Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

КиноПосле «Человека дождя»: Почему аутичные персонажи в кино имеют мало общего с реальностью

После «Человека дождя»: Почему аутичные персонажи в кино имеют мало общего с реальностью — Кино на Wonderzine

И почему важно, чтобы аутичных персонажей играли аутичные актёры

Несмотря на то, что информации об аутизме становится больше, многие люди черпают знания о жизни с аутизмом из поп-культуры, в первую очередь кино. При этом некоторые популярные фильмы и сериалы порой нечаянно укрепляют стереотипы об аутичных людях. Недавний скандал по поводу фильма певицы Sia «Мьюзик» начал новую волну дискуссий о репрезентации аутизма. Мы решили посмотреть, как менялось изображение аутичных людей в кино, как это отразилось на нашем обществе и почему важно приглашать аутичных актёров на роли аутичных людей.

текст: Анна Третьякова

Устаревшая лента

При разговоре о том, как кино рассказывает об аутизме, едва ли не первым на ум приходит «Человек дождя» Барри Левинсона, где Дастин Хоффман исполнил роль Рэймонда Бэббита. Хоффман сыграл собирательного персонажа, однако в большей степени герой был вдохновлён реальным человеком — Кимом Пиком, которого прозвали «мегасавантом» из-за его феноменальной памяти. У Пика были особенности развития головного мозга, отсутствовало мозолистое тело, но он не был аутичным человеком. По словам консультанта фильма, психиатра Дарольда Трефферта, Хоффман создал «комбинированного саванта» («composite savant») и сделал персонажа аутичным.

В своей колонке для The Guardian аутичный журналист Карл Найтс рассказывал, что до «Человека дождя» не было популярного представления об аутизме ни в кино, ни в обществе. Внезапно после невероятного успеха фильма многие узнали об аутизме, а Рэймонд Бэббит стал его культурным символом. Проблема в том, пишет Найтс, что «вместо того, чтобы рассматриваться как одна из итераций аутизма, Рэймонд Бэббит стал аутизмом». Именно из-за ошеломительного успеха, по мнению журналиста, влияние фильма на культуру сохраняется до сих пор, больше тридцати лет спустя. «Человек дождя», к примеру, невольно породил клише, что все аутичные люди в чём-то гениальны. Оно проявляется до сих пор, например в сериале «Хороший доктор», хотя на самом деле не более чем у 10 % людей в спектре бывают какие-либо выдающиеся способности, не говоря уже о таких, которые были у Кима Пика.

Примечательно, что кинокритик Полин Кейл в своей рецензии на «Человека дождя» для The New Yorker ещё в 1989 году задалась вопросом, почему персонажа Бэббита не сыграл аутичный человек. Кейл явно была больше осведомлена об аутизме, чем многие другие (её коллега Роджер Эберт в своей рецензии неуклюже сравнивал аутичных людей с кошками). Она упомянула, что у аутичных людей редко встречаются «сюрреалистические таланты», и назвала героя Дастина Хоффмана «инопланетянином в аутичном дрэге». Кейл посчитала фильм «актёрским упражнением» для Хоффмана и заключила, что лента не раскрыла персонажа Рэймонда Бэббита, а аутизм в ней стал скорее «драматическим трюком, который придаёт оригинальный тон обычному бадди-муви».

Карл Найтс пришёл к выводу, что «Человек дождя», несомненно, внёс важный вклад в видимость аутизма, но сейчас заслуживает критики, потому что до сих пор влияет на жизни аутичных людей и их репрезентацию в кино. А участники сообщества Autistic Not Weird в разговоре с The Guardian призвали считать фильм «частью истории» и оставить «устаревшую ленту» позади.

Не только гении

После «Человека дождя» начали выходить фильмы, которые всё с большей точностью и аккуратностью представляли аутизм на экране, хотя, пожалуй, ни одна из лент не достигла такого же успеха. Так, «Без ума от любви» («Mozart and the Whale») 2005 года основан на автобиографической книге Джерри и Мэри Ньюпорт «Mozart and the Whale: An Asperger’s Love Story». Сценарий к нему написал Рон Басс, работавший над «Человеком дождя». Фильм рассказывает о Дональде и Изабелле, у которых синдром Аспергера (стоит отметить, что сейчас чаще используется зонтичный термин «аутистический спектр») и есть яркие способности. Дональд способен мгновенно решать сложнейшие математические уравнения и в принципе воспринимает мир с помощью цифр, а у Изабеллы музыкальный дар.

Изабелла и Дональд — лучше прописанные персонажи, а главное — показывают двух очень разных людей и разные проявления аутизма, несмотря на то, что у обоих синдром Аспергера. «Один из интригующих моментов, который исследуется в фильме, — это отношение людей с аутизмом к своему диагнозу», — пишет автор блога The Art of Autism Нильс Скудра. Найдя престижную работу, Дональд стремится «подстроиться» при общении с новым начальником, что приводит Изабеллу, которая комфортно чувствует себя как аутичный человек, в негодование.

