Кино«Крик»: Каким получилось продолжение профеминистского слэшера
И чем так хорош оригинал
Первый «Крик» вышел 25 лет назад, а на этой неделе в кинотеатрах стартовала пятая серия франшизы. В 1996 году «Крик» сразу выделился на фоне других триллеров и фильмов ужасов благодаря своему ироничному, постмодернистскому формату. Герои, разбирающиеся в хоррорах, обсуждали их правила, чтобы противодействовать убийцам, взявшим жанр за основу. В первом «Крике» поднималась актуальная в то время тема — порождают ли жестокие фильмы насилие в реальности, но, пожалуй, самые интересные комментарии касались героинь хорроров.
«Крик» по праву считается профеминистским слэшером: он рассуждает о клише в фильмах ужасов и бросает им вызов, многогранные главные героини борются с убийцами в масках и побеждают. «Крик-5» стал первым фильмом, над которым не работал Уэс Крейвен, однако сценарист первой серии Кевин Уильямсон выступил исполнительным продюсером ленты. Рассказываем, чем хороша франшиза и какое у неё получилось продолжение.
анна третьякова
Переосмысление клише
Первый «Крик» рассказывает историю Сидни Прескотт, девушки из небольшого городка Вудсборо, которая оказывается в центре серии убийств. В начале преступления происходят по определённому сценарию: в доме жертвы раздаётся звонок и незнакомец расспрашивает её о любимых фильмах ужасов. Поговорив о хоррорах, убийца предлагает собеседнице поиграть в игру-викторину о кино и даёт ей знать, что следит за ней. В легендарной открывающей сцене первого «Крика» погибает героиня, которую сыграла самая известная актриса в касте — Дрю Бэрримор, показав первым зрителям фильма, что их ждёт что-то новое.
После первых убийств все телеканалы Вудсборо начинают говорить о том, что преступления, вероятно, связаны с насилием, которое показывают в кино. Сидни Прескотт вскоре тоже поступает звонок от убийцы с расспросами об ужастиках — она осознаёт, что убийца и правда вдохновляется хоррорами. После того, как ей удаётся спастись от первого нападения, Сидни и её друзья — затем к ним присоединяется журналистка Гейл Уэзерс — обсуждают известные тропы из хорроров, чтобы понять, как им выжить в фильме ужасов, происходящем в реальности. Именно благодаря этому обсуждению клише и их переосмыслению сатирический фильм отличается от всех остальных: персонажи призывают друг друга не заниматься сексом — прямая дорога к смерти в любом фильме ужасов — и никогда не говорить «Я сейчас вернусь!». Однако именно обсуждение клише, касающихся женщин в фильмах ужасов, стало самым значимым комментарием фильма о жанре хоррора. И в сочетании с тем, как были прописаны героини и их сюжетные линии, этот приём заработал фильму статус профеминистского кино.
В своём знаменитом разговоре с убийцей Сидни Прескотт говорит о том, как это оскорбительно, что в слэшерах женщины всегда ведут себя нерационально. Фильм заигрывает с этими клише, тоже вынуждая главную героиню в опасной ситуации убежать на второй этаж, а не прочь из дома, — однако она, как и другие героини, всегда даёт отпор убийце. Персонажем — комментарием о типичных женщинах в хоррорах в первой части фильма становится Тэйтум в исполнении Роуз Макгоуэн. Тэйтум, хоть и обладательница конвенционально привлекательной внешности, в первую очередь хорошая подруга и остроумный персонаж. Она замечает сексизм на допросах в школе — ведь девушек полицейские не спрашивали о любви к охоте — и отмечает, что убийцей может быть и женщина, предсказывая сюжетные повороты будущих частей франшизы. Тэйтум поддерживает Сидни и рассуждает о её матери, которая в фильме подверглась слатшеймингу, замечая, что Морин Прескотт, вероятно, встречалась с другими мужчинами, потому что была несчастна.
Сложные темы, которые затрагиваются в первом «Крике», иногда можно пропустить, следя за детективным сюжетом. Однако именно благодаря им фильм выглядит актуально и спустя 25 лет. Так, помимо обсуждения слатшейминга, лента показывает, как ошибки судебной системы связывают с пострадавшими — журналистка Гейл Уэзерс напоминает Сидни о её показаниях против Коттона Уири, с которого впоследствии снимают обвинения в убийстве матери героини. В личной жизни Сидни сталкивается с газлайтингом со стороны бойфренда Билли: он заявляет, что она слишком долго горюет по матери и он соскучился по своей «прежней» девушке. Сидни, к слову, вначале такому давлению противостоит, не поддаётся на манипуляции и не извиняется за своё горе — её в этом поддерживает и Тэйтум.
