Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

КиноТри неудобных вопроса создателям «Майора Грома»

Три неудобных вопроса создателям «Майора Грома» — Кино на Wonderzine

Как фильм о российском супергерое решает идеологические задачи

Делаем ставки: в итогах 2021 года фильм «Майор Гром: Чумной доктор» назовут самым спорным произведением отечественных кинематографистов. Прошёл почти месяц с онлайн-релиза (и почти два — с обычного офлайн), но фильм не перестают обсуждать. Так, на прошлой неделе авторы экранизации одноимённого российского комикса собирали московских фанатов в «Детском мире». Их пришло так много, что в какой-то момент поток людей перестал быть контролируемым. Кто-то вызвал полицию, после чего мероприятие окончилось. «Мы понимаем, что будет много недовольных, что люди стояли с шести утра и приезжали из других городов, мы приносим всем искренние извинения! Мы недооценили ваше количество, вина на нас, но сейчас речь уже идет просто-напросто о безопасности», — написали организаторы.

«Майор Гром: Чумной доктор» — это супергеройский боевик, поставленный по одноимённому комиксу студии Bubble. Компанию основал Артём Габрелянов — старший сын генерального директора ИД News Media Арама Габрелянова, который издаёт Life, Mash и другие российские медиа. Режиссёром ленты стал Олег Трофим, известный по работе над фильмом «Лёд». Главную роль сыграл Тихон Жизневский. Говорить о стопроцентном коммерческом успехе пока рано: при бюджете 600 миллионов рублей фильм за первый уик-энд собрал всего 104 миллиона (что в два раза меньше, чем у провальных «Защитников» Сарика Андреасяна). Общая сумма сборов сейчас немногим больше трёхсот миллионов. При этом сам Габрелянов рассказывал, что его фильму, чтобы окупиться, нужно собрать полтора миллиарда рублей.

В начале мая стало известно, что фильм удалось продать Netflix, который изначально должен был показываться только в «КиноПоиск HD». Две компании делят эксклюзивные права на трансляцию: в России его можно посмотреть на обеих платформах, а в остальном мире — только на Netflix, где фильм выходит под маркой Netflix Originals. Сумма сделки остаётся неизвестной, но авторы фильма называют её «рекордной». Кинокритики же часто сходятся во мнении, что «Майор Гром: Чумной доктор» не самая талантливая работа: если с точки зрения картинки и спецэффектов не подкопаться, то с драматургией и месседжем картины всё не так однозначно.


Внимание, в тексте есть спойлеры!

Текст: Полина Ефимова

«Хороший» полицейский и «плохой» борец за социальную справедливость

По сюжету майор Гром, он же Игорь Гром, охотится за анонимным злодеем и поборником социальной справедливости. Этот борец за всё хорошее начинает с убийства богатого бездельника, насмерть сбившего воспитанницу детского дома и по известному стечению обстоятельств оправданного российским судом. Следующая жертва — богатая банкирша, обманувшая вкладчиков, её убийство Чумной доктор транслировал в прямом эфире. Наконец, он добирается до владельца свалки, которая отравляет жизнь целого города, — его общественный благодетель сжигает заживо вместе с женой и ребёнком. После этого злодей в маске становится выражением общественных чаяний, чувств и эмоций, эдаким современным Робин Гудом и левым супергероем. В какой-то момент Игоря Грома отстраняют от поиска преступника, но бравый майор не теряется — и начинает ловить его самостоятельно.

Сейчас, спустя два месяца после старта проката, уже можно сказать, что злодеем оказался айтишник-визионер и основатель социальной сети Vmeste Сергей Разумовский. Разумовский воплощает все стереотипы об IT-миллионерах: он странный, закрытый, непредсказуемый. При этом он же угроза не только и не столько общественному благосостоянию, сколько привилегированным и властям предержащим: все жертвы Разумовского принадлежали к истеблишменту, а он, по выражению экономиста Сергея Гуриева, — опора любой информационной автократии.

То, что в фильме перед нами именно автократический вариант власти, вне всяких сомнений: о строе вымышленной и совсем не прекрасной России будущего можно судить хотя бы по судебному решению, оправдавшему того, кто совершил убийство. И в этом смысле безусловно положительный образ майора Грома рассыпается на части. За кого он борется? На чьей он стороне? Почему проблемой оказывается тот, кто реагирует на преступления других — пусть даже таким неадекватным и бесчеловечным образом? Почему те, кто совершали другие преступления, предстают исключительно как жертвы? Как так вышло, что хороший парень (коим здесь нужно считать Игоря Грома) в принципе попал в органы? Комиксы про «Майора Грома» начали выходить в начале десятых годов — тогда, как уверяет Артём Габрелянов, у людей была «надежда», что в МВД что-то изменится. Но сегодня, будем честными, образ «доброго полицейского» плохо монтируется с реальностью.

