамидами, но, как и почти во всех фильмах Кеннета Браны, больше всего на экране его самого.
Влюблённая пара планирует пожениться, она знакомит его со своей подругой — богатой наследницей, и уже в следующем кадре свадебные колокола звонят над ним и подругой
Сюжет, который, как и его развязка, знаком, как мне кажется, всем и каждому: влюблённая пара планирует пожениться, она знакомит его со своей подругой — богатой наследницей (Галь Гадот) — и уже в следующем кадре свадебные колокола звонят над ним и богатой подругой. Брошенная невеста начинает преследовать молодожёнов, пока не оказывается с ними на теплоходе, курсирующем по Нилу, и на первой же остановке около храма Рамзеса на молодую жену совершается покушение. Опасаясь за свою жизнь, она просит у Пуаро помощи, она не уверена ни в ком и подозревает всех гостей на борту, ведь, когда ты богат, у тебя нет настоящих друзей.
Деньги и чувства переплетаются в «Смерти на Ниле» в разных комбинациях. Но, по сути, это тот же фамильный саквояж Агаты Кристи — из старых денег и выпускников престижных колледжей, кадры с тщательной сервировкой стола, как и в «Восточном экспрессе», вызывают в памяти «Аббатство Даунтон» с его чётким разделением на мир хозяев и мир слуг. Египет и долина Нила в фильме Браны и автора сценария Майкла Грина — фэнтезийное пространство, нарисованное на компьютере, местное население не появляется в кадре, разве что мелькнёт на мгновение в качестве носильщиков. Герметичный мир, в котором разыграется сцена преступления, уже допускает внутрь себя людей с разным цветом кожи и с разной сексуальностью, но все они пассажиры первого класса. Как шутит героиня Дженнифер Сондерс, ставшая в версии Браны коммунисткой: в случае революции голова её милой и неприлично богатой крестницы первой полетит с плеч.
Да, Брана не придумывает сюжетам Кристи новые смыслы, это ларчик с загадкой — кто совершил преступление? — но он облачает ретродетектив в новую визуальную оболочку — изящную, лёгкую и очень красивую. В «Восточном экспрессе» Брана создал невероятное количество красивых постановочных кадров, соревнуясь практически с Уэсом Андерсоном, его камера не боится дробить изображение в зеркалах поезда и снимать затылки героев сверху. То же самое он проделывает и в «Смерти на Ниле», и Брана не скрывает, что, вдохновившись киновселенной Marvel, готов создать киновселенную Агаты Кристи. Пока это у него хорошо получается.
Как шутит героиня Дженнифер Сондерс, ставшая в версии Браны коммунисткой: в случае революции голова её милой и неприлично богатой крестницы первой полетит с плеч
«Убийству в Восточном экспрессе» повезло с таймингом: судебные разбирательства с одной из главных звёзд фильма — Джонни Деппом, обвинённым его бывшей женой Эмбер Хёрд в абьюзе во время их брака, начались уже после выхода фильма на экраны. Хёрд выиграла суд, студия Disney разорвала с Деппом контракты, но он продолжает работать и сниматься в нестудийных проектах. «Смерть на Ниле» сопровождает пока ещё не закончившаяся похожая история: исполнителя одной из главных мужских ролей Арми Хаммера обвинили в изнасиловании и абьюзивном поведении — несколько проектов, в которых он был задействован, отказались от дальнейшего сотрудничества, с ним перестали работать его агент и публицист. Хаммер не принимает участия в промоутировании картины.
Ещё кое-что роднит этот фильм с супергеройским каноном — в нём впервые показано рождение героя — ориджин, откуда возникает тот замкнутый и эксцентричный Эркюль Пуаро, известный всему миру. Рождение героя произойдёт в чёрно-белом флешбэке в траншеях Первой мировой войны, зрители увидят героя без его легендарных усов, а заодно Брана объяснит, почему сделал своего Пуаро обладателем не тоненьких усиков, а львиных усов, почти что бакенбардов. Причём без усов Пуаро покажут дважды — и это важный задел для следующего проекта. Всего один кадр превращает «Смерть на Ниле» из развлекательного аттракциона с убийством в нечто более хрупкое: шекспировед из Белфаста говорит, чтобы обрести любовь, необходимо открыться, а значит, обнажить свои раны, и это маленький намёк на то, что, возможно, в следующей экранизации романа Агаты Кристи Эркюль Пуаро уже не будет вести расследование в одиночку.
ФОТОГРАФИИ: FOX