Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Кино8 важных фильмов Берлинале-2021, сделанных женщинами и о них

8 важных фильмов Берлинале-2021, сделанных женщинами и о них
 — Кино на Wonderzine

От создательниц «Неортодоксальной», «Портрета девушки в огне» и не только

1–7 февраля в онлайн-режиме для прессы и индустрии прошёл Берлинский кинофестиваль: из-за ковида событие в этом году перенесли в интернет. Известный социальной заряженностью и профеминистским направлением, Берлинале как всегда показал десятки художественных и документальных фильмов на женскую тематику — от дискриминации до уникального личного опыта. Кинокритик Алиса Таёжная рассказывает про восемь самых интересных фильмов программы этого года — доступными зрителям они будут начиная с лета 2021-го.

ТЕКСТ: Алиса Таёжная,
автор телеграм-канала «Один раз увидеть»

Неудачный трах, или Безумное порно

Babardeală cu bucluc sau porno balamuc

Режиссёр: Раду Жуде


Коллективное судилище над школьной учительницей, секс-запись с которой утекла в интернет

Победитель Берлинского кинофестиваля этого года, фильм важного и обсуждаемого румынского режиссёра Раду Жуде, — некролог ханжеской культуре Восточной Европы и бытовому слатшеймингу. По сюжету школьная учительница, снимавшая домашнее порно с любимым мужчиной, попадает под обструкцию родителей своих учеников: видео утекает в Сеть, начинаются звонки знакомых и приглашение из школы на обсуждение морального облика. Сам фильм остроумно делится режиссёром на три части: Раду Жуде в своей манере работает и с вымышленными фактами, и с документальным материалом. В первой части, введении, учительница делает ежедневные дела в Бухаресте посреди ковидной пандемии: на улицах города — приметы долгосрочного экономического кризиса, бытового сексизма и социального расслоения. В середине фильма, в части «Анекдоты», Жуде перечисляет десятки фактов о современной Румынии, нелепых и трагичных одновременно — от милитаристских парадов в младших классах и статистики домашнего насилия (от него в стране страдают 6 детей из 10) до геноцида национальных меньшинств и коррупции местной церкви. Последняя часть — сатирическое театрализованное «партсобрание» разгневанных родителей школьников, которым преподаёт главная героиня. Её призывают к ответу за всё: от выбора сексуальных техник до самого факта сексуального поведения при её профессиональном статусе. Оставляющее горечь профеминистское кино о современной женщине под всесторонним обстрелом патриархата.

Я — твой мужчина

Ich bin dein Mensch

Режиссёр: Мария Шрадер


Идеальный партнёр-робот для зрелой европейки как компаньон от одиночества

Режиссёр «Неортодоксальной» сняла умную романтическую комедию о главной проблеме общества индивидуализма — всепоглощающем одиночестве. Работающая в берлинском музее немка, прошедшая через развод, получает предложение протестировать уникальный экземпляр — неотличимого от обычного человека андроида, который придуман, чтобы угадывать партнёрские желания. Красивый робот запрограммирован на несколько недель сонастройки, постепенно начинает предвосхищать все потребности владельца и встраивается во все социальные игры — от общего досуга до исполнения партнёрской роли на вечеринках для парочек. Пользовательский мир будущего — немного будто из картины «Она» Спайка Джонза — устроен так, что большинство одиночек проводят время с угождающими им голограммами, роботами-терапевтами или леча раны после несложившихся отношений с неидеальными земными людьми. Отличить человека от андроида скоро будет невозможно — как в «Бегущем по лезвию». В отличие от фильма Ридли Скотта, это антиутопия с романтической дымкой в пастельных тонах, но с тем же выводом — нет ничего важнее для любых отношений, чем чужая свободная воля.

