Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Кино«Эмма.»: Любовь, дружба
и прочие неприятности
в эстетской экранизации Джейн Остин

«Эмма.»: Любовь, дружба
и прочие неприятности
в эстетской экранизации Джейн Остин — Кино на Wonderzine

Лучшее кино на время карантина

2020-й грозил стать для кино годом переосмысления литературной классики — до того, как пандемия внесла коррективы в расписание кинопроката. Из доброго десятка запланированных на текущий год экранизаций повезло только двум лентам: чуть больше «Маленьким женщинам» Греты Гервиг, которые успели выйти на большие экраны ещё до объявления пандемии, и чуть меньше «Эмме.» Отем де Уайлд, релиз которой переносить не стали, зато выпустили сразу на онлайн-платформах — тогда как премьеры «Таинственного сада», «Истории Дэвида Копперфильда» и других экранизаций перенеслись на неопределённый срок. «Эмма.», которая стала для её режиссёрки дебютной полнометражной работой, могла с равным успехом как взлететь, так и провалиться, однако оказалась идеальным фильмом для просмотра во время изоляции — красивым, остроумным и жизнеутверждающим. Рассказываем подробности (с небольшими спойлерами).

Текст: Дина Ключарёва,
автор телеграм-канала One Oscar For Leo

Эмме Вудхаус (Аня Тейлор-Джой) двадцать один год, и она живёт в роскошном поместье в английском захолустье вдвоем со стареющим отцом, мастерски освоившим тонкости ипохондрии (Билл Найи). Когда её компаньонка и единственная отрада в жизни выходит замуж, Эмма, собственно, и нашедшая для подруги выгодную партию, берёт под крыло наивную и добродушную сироту по имени Гарриет (Миа Гот), которой тоже мечтает устроить судьбу. Эмма мнит себя прирождённой сводницей, хотя сама замуж не собирается: во-первых, она достаточно богата, чтобы не нуждаться в муже-покровителе, во-вторых, она не желает покидать любимого отца. Компанию Вудхаусам регулярно составляет молодой и привлекательный мистер Найтли (Джонни Флинн), едкий на язык друг детства и дальний родственник Эммы — единственный человек, который относится к ней одновременно с обожанием и раздражением и не стесняется говорить ей правду в глаза, а также — сюрприз! — втайне в неё влюблён. Впрочем, Эмма этого абсолютно не замечает, увлечённая идеей сводничества и заинтригованная новостью о скором возвращении домой Фрэнка Чёрчилля (Каллум Тёрнер), ещё одного перспективного холостяка. Будучи высокомерной и сообразительной, но неопытной в любовных делах девушкой, Эмма постоянно обманывается в своих ощущениях насчёт других людей — что приводит к обидам и неловким ситуациям. К тому моменту, когда она окончательно понимает, что её талант соединять сердца скорее фантазия, чем реальный дар, и переживает жестокое разочарование в самой себе, мистер Найтли наконец-то набирается решимости и сообщает ей о своей привязанности в типичной многословной манере XIX века — а Эмма понимает, что счастье на самом деле всегда было у неё под рукой.

«Эмма.» (именно так, с точкой) — далеко не первая экранизация романа Джейн Остин, протагонистку которого сама писательница считала антигероиней и переживала, что она не понравится никому, кроме неё самой. Самые известные предыдущие экранизации книги — это вольная голливудская «Эмма» с Гвинет Пэлтроу в главной роли и «Бестолковые» с Алисией Сильверстоун — переложение истории Остин на современный (ну, почти) лад в антураже 1990-х. Режиссёрка Отем де Уайлд, которая большую часть жизни провела, снимая видеоклипы и турне рок-музыкантов вроде Бека и Дженни Льюис, выбрала в качестве своего первого полнометражного проекта довольно неожиданный вариант — костюмную мелодраму.