Фильм вообще одним из первых показал, как аутизм может проявляться у женщин: Изабелла активнее развивает социальные навыки и даже обращает то, что её считают эксцентричной, в свою пользу: «Так выходит, что я шокирую людей, поэтому я заставляю это работать на меня». Создательница блога A is for Aoife not Autism Эйфа рассказала, что сама стремилась превратить «качества, которые когда-то воспринимались как странные, в милую (надеюсь) эксцентричность», поэтому оценила эту черту персонажа.


Герои унаследовали свои способности у реальных прототипов, но вновь подкрепили стереотип о сверходарённости аутичных людей

При этом фильм столкнулся и с критикой — некоторые аутичные зрители посчитали главных героев преувеличенными «наборами симптомов» и посетовали, что в центре повествования вновь оказались исключительно талантливые аутичные люди. Герои унаследовали свои способности у реальных прототипов, вдохновивших фильм, но, по сути, они вновь подкрепили стереотип о сверходарённости аутичных людей. «Мне бы очень хотелось, чтобы кинематографисты и сценаристы перестали верить в то, что синдром саванта — это норма среди аутичных людей», — говорится в одном из отзывов на фильм. «Наскучивает, когда у меня спрашивают, могу ли я „увидеть“, сколько спичек рассыпано на полу, или назвать день недели дня рождения человека, зная дату».

В российском художественном кино редко встречаются аутичные герои и их истории, но один из примеров — короткометражка Дарьи Лебедевой «Каждый 88» 2016 года. По её сюжету солдат после смерти попадает к «судьбе» и узнаёт, что в следующей жизни родится аутичным человеком. Герой ничего не знает об аутизме, и один из работников небесной канцелярии объясняет ему, что он не сможет смотреть людям в глаза и не найдёт себе девушку, но уточняет, что это не болезнь, а расстройство. Герой всё же решает отправиться в новую жизнь, которую показывают в формате монтажа — от издевательств в школе до блестящей карьеры математика. Важная роль в этом монтаже отдана поддержке героя со стороны его матери. Короткометражку хвалили за то, что она вообще затронула тему и призвала к принятию. Но в отзывах на фильм некоторые родители аутичных детей посетовали на то, что она поддерживает миф об аутичном гении — лента даже заканчивается подборкой известных аутичных людей.

«Букет симптомов»

В 2009 году фильм «Адам» исследовал отношения между аутичным мужчиной Адамом (по сюжету у него тоже синдром Аспергера) и нейротипичной женщиной Бэт. Режиссёр Макс Майер написал сценарий фильма после того, как услышал по радио интервью с аутичным человеком. По сюжету фильма Адам, которого сыграл Хью Дэнси, сталкивается со множеством изменений в жизни: он переживает потерю отца, ему предстоит найти новую работу, а кроме этого, он начинает общаться с новой соседкой Бэт.

Может даже показаться, что история в большей степени посвящена Бэт в исполнении Роуз Бирн: она пытается понять, сможет ли построить романтические отношения с Адамом. Аутичный журналист Дилан Мэтьюз отметил, что Майеру удалось довольно точно показать детали жизни аутичного человека, но режиссёр сделал его «не столько реальным персонажем, сколько букетом симптомов», потому что у Адама есть почти все возможные. Большим упущением, по словам Мэтьюза, стало и то, что интересы Адама к астрономии и театру проявляются в перечислении занимательных фактов, а не в анализе информации. Увлечение Адама космосом, к примеру, изображается примерно так, как шестилетние дети говорят о динозаврах. А отношения Адама и Бэт показаны как неравные: Бэт берёт на себя «материнскую» роль, отчего может создаться впечатление, что аутичные люди не способны построить романтичные отношения с нейротипичными партнёрами. Автор Art of Autism Нильс Скудра оценивает посыл фильма позитивно: хоть отношения между героями и не сложились, они оба благодаря им выросли и стали лучшими людьми.

В 2010 году на HBO вышел фильм о, пожалуй, самой известной аутичной женщине — Темпл Грандин, профессоре животноводства и активистке. Главную роль в ленте сыграла Клэр Дейнс. Готовясь к съёмкам, она общалась с самой Темпл Грандин и смотрела её домашние видеозаписи. Кроме того, сценарий фильма написали на основе двух книг Грандин. Как отметили на портале Interacting with autism, авторы удачно использовали медиум кино, чтобы показать, как главная героиня воспринимает мир, мысля картинками. Кроме этого, несмотря на то, что Темпл очень талантлива, её всё же не изобразили как гения — «саванта с таинственными способностями».