Инструкции по выживанию

Instructions for sirvival

Режиссёр: Яна Угрехелидзе


Трагедия трансмужчины в Грузии, живущего двойной жизнью

Берлинале — главный крупный кинофестиваль, где есть отдельная награда для ЛГБТ+ кино и ежегодная большая программа фильмов по теме. Грузинский док «Инструкции по выживанию» — тёплое и совсем не спекулятивное кино о том, как наступают на базовые человеческие права на постсоветском пространстве — в первую очередь право на достоинство и свободу самовыражения. Главный герой никому, кроме семьи, не может доверить своё прошлое: он находится в процессе трансперехода (это подпольная неофициальная процедура в стране), женат, имеет несколько детей, но скрывает свою идентичность. Главным препятствием для полноценной гражданской жизни для него является графа «пол» в паспорте: он не может официально устроиться ни на одну работу и даже обратиться за медицинской помощью. Чтобы скопить денег на иммиграцию, любящая жена главного героя соглашается ради заработка на суррогатное материнство — вынужденное и травмирующее всю семью. «Инструкции по выживанию» показывают настоящую человеческую трагедию в неповоротливом государстве, где необязательные личные жертвы становятся платой за возможность почувствовать себя в своих правах.

Как я хочу

As i want

Режиссёр: Самахер Алькади


Леденящий док о публичных изнасилованиях египетских женщин

Нерасказанные истории митингов на Тахрире, которые вообще не фигурировали в международном контексте. Во время гражданских волнений и публичных шествий в Египте женщин, вышедших на улицы, домогались и насиловали группами, пользуясь всеобщей паникой, плотностью толпы и отсутствием социальной дистанции. Создательница документального фильма находит женщин, переживших этот чудовищный опыт, собирает архив медийных дискуссий на арабском и проводит эксперимент, снимая на камеру поведение прохожих в отношении себя — женщины, которая «неподобающе» одета в публичном пространстве. Забеременев, автор фильма переосмысляет свой женский опыт, вспоминает взросление в традиционной Палестине, ограничения и домогательства, которые ей довелось пережить при полном попустительстве взрослых. Фильм получился совершенно неутешительный: количество людей всех возрастов и разного пола, которые нападают на режиссёрку, их расхристанность, грубость и оскорбления демонстрируют, как тонка грань между пренебрежительным отношением к человеку, не похожему на тебя, и прямым насилием. А личные свидетельства женщин, переживших нападения на Тахрире, просто оставляют без слов.

Мамочка

Petite Maman

Режиссёр: Селин Сьямма


Камерная аллегорическая семейная драма об общности женского опыта

Ожидаемый фильм создательницы «Портрета девушки в огне» и одной из самых заметных женщин-режиссёров нашего времени Селин Сьямма — опять о замкнутом пространстве, тонкостях женского общения и разделении сокровенного опыта. Главная героиня — смышлёная маленькая девочка с походкой медвежонка Нелли — только что попрощалась в больнице с любимой бабушкой; для её матери эта смерть тоже сильнейший удар. Чтобы пережить утрату и восстановиться, мама и дочка приезжают в старый семейный дом: мать там в своё время выросла, Нелли предстоит открыть для себя это удивительное, спрятанное от посторонних глаз место. В какой-то момент мама исчезает, а предоставленная сама себе Нелли находит в лесу похожую на неё как две капли воды девочку Марион. Вместе «близняшки» будут строить хижину в лесу, проживать общие приключения и беспрестанно разговаривать обо всём, по-детски растягивая слова и никуда не торопясь. Селин Сьямма в который раз («Томбой», «Водяные лилии», «Девичество») находит ключ к детям-актёрам, которые открываются ей и зрителям. История дружбы с небольшим мистическим твистом (о нём можно при желании догадаться ещё в самом начале) — об общности женского опыта от самого рождения до смерти, разделении навыков и ценностей и силе семейной привязанности.