Образ Разумовского авторы комикса списали с Павла Дурова, но теперь он кажется не единственным прототипом. Самый известный в России борец с социальной несправедливостью прямо сейчас сидит в тюрьме во Владимирской области, и не вспоминать об этом перед экраном невозможно. Разумеется, то, как с коррупционерами расправляется Разумовский, и близко не стоит с тем, что делал Алексей Навальный. Но на фоне зимних и весенних акций в поддержку политика фильм «Майор Гром: Чумной доктор» только укореняет в мысли, что правоохранительные органы всегда правы и только у них есть право решать, с кем и как бороться. Особенно цинично в этом смысле смотрится заставка под песню «Перемен!» Виктора Цоя, которая в каком-то смысле уже стала протестным гимном в России и Беларуси.

Отсутствие женской репрезентации

Единственная героиня этого фильма — журналистка Юлия Пчёлкина, которую сыграла Любовь Аксёнова. Вероятно, в сценарии она предполагалась самостоятельной единицей: Пчёлкина умело подстраивает домогательства на улице (сомнительный троп, который среди прочего можно счесть насмешкой над #MeToo), чтобы втереться в доверие к Грому и выведать подробности дела (а здесь нельзя не вспомнить про стереотипную «женскую хитрость», чуть ли не самое мощное оружие из всех известных). Правда, по ходу действия из самодостаточной героини она превращается в помощницу Грома, эдакую сюжетную подпорку. Вроде бы в фильме должна быть хотя бы одна говорящая женщина в кадре — но о чём ей говорить? Конечно, о чувствах: по закону жанра главная героиня становится возлюбленной главного героя, моментально позабыв о собственных журналистских амбициях.

При этом Артём Габрелянов искренне считает, что героиня Любови Аксёновой полноценная и незаменимая (и что проблем с репрезентацией женщин в фильме, видимо, нет). «Когда мы делали комикс в 2011–2012 годах, то всё было иначе, — рассказывает он в интервью Forbes. — Женские образы были другими. Но мне кажется, если ты про себя прошлогоднего не можешь сказать „какой же я был дурак“, то ты просто перестал развиваться и эту проблему следует решать. Мы в Bubble не стесняемся развиваться и меняться. Да, на старте у нас были проблемы с описанием, действиями и визуализацией женских персонажей в комиксах, но мы подросли во всех смыслах. Мы сделали очень классный апдейт Юли Пчёлкиной, и Любовь Аксёнова, которая исполнила её роль в фильме, смогла сделать героиню ещё живее».

Квирбейтинг

При этом обилие мужских персонажей создаёт простор для гомосексуального пейринга и шипперинга там, где его по сюжету нет (а учитывая российскую реальность и то, как близко к власти находится студия Bubble, и быть не может — это даже важнее). Начать стоить с того, что создатели намекают на гомосексуальность Сергея Разумовского через его образ (он заметно менее маскулинный, чем у его противника Грома), его зависимость от старшего друга и товарища Олега Волкова (который, впрочем, оказался его собственным альтер эго) и даже через интерьер дома, не в пример более изящного, чем холостяцкая халупа Грома с пустым холодильником.

К Разумовскому и Волкову стоит приплюсовать Грома и его милого помощника-стажёра Диму Дубина, перед которым майор однажды очень долго ходил с голым торсом. Подобные решения очень хорошо подпадают под определение квирбейтинга — это намёки на гомосексуальность (или любую другую негетеросексуальность) персонажей без реальных доказательств их идентичности. Раньше в странах США и Западной Европы изображать гомосексуальность в открытую было немыслимо, поэтому квирбейт был тем немногим, чем могли довольствоваться ЛГБТК-зрители. «Майор Гром: Чумной доктор», хоть и снят по российскому комиксу, во многом копирует тропы из аналогичных супергеройских фильмов Голливуда. Но если там во вселенной Marvel появляется первый гомосексуальный Капитан Америка (не говоря уже об остальных ЛГБТК-героях и героинях обеих супергеройских вселенных), то здесь — благодаря печально известному закону о «гей-пропаганде» и конформизму авторов Bubble — квирбейт никак не может считаться благом. Такая уловка просто недопустима в стране, где гомосексуальность и ЛГБТК-активизм остаются поводом для преследования на официальном уровне.

Кроме того, намёки на гомосексуальность Разумовского как главного героя заставляют задуматься о том, что его сексуальная идентичность — часть его злодейского образа (из чего легко сделать вывод, что гомосексуальность — это что-то плохое, злое и неправильное). Конечно, все эти претензии можно было бы счесть мелочными придирками, однако из таких придирок (и в отсутствие адекватной репрезентации ЛГБТК-людей в комиксах) и складывается впечатление о картине, создатели которой обращаются к третьесортным маркетинговым приёмам, не задумываясь о том, как и что они показывают на экране.

Артём Габрелянов считает, что попытки привязать происходящее к политической ситуации в стране и текущей повестке нужно оставить, потому что это кино не про «нашу реальность». «Мы общаемся со зрителем на нашем киноязыке. Это своего рода эскапизм: мы хотим жить в таком Петербурге, в такой стране, где есть майор Гром и другие классные полицейские», — сказал он в интервью изданию «Бумага». При этом через месяц Артём Габрелянов выпустил заявление, в котором назвал главного героя комиксов «лакмусовой бумажкой» и пожаловался на ненависть в соцсетях. Критику фильма он сравнил с преследованием Алексея Навального и других политзаключённых.

ФОТОГРАФИИ: Bubble Studios, «КиноПоиск HD»

Рассказать друзьям
62 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.