Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Кино«Купе № 6»: Фильм-путешествие о сближении противоположностей

«Купе № 6»: Фильм-путешествие о сближении противоположностей
 — Кино на Wonderzine

Вольная адаптация романа Росы Ликсом с Сейди Хаарла и Юрой Борисовым в главных ролях

В прокат в России выходит картина «Купе №  (но посмотреть его получится только после локдауна), адаптация одноимённого романа финской писательницы Росы Ликсом. Фильм Юхо Куосманена получил Гран-при жюри на Каннском фестивале, а актёры Сейди Хаарла и Юра Борисов запомнились всем тем, как веселились на фотоколле и по очереди держали друг друга на руках.

На прошлой неделе Финляндия выдвинула «Купе № 6» на соискание премии «Оскар». Рассказываем, каким получился фильм о путешествии финки по России.

Анна третьякова

Фильм «Купе № 6» рассказывает о студентке-археологе Лоре, которая отправляется из Москвы в Мурманск, чтобы увидеть петроглифы. Поехать с ней должна была Ирина, подруга, у которой героиня жила, с которой у неё были отношения и в которую она безответно влюблена. Но Ирина не смогла — или не так сильно хотела — к ней присоединиться, и путешествие Лоры теперь напоминает побег от собственных чувств. В поезде, в купе под номером шесть, ей встречается попутчик Лёха, который первым делом садится выпить. Вместе им предстоит доехать до Мурманска и узнать друг друга.

«Купе № 6» — это адаптация романа Росы Ликсом, за который автор получила литературную премию «Финляндия». Он во многом основан на личном опыте писательницы, которая в 80-е годы училась в Москве и путешествовала по СССР. Киноверсия «Купе № 6» довольно сильно отличается от текста Ликсом о путешествии по Транссибирской магистрали. Действие фильма происходит в не определённое точно время, когда-то
в 90-е, герои едут не в Сибирь, а в Мурманск, и в Москве Лора оставляет совсем других людей. Пожалуй, самые значимые изменения коснулись попутчика главной героини. В книге девушка путешествует с мужчиной сорока-пятидесяти лет с непростым, в том числе криминальным, прошлым. Он выговаривается молчаливой героине словно психотерапевту, делится своими взглядами на жизнь и историями из собственной биографии, переплетающимися с историей страны. Девушка же поначалу поглощена своими мыслями, пытается его не слушать, но уйти может не всегда — однажды мужчина не выпускает её из купе со словами «дослушай». В описании книги Ликсом называет главную героиню пленницей своего попутчика, а её путешествие — одновременно кошмаром, но и запутанной красивой историей. Фильм Юхо Куосманена же получился гораздо светлее книги, как отметила сценаристка Любовь Мульменко, работавшая с режиссёром над диалогами на русском языке.


В поезде, в купе под номером шесть, Лоре встречается попутчик Лёха, который первым делом садится выпить. Вместе им предстоит доехать до Мурманска и узнать друг друга

В фильме Лёха хоть и сразу же напивается, а затем отпускает мизогинный комментарий в адрес попутчицы, но всё же не произносит монологов книжного героя о насилии по отношению к жене и в целом о своём отношении к женщинам. О прошлом Лёхи известно немного, а в Мурманск он едет работать на горно-обогатительный комбинат, чтобы накопить денег на «бизнес». Главная героиня же едет увидеть петроглифы, потому что «зная прошлое, можно лучше понять настоящее». Для неё первые часы поездки оказываются ужасными: она, как и в книге, даёт выпившему попутчику отпор, а затем безуспешно пытается найти другое место в поезде. Но при этом Лора не так молчалива, как её книжная версия: она поправляет Лёху, путающего эстонцев с финнами, а затем учит его грубой фразе в ответ на навязчивое «Как сказать по-фински „я тебя люблю?“» и смеётся про себя. Сбегает от Лёхи она либо в коридор, либо внутрь себя, слушая кассетный плеер, играющий песню «Voyage, voyage», и вспоминая Ирину.

Начало путешествия в фильме, видимо, отражает переживания многих зрительниц, которые когда-либо ездили или задумывались о поездке в одиночестве. Навязчивое внимание, сексистские шутки и спасение в виде семьи попутчиков, которые заходят в купе на одной из остановок и благодаря которым вернуться на место не так страшно. Однако на следующий день трезвый Лёха начинает преображаться — проявляется харизма Юры Борисова — и ситуация меняется. Герои начинают общаться и узнавать друг друга: Лёхе искренне интересно узнать о Лоре и её путешествии, а главную героиню начинает интриговать её попутчик. Сначала он кажется стереотипным персонажем, с борсеткой и в шапке «Адидас» набекрень. Но грубоватый русский шахтёр, как героя Борисова описывает синопсис фильма, человек, которому ближе действия, нежели слова. Своими поступками он словно заглаживает вину за первую грубость, затем он выслушивает и принимает героиню и сам открывается ей как очень ранимый человек, которого порой пугают новые чувства. Из-за этого историю Лёхи сложно назвать «романтизацией» грубияна. Как только персонажи налаживают контакт, фильм будто превращается в роуд-муви.

Сцена первого нормального разговора героев невольно напоминает то самое знакомство в «Перед рассветом» Ричарда Линклейтера, но получается абсолютно другим. Их разговор прервёт шумная семья, а затем персонажей ждут не романтические прогулки, а поездка к бабушке по заснеженной дороге, замечания проводницы, «третий лишний» попутчик и искренние разговоры в тамбуре. Двое одиноких людей откроются друг другу и переживут большое приключение. Герои, принадлежащие разным мирам — Юхо Куосманен даже сравнил их культурные и социальные роли с щитами, — опустят эти щиты и найдут что-то общее. В итоге «Купе № 6» — это не столько взгляд иностранки на страну, а история о двух очень одиноких людях, почувствовавших искреннюю связь, которая продлится мгновение, но навсегда останется с ними. И поэтому эта история, укутанная снегом, искренняя, хоть и вымышленная, согревает.

ФОТОГРАФИИ: Sony Pictures

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться