Кино«Shiva Baby»: Клаустрофобная комедия об одном неловком вечере и поиске себя

Яркий дебют Эммы Селигман
8 июля на стриминговых платформах вышел фильм Эммы Селигман «Shiva Baby» («Шалом, папик!» в российском прокате). Это полнометражный дебют выпускницы Университета Нью-Йорка о студентке, которая оказывается на очень неловком поминальном вечере. На нём она встречает своего sugar daddy, оказавшегося знакомым родителей, а также бывшую девушку, с которой давно не общалась, и с которой её частенько сравнивают знакомые.
«Baby Shiva» сначала появился в виде короткометражки, которую Эмма Селигман сняла в качестве выпускной работы в Университете Нью-Йорка. Главную роль как в ней, так и в полнометражном варианте исполнила Рейчел Сеннотт, которая известна и как юмористка. Премьера фильма прошла на кинофестивале в Торонто, и дебютная работа Селигман завоевала признание критиков, отметивших сухой юмор ленты и то, как мастерски она вызывает чувство тревоги и клаустрофобии.

анна третьякова

По сюжету «Shiva Baby» студентка Даниэль отправляется вместе с родителями на поминальный вечер (начало шивы, семидневного траура в иудаизме) к друзьям семьи. На мероприятии все едят, суетятся и делятся новостями — мать Даниэль даже призывает её говорить, что у неё скоро будет «несколько собеседований», чтобы было что ответить любопытствующим знакомым. Тут стоит отметить, что дядюшки и тётушки в фильме одновременно создают ощущение паники своими расспросами главной героини и комментариями о её весе, но из их же уст вылетают самые забавные шутки и остроты фильма.
Внезапно Даниэль встречает Макса, взрослого мужчину, с которым иногда встречается и от которого получает деньги — он думает, что «поддерживает» её учёбу на юридическом факультете. На шиве Даниэль узнаёт, что Макс — знакомый её родителей, а её мать спешит узнать, нет ли у него на примете вакансий для Даниэль. Здесь же главной героине долго приходится объяснять, что же она изучает в университете: родные растерянно (а Макс с удивлением, а потом и злорадством) слушают о смеси гендерных исследований, журналистики и других гуманитарных предметов. Но потом Даниэль много нового узнаёт и о Максе, а вечер становится максимально неловким.
Режиссёрка отчасти опиралась на собственный опыт: многие диалоги она слышала на шивах, которые посещала сама в родном Торонто. А что касается основной сюжетной линии, по её словам, в Университете Нью-Йорка у многих были «покровители». Практика была настолько распространена, что у самой Селигман и её подруг были профили в приложениях знакомств, объединяющих состоятельных мужчин и молодых девушек. Эмму Селигман сначала привлёк элемент власти, но режиссёрка быстро поняла, что у такого «сексуального эмпауэрмента» были пределы, и решила их исследовать. «В то время я чувствовала, что единственной силой, которой я обладала в своей жизни, и которая формировала мою самооценку, было сексуальное самоутверждение или моя „сексуальная власть‟», — сказала Селигман в интервью IndieWire. Её героиня получает заряд уверенности от формата своих отношений с Максом (и встречается с ним не из-за денег) и даже пытается заверить его, что он у неё не единственный. Но оказавшись в нелепой ситуации среди родных и узнав много нового о своём «покровителе», она теряет былую уверенность. Эмма Селигман решила показать героиню, идентичность которой, основанная на её сексуальности, сталкивается с тем, как её воспринимают (и представляют другим) родители и близкие, — и чувствующую, что сила и власть, которые, как она думала, у неё есть, исчезают.

Эмма Селигман решила показать героиню, идентичность которой, основанная на её сексуальности, сталкивается с тем, как её воспринимают родители и близкие
Нелепая ситуация, в которой она оказалась, не единственный повод для тревожности у героини. Ей приходится рассказывать о своих достижениях большому количеству знакомых, пока её мать активно интересуется, могли бы они её куда-то пристроить. Всё это время у неё перед глазами мелькает её бывшая девушка Майя — это она успешно учится на юридическом факультете и имеет чёткие планы на будущее. И хотя сначала девушки обмениваются колкостями, Майя замечает, что Даниэль что-то беспокоит. Так, за вечер девушки проходят, кажется, несколько стадий в своих взаимоотношениях. Кстати, героини Майи в короткометражке не было, Селигман добавила её в обновлённый сценарий специально, чтобы показать отношения главной героини, и в целом ради зрительниц фильма. «Честно говоря, я хотела снять фильм для молодых квир-женщин или молодых женщин вообще. А ещё точнее, для бисексуальных женщин», — сказала Селигман. Она считает, что бисексуальность зачастую преуменьшается и отвергается старшими поколениями, и кроме того несправедливо ассоциируется с распущенностью.
Отношения между поколениями — это ещё одна важная часть фильма, по сути, самой главной линией являются отношения героини с её матерью (кстати, актриса Полли Дрэйпер очень вдохновилась матерью самой Эммы Селигман и старалась перенять её манеру поведения). Даниэль переживает, что не оправдывает ожидания мамы, а та, в свою очередь, понимает о состоянии дочери больше, чем той кажется, и в самые неловкие моменты поддерживает дочку.
В итоге фильм рассказывает о сложной героине, которая не всегда делает правильный выбор, и от этого становится только интереснее. Она показывает всем разные фасады (даже «покровителю» Максу) и, как говорит Эмма Селигман, играет во взрослость. Но один очень эмоциональный вечер способен многое изменить в её жизни. Несмотря на забавную завязку фильма на самом деле он посвящен самоопределению. И хотя сюжет завязывается из-за мужчины, в центре ленты — отношения Даниэль с женщинами её жизни: матерью и подругой, а в первую очередь — с самой собой.
«Shiva Baby» — это ещё и яркий и смешной дебют молодой кинематографистки, которая работала с большой командой женщин (особенно выделяют операторскую работу Марии Руше и музыку Эриель Маркс). За творчеством Эммы Селигман точно стоит следить, а многие критики уже мечтают, чтобы она сняла хоррор. Фильм правда вызывает клаустрофобное ощущение, знакомое всем, кому приходилось бывать на больших семейных посиделках и рассказывать о себе (даже не имея таких секретов, как у Даниэль). Ведь режиссёрка и стремилась дать девушкам, попавшим в глупую или неприятную ситуацию, понять, что они не одиноки.
ФОТОГРАФИИ: Вольга
Комментарии
Подписаться