Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Кино«Бал безумных женщин»: Актуальная историческая драма Мелани Лоран

«Бал безумных женщин»: Актуальная историческая драма Мелани Лоран
 — Кино на Wonderzine

Разговор о настоящем с помощью прошлого

На кинофестивале в Торонто прошла премьера нового фильма Мелани Лоран «Бал безумных женщин» («Lе bal des folles»), экранизации одноимённого романа Виктории Мас. Фильм через историю девушки, которую семья отправила в психиатрическую лечебницу, комментирует существовавшие в XIX веке диагнозы «истерии» и жестокое «лечение» и в целом отношение к женщинам. Картину уже можно посмотреть на Amazon Prime Video, она стала первым французским релизом студии. Рассказываем о новой режиссёрской работе Мелани Лоран.

Анна Третьякова

Действие картины происходит в 1880-х годах. Эжени (Лу де Лааж), девушку из богатой семьи, не интересует перспектива выхода замуж, она хочет свободно читать книги и курить в кафе Монмартра. Она сбегает из дома на похороны Виктора Гюго и в толпе переживает потерю писателя, а дома заверяет родных, что была у подруги. Её брату пророчат карьеру и успешный брак, поощряют его интерес к дебатам, а Эжени же просят лишь о том, чтобы она не позорила семью в обществе своими высказываниями. У героини есть и другая метафоричная особенность — она способна видеть и слышать призраков, хотя эти встречи саму её пугают. Несколько эпизодов — визуально в фильме они напоминают панические атаки — замечают родные Эжени и, несмотря на то, что она объясняет происходящее и даже приводит неоспоримые доказательства своего дара, её отправляют в психиатрическую лечебницу. В Сальпетриер под предводительством знаменитого доктора Жан-Мартена Шарко.

Врачи — главные антагонисты в фильме Мелани Лоран. По её словам в интервью изданию Salon, она намеренно не показала профессора Шарко выдающимся учёным. Исследуя его работу, она пришла к выводу, что он только использовал женщин для своей карьеры, а не действительно помогал им. Наглядно в фильме это показывает и сцена, где Шарко демонстрирует ученикам свои методы, вызывая у пациентки Луизы (выдающаяся актёрская работа Ломан де Дитрих) конвульсии с помощью гипноза. Такие демонстрации также послужили сюжетом картины «Клинический урок в Сальпетриере» художника Андре Бруйе.


Эжени отстаивает свою точку зрения — в ответ ей прописывают гидротерапию ледяными ваннами

План «лечения» главной героини утверждают после того, как она решается поспорить с одним из врачей, а не в результате тщательного исследования. Эжени отстаивает свою точку зрения — в ответ ей прописывают гидротерапию ледяными ваннами. Конечно, дар Эжени в первую очередь метафора, но он имеет значение и для эпохи фильма. Виктор Гюго, с похорон которого и начинается фильм, был одним из первых знаменитых людей, кто открыто интересовался спиритизмом и устраивал сеансы, чтобы связаться со своей погибшей дочерью. «Гюго было позволено говорить о спиритизме, потому что он был мужчиной. У Эжени был дар, но ей приходилось иметь дело со своим даром и с тем фактом, что она была женщиной», — отметила Мелани Лоран.

Фильм затрагивает тему сексуализированного насилия по отношению к женщинам, которые находятся в уязвимом положении. Кроме этого, история показывает, как другие женщины поддерживают жестокую систему лечебницы. Одной из антагонисток становится медсестра, которую сыграла Эмманюэль Берко, — дар главной героини проливает свет на её мотивации, но не оправдывает её действий. Другие сёстры с большей заботой относятся к своим подопечным, хотя и не перечат методам врачей. Главную медсестру Женевьеву играет сама Мелани Лоран, её персонаж изначально уважает «научные» принципы работы лечебницы, она очень рациональный человек, пошедший по стопам отца. В то же время она не лишена сострадания по отношению к своим подопечным, очень разным женщинам, объединённым диагнозом «истерия». При этом именно персонаж Лоран меняется на протяжении истории после встречи с главной героиней.


Мелани Лоран хотела поговорить о настоящем с помощью прошлого, стремилась сделать феминистское, и в то же время жанровое кино

Кульминацией фильма становится бал, собственно, давший картине название: одновременно радостный момент для обитательниц лечебницы и расчётливый ход профессора Шарко, устроившего очередное шоу уже не только для учеников, но и для посетителей. Лоран показывает более красочную версию бала, чем было в реальности, но праздник продолжает главную мысль фильма и соединяет сюжетные линии.

Темы, которые затрагивает фильм Мелани Лоран, актуальны до сих пор, в том числе для России. По словам Лоран, она хотела говорить о настоящем с помощью прошлого, стремилась сделать феминистское и в то же время жанровое кино, историческую психологическую драму. Кроме этого, «Бал безумных женщин» — это визуально выверенная работа, где нет ничего лишнего, но при этом не лишённая поэзии — многие кадры напоминают картины той эпохи. Больше всего female gaze Мелани Лоран проявляется в том, как она показывает обитательниц лечебницы, их быт, их тела, подвергаемые калечащим процедурам, но главное — их сестринство и взаимоподдержку.

ФОТОГРАФИИ: Amazon Prime Video

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.