Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

КиноЛюбовь и окаменелости: За что хвалят и за что ругают лесбийскую драму «Аммонит»

Любовь и окаменелости: За что хвалят и за что ругают лесбийскую драму «Аммонит» — Кино на Wonderzine

Стоило ли рассказывать вымышленную историю о реальной женщине

В понедельник на стриминговых платформах выйдет драма «Аммонит», главные роли в которой исполнили Кейт Уинслет и Сирша Ронан. Фильм рассказывает вымышленную историю о палеонтологе Мэри Эннинг, за что его режиссёр и сценарист Фрэнсис Ли столкнулся с критикой ещё до начала съёмок.

Лента уже вдохновила скетч «Saturday Night Live» о клише «исторических драм о лесбиянках», которых играют гетеросексуальные актрисы, а мы решили поглубже разобраться, за что хвалят, а за что ругают фильм Фрэнсиса Ли.

текст: Анна Третьякова

Выдуманная история о реальной женщине

Один из частых вопросов к фильму (ещё даже до начала съёмок) заключался в том, почему Фрэнсис Ли решил сделать героиней истории именно Мэри Эннинг, о личной жизни которой на самом деле известно очень мало. Режиссёр настоял на том, что не собирался делать байопик об исследовательнице, и задался вопросом, почему всех исторических личностей по умолчанию считают гетеросексуальными. По его мнению, история Мэри во многом о том, как мужчины преграждали ей дорогу и присваивали её заслуги себе. В одном из своих писем Эннинг действительно рассказывала: «Мир использовал меня слишком жестоко, и я боюсь, что это сделало меня подозрительной по отношению к каждому». Поэтому Ли не стал раскрывать героиню через отношения с мужчиной. И выбрал в качестве сюжетной линии лесбийскую.

Многие критики посчитали такое решение необоснованным. Ирина Карпова в своей рецензии для kimkibabaduk написала, что «трансформирующей близости» в фильме показать не вышло, героини почти друг с другом не разговаривают (но сексом занимаются страстно), в итоге в картине вообще нет ничего «квирного». В фильме вы увидите «самый грустный на свете» флирт, как пошутили в SNL. Научная журналистка и квир-женщина Райли Блэк в своей статье для Smithsonian magazine назвала фильм «палеонтологическим фанфиком» и предположила, что Эннинг вновь использовали: вместо того, чтобы рассказать её историю, фильм породил ненужные спекуляции. Более того, раз ничего не известно о романтических отношениях Эннинг, вполне вероятно, что она могла быть асексуальной или аромантичной. В таком случае лента поспособствовала стиранию её идентичности, «завёрнутому в прогрессивную упаковку».

Но даже если мы никогда не узнаем о сексуальности Эннинг, можно справедливо задаться вопросом, почему героиню нужно «раскрывать» именно через романтические отношения. У настоящей Мэри Эннинг были подруги, включая Шарлотт Мерчисон, которую в фильме сыграла Сирша Ронан (и которая в реальности была старше Эннинг), о чём свидетельствуют письма исследовательницы. Более того, важным в её жизни было менторство со стороны сестёр Филпот — они были одними из первых искательниц окаменелостей в скалах Лайм-Риджиса и общались с юной Мэри Эннинг. Как пишут исследователи, между сёстрами Филпот и Мэри Эннинг была тёплая дружба, несмотря на разницу в возрасте, происхождении и образовании. Одну из сестёр Филпот, Элизабет, в фильме играет Фиона Шоу, и зрителям даётся понять, что у Мэри Эннинг с ней тоже были, но не сложились романтические отношения. Но об увлечении Элизабет Филпот палеонтологией не упоминается.

Хотя режиссёр Фрэнсис Ли не ставил перед собой целью сделать биографическую ленту, он выбрал для фильма очень важного в мире науки человека. Для учёных репрезентация Эннинг имеет большое значение, ведь имидж палеонтологии в популярной культуре связан с чем-то вроде приключений Индианы Джонса или Алана Гранта из «Парка юрского периода», хотя в действительности дела обстоят не так. К тому же Эннинг важна для женщин в палеонтологии да и в целом в науке — ведь они до сих пор сталкиваются с дискриминацией.

Гетеросексуальные актрисы в ролях квир-персонажей

В недавнем интервью Кейт Уинслет сказала, что надеется, что вскоре квир-актёры «автоматически будут получать» роли ЛГБТК+ героев. В то же время, по её словам, многие артисты боятся совершать каминг-аут, опасаясь, что из-за этого их перестанут приглашать на роли гетеросексуальных персонажей, что негативно отразится на их карьере. Сама Уинслет объяснила, что согласилась на роль лесбиянки, потому что точно знала, что эту роль предложили только ей. Она решила, что таким образом не «отобрала» ни у кого возможность сыграть в фильме и смогла донести квир-историю до зрителей благодаря своей известности.

По словам Фрэнсиса Ли, для него это во многом автобиографический проект, в большей степени чем его дебют «Божья земля» об отношениях двух мужчин. «Как и Мэри, мне было очень трудно найти свой голос, профессионально и лично. Я чувствую себя очень закрытым большую часть времени. Мне трудно быть собой и говорить правду о себе», — рассказал Ли. Во всех интервью он очень искренне говорит о своих переживаниях — пожалуй, их могла бы передать только актриса уровня Кейт Уинслет.