Важным элементом второй части франшизы стал комментарий о репрезентации в фильмах ужасов и отдельном наборе клише, касающихся небелых персонажей. И если третья и четвёртая части будто об этом забыли, пятый фильм показывает разнообразную группу современных и харизматичных героев.
Главные героини
«Крик» представляет ярких героинь жанра. Сидни Прескотт, например, не просто непобедимая «последняя девушка», она проходит несколько сложных этапов в жизни. После первой части, где она горевала по матери и пережила нападения, она находит силы играть на сцене, а в третьей, ожидаемо закрывшись в себе, решает помогать другим пострадавшим, работая на горячей линии. Четвёртый фильм после долгого перерыва представляет зрителю Сидни — авторку книги о пережитой травме.
Вторая яркая героиня франшизы — амбициозная и харизматичная Гейл Уэзерс, которая идёт на многое ради хорошего репортажа. Даже её желания помочь кому-то зачастую связаны с выгодой для неё самой — и от героини в пауэрсьютах сложно оторвать взгляд. Гейл каждый раз помогает с расследованием, подмечая важные детали и сходства. Однако, помимо её вклада в каждое из дел, одной из любопытных сюжетных линий становится развитие её карьеры: в четвёртом фильме франшизы Гейл скучает в маленьком Вудсборо после романтического хэппи-энда с полицейским Дьюи. У неё нет увлекательных сюжетов для книги, а как только начинаются новые нападения, в ней просыпается былой азарт. Именно она находит нужные контакты в школьном киноклубе и первой начинает разбираться в деле.
Конфликт между Сидни и Гейл — одна из значимых составляющих фильма. У Сидни есть весомые причины для неприязни к Гейл — которая проявляется в нескольких ударах, — однако она ценит то, что журналистка спасла ей жизнь. Гейл же в первых частях уверена, что исправляет несправедливость, виновницей которой считает Сидни. Однако с каждым новым фильмом женщины преодолевают свои противоречия, чтобы в пятой части предстать перед зрителями в новом качестве: потеряв терпение и вооружившись пистолетами, они напрямую предлагают свою помощь, чтобы убить киллера в маске.
Становится жалко, что Сидни и Гейл не главные героини нового фильма — большинство их главных моментов показаны в трейлере, — но на то «Крик-5» и перезагрузка франшизы, с новыми персонажами и лишь с отсылкой к оригиналу.
Удалось ли новому «Крику» стать достойным продолжением франшизы Уэса Крейвена?
Новый фильм знаменитой франшизы начинается знакомым образом: убийца звонит своей первой жертве и расспрашивает её о любимых фильмах ужасов. Через эти открывающие сцены «Крик» раскрывает любовь многих женщин к фильмам ужасов, в которых именно они сами зачастую становятся жертвами, — сейчас к хоррорам присоединился тру-крайм. В новой ленте одна из героинь прямым текстом сообщает, что просмотр «Удара ножом» её успокаивает — хотя вокруг и разворачивается его живой ремейк, а на вечеринке точно присутствует убийца.
Первый диалог нового «Крика» не разочаровывает. Героиня заявляет собеседнику, что её любимый фильм ужасов — это «Бабадук», из-за его комментария о материнстве. Девушка затем говорит о том, что предпочитает возвышенные хорроры, вроде «Ведьмы» и «Реинкарнации», в которых есть какой-то посыл. Её мнение разделяет и группа друзей: в обсуждениях они упоминают «Прочь».
В то же время, говоря о «возвышенных ужасах» с социальным комментарием, новый «Крик» не пытается ими быть. Фильм осознаёт, что существует в мире франшиз, которые, впрочем, порождают не менее интересные дискуссии. Пытаясь разобраться в правилах игры нового убийцы, герои обсуждают в первую очередь современную культуру сиквелов и ребутов. Поэтому для них, например, более важным становится разговор о перезапуске «Звёздных войн» и особенно их второй части, снятой Райаном Джонсоном и переосмысляющей историю. В целом новый «Крик» рассуждает о границах фан-сервиса, потакания фанатам культовых франшиз, и подшучивает над ними — кстати, в чём-то эти размышления перекликаются и со сценой маркетингового брейншторма новой «Матрицы».
Главной героиней фильма вновь становится девушка, и, по правилам ребута, неспроста. Новый «Крик» затрагивает интересную тему — как на женщин влияет то, что от них не зависит, и вновь рассуждает об эмоциональных травмах. Вряд ли фильм окажется настолько же значимым в смысле изображения его героинь, как первая картина франшизы. Но лента, бесспорно, поддерживает тон первых глав франшизы: даже если пятый «Крик» и не станет такой же классикой, как первый, он точно будет хорошим развлечением на выходных.
ФОТОГРАФИИ: Paramount Pictures