Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

КиноМой 2001-й: Почему культовые героини нулевых заслуживали большего

Мой 2001-й: Почему культовые героини нулевых заслуживали большего — Кино на Wonderzine

«Блондинке в законе» и «Дневнику Бриджит Джонс» — 20

В 2021 ГОДУ МНОГИЕ КУЛЬТОВЫЕ ФИЛЬМЫ отмечают свои юбилеи. Мы уже писали о фильме «Дьявол носит Prada» и его «злодеях», а также о наследии «Тельмы и Луизы». Ещё множеству лент в этом году исполняется ровно 20 лет — среди них «Блондинка в законе», «Дневник Бриджит Джонс», «Амели», «Как стать принцессой» и многие другие комедии, подарившие нам любимых героинь. Мы решили посмотреть на то, как истории Эль Вудс и Бриджит Джонс смотрятся сегодня, тем более у героинь довольно много общего — помимо того, что обе появлялись в костюмах «зайчиков».

анна третьякова

На юбилей «Блондинки в законе» съёмочная группа рассказала о работе над фильмом. Будущим продюсерам ленту подавали как смесь «Бестолковых» и драмы о юридическом факультете «Бумажная погоня», но при этом первый вариант сценария, по словам актрисы Джессики Коффил, сыгравшей подругу Эль Вудс, по шуткам скорее напоминал «Американский пирог». У ленты было и несколько вариантов финальных сцен. Фильм мог бы закончиться как книга: Эль и Вивиан (Сельма Блэр), которая перекрасилась в блондинку, основали клуб юридической защиты, в который входят блондинки, — пару дней назад Риз Уизерспун поделилась редкими кадрами этой версии.

В каком-то смысле «Блондинка в законе» — это развёрнутое подтверждение пословицы «по одёжке встречают», то есть фильм о том, что человека не стоит оценивать исходя из его «обманчивой» внешности. Блондинка из сексистских шуток, «Барби Малибу», как главную героиню окрестили её однокурсники из Гарварда, к концу фильма доказывает, что способна интеллектуально реализовать себя, несмотря на «легкомысленный» интерес к моде, розовому цвету и идеально уложенные светлые локоны.

Такую же эволюцию проходят подруги и родные героини, тоже нарисованные в фильме карикатурно. Поначалу они скептически относятся к её решению поступить в Гарвард (чтобы вновь завоевать любовь непутёвого бойфренда), но в итоге поддерживают её: подружки помогают героине готовиться к экзаменам, а родители оплачивают «кого-то из семейства Коппола» для съёмок знаменитого видеоэссе абитуриентки Эль. До последнего не верят в потенциал героини лишь её парень Уорнер и его окружение (благо Вивиан находит с Эль общий язык).

В реальности в самом поступлении условной Эль на юридический факультет в Гарварде нет ничего исключительного. Она честно готовилась к экзаменам и успешно их сдала. Тест LSAT, который необходим для поступления на юридический факультет, оценивает не строго познания в области права, а логическое и аналитическое мышление абитуриентов, понимание ими прочитанных текстов.

В самом поступлении условной Эль на юридический факультет в Гарварде нет ничего исключительного

Нет причин сомневаться, что героиня с высоким средним баллом могла успешно подготовиться к такому типу экзамена. Эль и Уорнер до этого учились в одном престижном вузе — вымышленном CULA, реальным эквивалентом которого, скорее всего, является Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе (UCLA). То, что Эль изучала мерчандайзинг и писала диплом о ткани в горошек, как раз могло быть её преимуществом — по словам адвоката Девина Джеймса Стоуна, ведущего YouTube-канала Legal Eagle, юридические факультеты заинтересованы в людях из других сфер, которые смогут привнести что-то новое в профессию. Чтобы поступить на юридический факультет, не обязательно получать подготовительное юридическое образование. Это доказывает и знаменитая сцена знакомства первокурсников на лужайке: так, у одногруппницы Эль первый диплом по гендерным исследованиям, а у другого студента — по русской литературе.

С поправкой на время выхода фильма «Блондинка в законе» в первую очередь считывается как комментарий о сексизме, неприятии новым окружением «традиционной женственности» Эль, которая будто бы что-то говорит о способностях и знаниях главной героини.

