КиноПародия на полноту: Почему киноиндустрии стоит отказаться от «толстых костюмов»
И работать над разнообразием фигур
Использование накладных костюмов (fat-suits) уже давно подвергается критике. Новую волну дискуссий вызвал кастинг Сары Полсон на роль Линды Трипп в сериале «Импичмент: Американская история преступлений», для которой актриса носила фэтсьют, и кадры с Рене Зеллвегер в костюме и гриме преступницы Пэм Хапп. Зрительницы и активистки не отрицают таланта актрис, но хотят уважительной репрезентации и возможностей для разных актёров: чтобы полных персонажей играли полные люди. Мы решили посмотреть на историю толстых персонажей в кино и аргументы против фэтсьютов.
Текст: Анна Третьякова
После начавшихся в соцсетях и изданиях дебатов Сара Полсон в интервью Los Angeles Times признала, что её кастинг на роль связан с фэтфобией в Голливуде. «Мне очень трудно говорить об этом, не чувствуя, что я оправдываюсь, — сказала актриса. — Существует много споров вокруг актёров и толстых костюмов, и я думаю, что эти споры вполне законны. Я думаю, что фэтфобия реальна. Я думаю, что притворяться, что это не так, значит причинять ещё больший вред. И это очень важный разговор, который необходимо провести». По словам Сары Полсон, ей стоило больше подумать о своём решении. «Я знаю, что это привилегированное место, чтобы сидеть и размышлять об этом, уже получив возможность это сделать. Возможность, которой у кого-то другого не было», — добавила актриса, заметив, впрочем, что ответственность лежит не только на актёрах, которые соглашаются на интересные и сложные для них роли.
И правда, критики, активистки и зрительницы не отрицают таланта актрис. Можно сказать, что их претензии направлены в первую очередь к отделам кастинга, ведь они решают, каким будет актёрский состав. А аргументы против фэтсьютов в целом сводятся к двум важным проблемам: такие костюмы лишают других актёров возможностей играть и одновременно приводят к карикатурному изображению толстых людей (об отношении к слову «толстый» мы писали здесь).
Весельчак или злодей
Полные (в конвенциональном смысле) люди в кино и сериалах долгое время были ограничены стереотипными ролями. Им приходилось играть весёлых друзей главных героев, нелепых комических персонажей или «ненасытных» злодеев. Полным женщинам чаще всего доставались роли мудрых матерей, а в случае с забавными героинями, как заметили авторки канала The Take, женщины сталкивались с двойными стандартами. Например, забавный полный герой чаще получал романтические сюжетные линии, в то время как сексуальная раскрепощённость героинь становилась шуткой, а их вес определял не только их привлекательность, но и зачастую их самих как персонажей. Бини Фелдштейн, исполнившая в «Импичменте» роль Моники Левински, в одном из интервью рассказала, что всю жизнь вес был для неё чем-то, что она должна была включать в собственное представление о себе, но, повзрослев, отказалась принимать это как должное. «И поэтому я хочу быть частью искусства, которое тоже отказывается это принимать. Я очень строго выбираю роли, на которые соглашаюсь, с точки зрения того, как они обсуждают тела», — заключила актриса.
Конечно, существовали главные героини, истории которых не сводились к их весу. В США ярким примером таких ролей стал сериал «Розанна», а среди романтических комедий наиболее известны фильмы с Куин Латифой в главной роли. В последнее время ситуация стала меняться активнее, особенно с появлением сериала «Выскочка» по книге Линди Уэст, главную роль в котором исполнила Эйди Брайант. Первый сезон раскрывал неуверенность главной героини, но продуманно и с новой точки зрения, а последующие сезоны в большей степени говорили о её карьере и разных отношениях. Появляются фильмы, где главную героиню не определяет её вес, а стремление его сбросить не становится сюжетной линией, — например, «Пышечка», «Ну разве не романтично?» или «Патти Кейкс». Но всё ещё редки случаи, когда на внешности героини вообще не заостряется внимание, она не испытывает дискомфорта или не стремится что-то изменить — «Образование» с Бини Фелдштейн в главной роли как раз один из них.