Кажется, зрительницы не против, что Уинслет сыграла гомосексуальную женщину. Для многих актриса является своеобразной иконой ещё со времён фильма «Небесные создания», где её героиня тоже влюбляется в девушку. Напрашивается сравнение с Кейт Бланшетт, которую очень любят в ЛГБТК+ комьюнити и героиню которой в фильме «Кэрол» тоже тепло приняли, несмотря на то, что сама Бланшетт гетеросексуальна.

Впрочем, к самой игре у критики есть вопросы. «Кейт смотрит на Сиршу, как будто ей свело зубы от недоваренной репы, Сирша целует Кейт как постер „Титаника“ в своём школьном шкафчике», — пишет Ирина Карпова, иронизируя над тем, что Уинслет, изображая гомосексуальность, считает достаточным сыграть «молчаливую» героиню. Как написали в Variety, кажется, что героиня «проглотила чёрную дыру угнетения и несчастья».

Лесбийский секс в викторианской Англии

Критики почти единодушно заметили, что именно постельные сцены выдают в режиссёрском кресле мужчину. В «Аммоните» Кейт Уинслет и Сирша Ронан сами координировали сцены секса, но не репетировали их заранее, парировали авторы фильма. Актрисы, по словам Уинслет, понимали, как хотят изобразить эмоциональную связь своих героинь, и обсудили последовательность действий, которая, по их мнению, соответствовала бы повествованию. Во время съёмок на площадке помимо режиссёра и оператора присутствовали только женщины. Кейт Уинслет заметила, что её никогда ещё так часто не спрашивали в интервью о съёмках секса — с фильмами, где она играла гетеросексуальных героинь, такого не было.

И всё же секс героинь многие сочли слишком ловким и постановочным: «Эй, это же 1840-е, такие позы ещё не изобрели», — пошутили в SNL. Ирина Карпова сравнила секс «Аммонита» с тем, что был показан в «Жизни Адели» Абделатифа Кешиша. Сложно не заметить, что эти сцены выглядят как минимум очень современно. В Variety их назвали «довольно акробатическими». «Актрисы „поставили хореографию“ сами (это видно)», — саркастически заметила Лиф Арбутнот в рецензии для Tatler, очевидно, имея в виду, что две гетеросексуальные актрисы не слишком достоверно изобразили секс влюблённых женщин.

В обзорах на YouTube некоторые квир-зрительницы говорят, что сцены секса переданы искренне. Но страсть, по мнению большинства, всё же вышла довольно внезапной, и даже те, кто её похвалил, заметили, что сцена секса оказалась сюрпризом. Кажется, что притяжение женщин друг к другу не раскрыто — многие объясняют это отсутствием «химии» между актрисами — и сложно понять, как у них зародились такие чувства. Переживания героинь показываются намёками, они почти не разговаривают друг с другом, хотя сам Фрэнсис Ли рассказал, что изучал для фильма романтические письма женщин XIX века друг к другу и был поражён их откровенностью.

Одна лесбийская костюмная драма в год

«Аммонит» ожидаемо сравнили с «Портретом девушки в огне» Селин Сьямма и «Кэрол» Тодда Хейнса. Так вышло, что с «Портретом» у «Аммонита» очень много общего — от сюжетной линии о женщинах-компаньонках до морских пейзажей. И хотя всё-таки тематически они разные, сравнений избежать не удалось, и большинство из них были не в пользу «Аммонита». Фрэнсис Ли отметил, что для него в работе важно исследовать гендер, класс — Ли подчёркивает, что он представитель «рабочего класса», — и сексуальность. Но кажется, что Селин Сьямма ярче показала проблемы, с которыми сталкиваются женщины из разных социальных слоёв. В «Кэрол» тоже можно было проследить некий дисбаланс власти между героинями Кейт Бланшетт и Руни Мары, у которых так отличался социальный статус.

В «Аммоните» же разница между героинями очевиднее всего проявляется в костюмах — шляпки Сирши Ронан против старого платья Кейт Уинслет, а ещё героиня Ронан не умеет чистить морковь. Пару раз показывается её пренебрежение к прислуге, однако в отношениях с Мэри Эннинг разница их происхождения почти никак не проявляется — только в финале картины. С одной стороны, так отношения героинь строятся «на равных», а с другой — в викторианской Англии такие различия явно дали бы о себе знать, даже неосознанно для самих женщин.

Как рассказала Кейт Уинслет, ей важно было показать историю любви двух женщин — без трагического конца и атмосферы запрещённости отношений — просто историю близости. И вообще она хочет добиться, чтобы появлялось больше ЛГБТК+историй.

Фрэнсис Ли признался, что у него часто спрашивают, все ли его фильмы будут рассказывать о гомосексуальных персонажах, при том, что режиссёрам-гетеросексуалам таких вопросов не задают. Если «Аммонит», который, скорее всего, увидит больше людей, чем «Портрет девушки в огне», вдохновит новые квир-истории, это будет хорошим итогом. «Вы получаете по одной костюмной драме о лесбиянках в год. Выжимайте из них по максимуму», — справедливо заметили в SNL.

ФОТОГРАФИИ: See-Saw Films, British Film Institute, BBC Films

Рассказать друзьям
24 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.