Более того, начальную неприязнь однокурсников к Эль можно объяснить не только сексизмом, но и элитизмом, классовым высокомерием, которые, впрочем, зачастую связаны. В фильме есть сравнение западного и восточного побережий США, показывающее разницу между «элитарным» и «мещанским». В своём видеоэссе «Класс и поколенческое богатство в „Блондинке в законе“» блогер Макс Тис анализирует разницу в положении Эль Вудс и её гарвардских одногруппников: последние — выходцы из богатых и влиятельных семей (у Уорнера — «три поколения сенаторов», а у Вивиан красноречивая фамилия Кенсингтон), а родители Эль Вудс, скорее всего, разбогатели не так давно.

Очевиднее всего (хоть и немного стереотипно) это проявляется в костюмах героев: гарвардские студенты носят дорогую, но неброскую одежду, а Эль привозит в штат Массачусетс свой калифорнийский стиль и любовь к логотипам, её отец везде носит одежду для тенниса и комично не расстаётся с бокалом мартини. Кстати, похожая ситуация и у подзащитной главной героини Брук Уиндом: такой же контраст в одежде заметен между ней и дочерью её богатого мужа Чатни. Возможно, этим можно объяснить дружбу Эль и Полетт, героини Дженнифер Кулидж. Полетт не оценивает Эль, а искренне выслушивает, она тоже открытая и позитивная, как калифорнийка Эль, и так же ярко одевается, хотя, очевидно, не в брендовую одежду. Подруги поддерживают друг друга в фильме, поэтому и визуально героини хорошо смотрятся вместе (дизайн костюмов ромкомов 90-х и 2000-х нельзя переоценить), и Эль не проявляет ни капли снобизма по отношению к подруге.

Несмотря на то, что Эль Вудс сначала чувствует себя не в своей тарелке, она всё же не сомневается в своих способностях — она налегает на учёбу и успешно отвечает на семинарах.

Примерно по той же модели «конструирует» стереотип, чтобы его побороть, и легендарный «Дневник Бриджит Джонс». Бриджит представляют как неуклюжую простушку, вечно попадающую в нелепые ситуации. Но «несмотря на это» за её сердце борются аж двое мужчин, и героиня получает большое романтическое завершение истории в первом фильме.

От Бриджит Джонс тоже редко ожидают интеллектуальности, хотя на самом деле она неплохо разбирается в своём деле. Да, она изображает перед Дэниелом разговор по телефону с профессором, который умер ещё в 70-х, но считает, что книга, которую выпускает её издательство, «показывает раны, которые наш век нанёс традиционной мужественности», «определённо по Воннегуту». Такого же мнения придерживается уже на презентации книги писатель Салман Рушди — мимолётная шутка (в русском дубляже, правда, её нет) показывает, что Бриджит знает, о чём говорит, и заслуживает карьерного успеха.

Но, пожалуй, главной особенностью героини, помимо её неуклюжести, является её якобы несоответствие конвенциональному стандарту красоты —весь фильм она то шутит, то страдает из-за того, что не может похудеть. За последние годы среди зрительниц и зрителей сложился консенсус, что выглядела она отлично, а переживать по поводу «лишнего веса» ей точно не стоило. При этом обесценивать её чувства и не посочувствовать ей тоже нельзя, ведь героиня создавалась во времена, когда глянец воспевал определённый канон красоты (даже невеста Дэниела Кливера походя бросает негативный комментарий о весе Бриджит).

Отчасти поэтому она и была и остаётся настолько близкой многим зрительницам — им знакомо чувство неуверенности и стремления соответствовать навязанному идеалу. Во время выхода фильма это было особенно актуально: колумнистка британского Glamour Радхика Сангани в своей статье вспоминала пристальное внимание медиа к изменениям веса актрисы Рене Зеллвегер. В некоторых мужских рецензиях на фильм, которые вышли в 2001 году, авторы снисходительно писали о её персонаже и комментировали тело актрисы в негативном ключе.