Именно из-за того, что толстые персонажи долгое время были очень стереотипными, критики и говорят о важности приглашения актёров на многогранные роли, особенно когда внешность имеет значение, как в случае с реальными и историческими персонажами. В ответ часто звучит аргумент о том, что на роль зовут «самых лучших актёров», дальше работает «магия кино» и художников по костюмам, которые делают актёров похожими на их героев. Создательница канала о костюмах в кино The Costume Codex Сара приводит встречный аргумент: на роль, например, Твигги вряд ли возьмут актрису с другой фигурой (если только это не будет проект со «слепым» кастингом) и все актрисы, чей размер одежды отличается, прекрасно это понимают. Однако выходит, что в «обратную» сторону это работает иначе и у стройных актрис есть больший выбор ролей благодаря фэтсьютам. По сути, это напрямую отражает существующие в обществе и навязываемые женщинам стандарты красоты и сопутствующие им привилегии. При этом Сара из The Costume Codex уверена, что если авторы фильма уже утвердили на актрису на роль, то лучше не менять её фигуру, даже если это не будет соответствовать реальности и лишит толстых людей репрезентации. «Невидимость лучше, чем пародия», — заключает она.
Карикатурная репрезентация
«Толстые костюмы» в поп-культуре связаны с набором клише и карикатурной репрезентацией толстых людей. Особенно ярко это проявилось в американских комедиях 2000-х годов, но примеры можно найти и в современных фильмах. Одно из самых популярных клише, которому сопутствует фэтсьют, — это сюжетная линия о том, как персонаж себя «запустил»: от героини Голди Хоун в фильме «Смерть ей к лицу», которая после ухода мужа не расставалась с едой, до набравшего вес Тора, Криса Хемсворта с накладным животом, в недавних «Мстителях». В случае Тора ещё похожий пример был и в «Как я встретил вашу маму» с Нилом Патриком Харрисом в фэтсьюте, набор веса и есть шутка, то есть полнота преподносится как что-то само по себе смешное.
Другой частый троп героев в толстых костюмах — это сюжетная линия о потере веса, что приводит к обретению романтической любви и уважения. Пожалуй, самым ярким примером здесь остаётся «толстая Моника» из сериала «Друзья». Один из сезонов показал юность Моники — актрису Кортни Кокс в фэтсьюте. Сериал подразумевал, что героиня достойна любви и романтических отношений, но получила она их только после того, как сильно похудела. В альтернативной истории, где она не теряла вес, ей сложнее было завести роман, а любое её действие было поводом для смеха только из-за внешности. То есть её ценность приравнялась к стройности. О «внутренней красоте» главной героини говорил и фильм «Любовь зла» — в глазах поверхностного героя Джека Блэка она приобрела форму стройной Гвинет Пэлтроу.
Даже когда фэтсьюты не используются для уничижительно комедийных сюжетов, они часто лишают полных людей уважительной и правдивой репрезентации. Как заметила Сара из The Costume Codex, зрители, видя актёров в накладных костюмах, особенно знаменитых и в жизни выглядящих иначе, не взаимодействуют с полными людьми. То есть полнота неосознанно воспринимается ими как нечто временное, искусственное, что буквально можно снять, как и костюм. И это способно подкреплять фэтфобию, опять-таки даже невольно. Причём такое изображение влияет не только на людей условно средних размеров, но и на полных людей — их опыт преподносится как что-то неестественное, а в сочетании с закрепившимися клише — и вовсе как что-то негативное, что они «ленятся» поменять. Сара описала свой собственный опыт РПП и дисморфии и отметила, что это частая проблема для полных людей и медиа вносят в это свой вклад.
Очень часто фэтсьюты не передают реальные пропорции, что тоже приводит к нелепому комическому эффекту. Плюс-сайз-модель Роузи Блэр в серии смешных роликов отметила, насколько костюм Гвинет Пэлтроу из фильма «Любовь зла» не соответствует настоящим пропорциям и выглядит как насмешка над полными женщинами, в сочетании с тропом о том, что мужчине понадобилась магия, чтобы «разглядеть» главную героиню. Кстати, Гвинет Пэлтроу потом пожалела об этой роли и назвала фильм «катастрофой». Вопросы вызывало не только наличие, но и строение накладного костюма актрисы Дебби Райан в сериале «Ненасытная» (впрочем, сам сюжет первого сезона посчитали фэтфобным). Кроме того, критики отмечают, что актёры в накладных костюмах часто не могут достоверно передать опыт полных людей. Они не испытывали на себе давление общественных стандартов красоты в той же мере, не сталкивались с фэтфобией или дискриминацией. Более того, они, будучи в костюмах, не всегда могут реалистично передать язык тела полного человека.
Опять же всё сводится к тому, что при производстве фильмов и сериалов необходимо большее разнообразие: в командах сценаристов, кастинг-директоров, художников по костюмам и актёров нужны люди с разными идентичностями и разным опытом. Это поможет рассказать продуманные истории и избежать неосознанных клише. И речь идёт не о том, чтобы загонять актёров в какие-то рамки. А о том, чтобы эти рамки раздвинуть.
ФОТОГРАФИИ: Netflix, Universal Pictures, FX