Фильм показал упорство и смелость Грандин, рассказал, как она сама переборола свои страхи и ценила свою уникальность как аутичного человека: название её книги — «Отличающаяся, но не уступающая» («Different, not less»). Одной из ключевых в ленте стала сцена, где Темпл высказывается на конференции (там её принимают за мать аутичного ребёнка) и напоминает, в большей степени зрителям фильма, что в любых дискуссиях об аутизме должны участвовать сами аутичные люди. Фильм собрал в основном положительные отзывы, и сама Темпл Грандин похвалила работу Клэр Дейнс и даже сравнила просмотр фильма с путешествием в странной машине времени.

«Ничего о нас без нас»

Когда Netflix решил рассказать историю аутичного подростка в стартовавшем в 2017 году сериале «Нетипичный» («Atypical»), проект вызвал много критики. Аутичный актёр Мики Роу, сыгравший в пьесе «Загадочное ночное убийство собаки», разочаровался из-за того, что аутичного человека вновь сыграл нейротипичный актёр, а «за камерой» тоже не было аутичных людей. «Ничего о нас без нас», — напомнил Мики Роу. Фильмы и шоу явно не специально стараются навредить, но важно давать людям платформу, чтобы они сами рассказывали о себе.

По словам актёра, кинематографисты неизбежно совершат ошибки в репрезентации, если не будут консультироваться с людьми, истории которых хотят рассказать. В итоге сериал, по мнению Роу, полон стереотипов, а шутки в нём часто работают так, что зрители смеются над персонажем, а не вместе с ним. О стереотипах в своём обзоре сериала для The Huffington Post говорит и Хейли Мосс: общение аутичных людей в фильме выглядит как набор клише, герои показаны «бесчувственными и просто очень неловкими». Но в то же время автор похвалила создателей сериала за то, что они показали, как главный герой успешно работает помимо учёбы и как его поддерживают родные.


Важно давать людям платформу, чтобы они сами рассказывали о себе

Выход фильма певицы Sia, героиней которого стала неговорящая аутичная девушка по имени Мьюзик, и вовсе обернулся скандалом. В первую очередь вопросы вызвал выбор на главную роль нейротипичной танцовщицы Мэдди Зиглер. Кроме этого, трейлер фильма не был адаптирован для аутичных людей (в нём не было субтитров, а слишком яркие кадры могли вызвать сенсорную перегрузку).

В ответ на критику Sia сначала рассказала в твиттере, что попыталась поработать с аутичной актрисой, но для той съёмки обернулись стрессом, из-за чего она позвала на роль Зиглер. Потом певица признала, что проявила в кастинге не только эйблизм, но и «непотизм» — она «не может делать проекты без Мэдди Зиглер». Певица добавила, что Зиглер, которой на момент начала съёмок было четырнадцать лет, расплакалась в первый день и сказала: «Я не хочу, чтобы кто-нибудь подумал, что я смеюсь над ними (аутичными людьми. — Прим. ред.)». И Sia пообещала «защитить» её в случае критики. Как заметила аутичная ютьюберка Джесси Джендер, это многое сказало о замысле Sia: певица, по сути, пренебрегла сомнениями Зиглер, что она сможет верно представить неговорящего аутичного человека. В итоге её игра и правда стала карикатурой, несмотря на благие намерения, певице стоило прислушаться к своей актрисе.

Игра в аутизм

Критика персонажа, впрочем, коснулась не только игры, но и сценария: в музыкальных сценах фильма, которые должны были показывать «внутренний мир» героини Мьюзик, язык её тела меняется, она «словно исцеляется» от аутизма, что, как заметила Джесси Джендер, несёт очень противоречивый посыл. По мнению критика IndieWire Дэвида Эрлиха, стоило не просто взять аутичного человека на главную роль, но и адаптировать для него хореографию. Более того, Мьюзик, несмотря на то, что фильм носит её имя, в итоге не является главной героиней — сюжетная линия построена вокруг её сводной сестры Зу, которая, как пишет IndieWire, использует Мьюзик «как катализатор для собственного саморазвития».

Но самой серьёзной ошибкой в репрезентации аутизма в фильме стали сцены обездвиживания героини Мьюзик — в медицине это считается очень опасным и может привести к летальным последствиям, но в фильме это не было показано как что-то негативное, наоборот, сестру Мьюзик учат такому навыку. В итоге Sia принесла извинения аутичным людям, пообещала добавить к ленте дисклеймер о сценах обездвиживания и признала, что её исследования были «недостаточно тщательными».