Фильм скорее потакает Бриджит Джонс в её низкой самооценке. В то время как близкие Эль Вудс поддерживают героиню, подруга Бриджит Джонс удивляется признанию Марка Дарси, что Бриджит Джонс ему нравится «такой как есть». «Не умнее и не худее?»  — переспрашивает подруга, то ли удивляясь, то ли намекая не предыдущие нелестные комментарии Марка Дарси в адрес Бриджит.

Сегодня в глаза бросаются патриархальные установки, окружающие героиню, — харассмент, с которым она сталкивается и которому вынуждена противостоять. Сама Хелен Филдинг пересмотрела ленту в 2020 году и была «поражена» тем, что героиня постоянно сталкивается с сексизмом и харассментом. По её словам, сейчас она бы написала книгу немного иначе: в то время для Филдинг многое, с чем сталкивается её героиня, было просто «частью жизни».

В случае же с Бриджит Джонс харассмент считывается как нечто обыденное, наряду с глупыми комментариями о «тикающих часиках»

Тему домогательств, кстати, поднимает и «Блондинка в законе»: Эль Вудс домогательства профессора выбивают из колеи, она решает бросить учёбу и стажировку — спасает ситуацию мотивационная речь её профессорки, оказавшейся в нужное время в нужном месте. В случае же с Бриджит Джонс харассмент считывается как нечто обыденное, наряду с глупыми комментариями о «тикающих часиках». Бриджит Джонс при этом далеко не пассивна, она даёт отпор Дэниелу Кливеру и находит должность получше (реплику нового начальника о том, что тут её за отношения с боссом не уволят, сложновато пропустить мимо ушей, но в итоге он оказывается неплохим наставником).

«Дневник Бриджит Джонс» Хелен Филдинг критиковали за то, что он представляет собой «пораженческий взгляд на женский опыт». В книге Бриджит и сама говорит, что ей сложно быть феминисткой с заглавной буквы Ф. Хелен Филдинг в ответ на критику ссылалась на то, что время изменилось: сейчас женщины в меньшей степени сталкиваются с какими-то чёткими ожиданиями в свой адрес.

Но главная претензия звучала скорее к романтическому финалу фильма, который авторы придумали как неизбежный. Персонаж Марка Дарси, основанный на мистере Дарси из «Гордости и предубеждения» Джейн Остин, явно заслуживает отдельного анализа — как заметила по этому поводу блогерка Лина Нормс: «Марк Дарси же тори!» — намекая на его, скорее всего, консервативные взгляды. Сложности отношений Бриджит и Марка в следующих фильмах лишь подтверждают эту версию. Филдинг же называла романтический конец фильма «отвлекающим манёвром» — на самом деле Бриджит «не просто хочет романтического партнёра» и «испытывает противоречивые чувства». И всё же финал считывается как сказочное завершение поисков главной героини.

На тестовых показах «Блондинки в законе» тоже демонстрировали версию фильма, которая заканчивалась бы поцелуем Эль и Эммета в исполнении Люка Уилсона. Но сами зрители выступили против типичного романтического завершения: они настаивали, что лента совсем не о том, что героиня нашла подходящего партнёра, а о её личном росте и успехе. Сценаристка Кирстен Смит оценила, что зрители сразу, в 2001 году, отметили это. В итоге ленту решили завершить знаменитой речью Эль Вудс на церемонии вручения дипломов и титрами, рассказывающими о героях.

Актрисы, сыгравшие подружек Эль Вудс, совсем недавно вспомнили о варианте, при котором он бы заканчивался намёком на романтические отношения героинь — кадром, где Эль и Вивиан на пляже держатся за руки. Но сценаристки фильма поспешили опровергнуть эту информацию (а фанаты успели дважды расстроиться).

Ничего подобного авторы культовых лент 20-летней давности позволить себе, очевидно, не могли. Ностальгические фильмы, конечно, показывают, как далеко мы продвинулись с тех пор. Но и напоминают, как далеко ещё нужно идти до конца маршрута.

ФОТОГРАФИИ: Metro-Goldwyn-Mayer, United Artists, Miramax, Walt Disney Pictures

Рассказать друзьям
4 комментарияпожаловаться