Тина

Tina

Режиссёры: Дэн Линсей, Ти Джей Мартин


Комлиментарный байопик действительно исключительной поп-звезды

Тина Тёрнер (при рождении Анна Мэй) нигде не училась ни петь, ни танцевать, что для поп-иконы вообще нетипично. Её звезда взошла в 60-е годы на волне популярности соула, когда афроамериканская музыка боролась за всенародное признание и верхние строчки хит-парадов. К сожалению, путь женщины в музыке в то время был чаще всего завязан на мужской фигуре: именно так Тина попала под зависимость от Айка Тёрнера — своего партнёра по сцене и продюсера, а потом и мужа, об абьюзе со стороны которого она публично рассказала в начале 80-х годов. Док «Тина» раскрывает судьбу и потрясающую энергетику певицы — кажется, её манере танцевать и подавать себя на сцене подражали и подражают все без исключения поп-звёзды: для интереса сравните концерты Тины 70-х, Джей Ло в 2000-х и Бейонсе 2010-х. Самая большая ценность фильма — архивные записи умопомрачительных (иначе не скажешь) выступлений Тёрнер и комментарии её близких друзей. Фильм — доказательство того, что прирождённую звезду невозможно затмить или запугать, но талант никогда не раскроется без вложенной в него экстремальной энергии.

Анамнез

Anamnesis

Режиссёры: Крис Райт, Штефан Колбе


Исследование судьбы реального сексуального преступника и его социальной реабилитации

Психологически трудный и антропологически бесценный документальный фильм о том, что происходит с секс-преступниками во время и после их заключения. Анамнез насильника и убийцы Штефана выглядит так: застенчивый и скрытный ребёнок с нарушением когнитивных функций, унижаемый одноклассниками, послушный сын — он растёт в постоянной сексуальной фрустрации. Постепенно Штефан социализируется, находит работу и обзаводится знакомыми, а ещё увлекается коллегой на работе — но то, что она воспринимает как лёгкое приятельство, для него — мания. Сталкинг закончится нападением, а Штефана поместят в немецкую тюрьму, где для него будут подбирать восстановительную программу и терапию, сочетая заключение с реабилитацией. «Анамнез» подробно изучает социальное насилие, приводящее к реальным преступлениям, и психологию маниакального поведения, но подробнее всего останавливается на том, что происходит с преступниками в тюрьме. В состоянии ли изоляция и наказание решить проблему таких преступлений? Можно ли предотвратить такие случаи? Существует ли профилактика или успешная интеграция бывших заключённых по таким приговорам? Захватывающее журналистское расследование и моральная дилемма, которая на данном отрезке времени не поддаётся простому решению. В момент освобождения «скопинского маньяка» смотрится особенно зловеще.

Ночные ясли

Garderie nocturne

Режиссёр: Мумуни Сану


Бережно собранная коллективная история матерей в Буркина-Фасо, вовлечённых в проституцию

Трагичная история «безотцовщины» и многовековой традиции женской взаимоподдержки в документальном фильме об африканских матерях. Пожилая госпожа Кода годами помогает местным женщинам ухаживать за их маленькими детьми, когда они уходят работать на улицы столицы. Младенцам и детям постарше нужны внимание и теплота, и репутация пожилой смотрительницы этих неофициальных яслей строилась десятилетиями: сотни проституированных женщин доверили своих сыновей и дочерей именно ей. Режиссёр фильма провёл годы среди героинь, чтобы завоевать их доверие, быть включённым в их разговоры о самом интимном и наблюдать, как женская солидарность помогает справляться с бедами и вызовами, где равнодушное или не работающее государство не берёт на себя никакой заботы о гражданах. Самое пронзительное и печальное в «Ночных яслях» — полное отсутствие в кадре мужчин, помогающих и принимающих решения, встающих на сторону женщин, а не пользующихся их уязвимостью. Кривое зеркало общественной системы, где вся ответственность, боль, затраты и усилия на воспитание детей ложатся на плечи угнетаемых женщин.

Фотографии: Berlinale, Christine Fenzl, Silviu Ghetie / Micro Film 2021, Yana Ugrekhelidze, Prophecy Films, Lilies Films, Rhonda Graam, ma.ja.de. Filmproduktions GmbH, Les Films du Djabadjah

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.