Критики сравнивают фильм Sia с лентой «Пожалуйста, приготовьтесь» («Please stand by») 2016 года — он тоже затрагивает отношения сестёр, а аутичную героиню играет нейротипичная актриса Дакота Фаннинг. Этот фильм тоже есть за что критиковать, в нём, например, тоже используют практику обездвиживания, напоминает Джесси Джендер, но всё же в отличие от Мьюзик героиня Дакоты Фаннинг Венди является раскрытым и главным персонажем своего фильма. Она познаёт мир во многом через «Стар Трек» и по сюжету фильма сбегает из дома и отправляется в путешествие, чтобы отдать студии свой сценарий для эпизода сериала.

По словам Джесси, многие аутичные люди, включая её саму, любят «Стар Трек» и идентифицируют себя с некоторыми его персонажами, которые иначе воспринимают мир. При этом актёры «Стар Трека» не знали, что их герои близки аутичным людям, поэтому не задумывались об этом, играя их, и благодаря этому не повторяли стереотипов. Джесси и многие другие аутичные люди в своих обзорах хвалят «Пожалуйста, приготовьтесь» за интересную аутичную героиню, которая сталкивается с трудностями, но идёт к своей цели и не позволяет обесценивать себя (например, когда сестра Венди сомневается, что та сможет обращаться с её младенцем, Венди не принимает это как данность, а спрашивает у сестры, с чего она это взяла). И в то же время во многих рецензиях напоминают, что это вновь «игра в аутизм».

«Ещё одна версия аутичного человека»

Скандал вокруг фильма Sia начал новую волну дискуссий о необходимости приглашать аутичных людей на роли аутичных персонажей, на позиции консультантов и сценаристов шоу. Они не просто смогут лучше сыграть и прописать своих героев, но и помогут избежать дальнейших стереотипов, которые вредят всем, и расскажут более интересные истории, в том числе и визуально, основываясь на собственном опыте и восприятии мира. На днях вышел второй сезон сериала «Всё будет хорошо» («Everything’s gonna be okay») Джоша Томаса, создателя шоу «Полюби меня». Одна из героинь сериала, Матильда, — аутичная девушка, которую играет аутичная актриса Кайла Кромер. По словам Томаса, ему был важен кастинг аутичной актрисы и его команда просто отказалась от предположения, что съёмки могут «быть сложными». Буквально на днях актёр и продюсер рассказал, что сам является аутичным человеком: «Вот он я, ещё одна версия аутичного человека».

Матильда сильно выделяется на фоне других аутичных героинь кино: в то время как аутизм — важная часть её идентичности, это не единственная её черта. Матильда много шутит (в том числе и про себя саму), увлекается музыкой, а также стремится получить от жизни всё, будучи молодой девушкой. Она тщательно готовится к поступлению в колледж — пробует напиться (сначала под присмотром брата и его парня), а также хочет получить свой первый сексуальный опыт. Как пишет аутичный кинокритик Мэтью Розса в Salon, шоу показывает героиню, которая «исследует свою сексуальность и по понятным причинам разочаровывается, когда её аутизм заставляет некоторых относиться к ней как к ребёнку», при этом она не позволяет родным себя инфантилизировать. Сериал к тому же исследует сложную тему согласия, а также квир-идентичность своей героини.


«Цель аутентичного кастинга — это искать людей в реальном мире»

«Всё будет хорошо» получил множество положительных отзывов от аутичных людей в соцсетях. Аутичная блогерка Нера Бёрч написала в своей рецензии: «Так приятно наконец-то быть представленной в мире развлечений», — и похвалила шоу за разнообразие тем, которые оно затрагивает. Актриса Кайла Кромер сказала в интервью Refinery29, что участвовала в формировании своей героини на этапе репетиций и для неё главная роль в сериале — это возможность избавиться от существующей стигмы в мире кино, но в будущем она хочет играть не только аутичных персонажей и развивать свою карьеру.

«Цель аутентичного кастинга — это искать людей в реальном мире. Потому что люди с инвалидностью, включая аутизм, являются частью населения, мы тоже часть аудитории, которая смотрит эти [фильмы и телешоу], — объясняет Кромер. — Нелегко опираться на собственный опыт, иногда это очень болезненно. Но это создаёт глубину и честное исполнение, которое может сделать [шоу] ещё лучше».


Апрель считается месяцем распространения информации об аутизме, однако многие активисты призывают переименовать его в месяц принятия аутизма. Они подчёркивают, что важно не только рассказывать об аутизме, но и создавать системы поддержки, а также возможности для аутичных людей в области образования, занятости и не только, — и терминология должна это отражать.

ФОТОГРАФИИ: HBO, Ruby Films, United Artists, MGM Home Entertainment, Big City Pictures, New Lineo Cinemas, Allegiance Theater, Magnolia Pictures, Warner Music Entertainment, studio canal, Avalon Television, Freeform Studios,

Рассказать друзьям
53 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.