«Эмма.»
не превращается в ванильную открытку в винтажном стиле: де Уайлд добавляет важные акценты, которые заземляют даже такую нарядную историю

Впрочем, с неожиданными вариантами зрителям пришлось свыкнуться ещё год назад, когда весь мир ошеломил «Чернобыль» — шедевр, созданный двумя парнями без малейшего опыта в съёмках эпических трагедий. То же произошло и с «Эммой.» — с первых же кадров становится понятно, насколько это выдающаяся работа с собственным характером. Визуальный стиль «Эммы.» похож на свадебный торт имени Уэса Андерсона (де Уайлд не стесняется признаваться в своей безмерной любви к творчеству режиссёра): красочный, наполненный бархатом, атласом и бантами, зелёными полями и цветами, богатыми уездными интерьерами и антикварным фарфором мир, который можно разобрать на отдельные кадры — и каждый из них будет безупречен. При этом «Эмма.» не превращается в ванильную открытку в винтажном стиле: де Уайлд добавляет мелкие, но важные акценты, которые заземляют даже такую нарядную историю. Оставшись в комнате одна, Эмма задирает юбку и греет голую попу у камина; мистер Найтли не носит белья (занятный экскурс в историю английского мужского костюма); одинаковые красные плащи прилежных воспитанниц женского пансиона подозрительно напоминают накидки из «Рассказа служанки»; в самый трогательный момент у главной героини неэстетично идёт из носа кровь.

Как ни странно, вся эта красота совершенно не затмевает саму историю — трогательную мелодраму о дружбе и любви. Эмме, самоуверенной, избалованной и совершенно не замечающей, что творится у неё под носом, невозможно не посочувствовать. В своём привилегированном положении она абсолютно одинока и понятия не имеет, куда применить силу своего природного интеллекта. «Эмме ужасно тоскливо. У неё есть красивый дом, она может позволить себе всё, что захочет, но при этом у неё всего одна подруга, которой платят за эту дружбу, пусть даже Эмма её и любит. Её отец от неё зависит. Но она не может обсудить с ним то, что у неё на душе. Это видно в сцене за их завтраком вдвоём, которая явно демонстрирует, что чувствует Эмма: „Я очень умна, мне очень скучно и очень одиноко, и я не знаю, как это изменить“», — рассказывает о своей героине Аня Тейлор-Джой.


Несмотря на то
что «Эмме» уже больше двухсот лет, её универсальная история остаётся актуальной и по сей день

В отличие от «Эммы.» в романе Остин дружба Эммы и Гарриет отходит на второй план, однако режиссёрка де Уайлд и сценаристка Элеанор Каттон (та самая лауреатка Букера за роман «Светила») решили, что дружеская линия заслуживает не меньшего внимания, чем любовная, и расширили роль Гарриет. Интересно, что сыграть её выпало Миа Гот, которая уже много лет дружит с Аней Тейлор-Джой в реальной жизни — в интервью к выходу фильма девушки шутили, что готовились к своим ролям последние три года. Гарриет — бедная воспитанница пансиона для девушек, и социальный статус её, несомненно, ниже, чем у Эммы. Дружить им это не мешает, однако если Гарриет выйдет замуж за фермера, в которого влюблена, то в британском классовом обществе окажется сразу на несколько ступеней ниже Эммы — что сильно затруднит их общение. Руководствуясь собственным эгоизмом, Эмма решает выдать подругу за более удобного ей кандидата, чтобы хотя бы не терять с ней связь, поскольку сама обзаводиться мужем не планирует.

Она не желает следовать уготованной менее везучим девушкам жизненной тропе замужества и неизбежного бесконечного деторождения, но других вариантов особенно и не знает: на дворе XIX век и у женщин не так-то много опций. Эмма попадает в типичную ловушку эффекта Даннинга — Крюгера — не понимает, что энтузиаст (в данном случае в делах сводничества) не равно профессионал, и полагая, что творит добро, на самом деле сеет хаос. Однако из-за её высокого социального статуса мало кто решается ей возражать и вообще ставить её на место — за исключением Джорджа Найтли, морального компаса всей истории, который регулярно открывает Эмме глаза на её недальновидность и упрекает в эгоизме. Джонни Флинн, исполнивший роль мистера Найтли, — идеальное воплощение типичного романтического героя Остин: обходительного, но упрямого, вынужденного заниматься менсплейнингом, но радости от этого не испытывающего. При всей конфетной наружности фильма у де Уайлд и Флинна получается удивительно понятный и правдоподобный мужчина, который отлично умеет держать лицо, но при этом испытывает паническую атаку, когда его захлёстывают чувства, слишком долго набирается решительности и в самый ответственный момент оказывается не способен чётко выразить мысль. Впрочем, Эмма всё равно в конце концов прозревает и осознаёт, что по-настоящему её задевают слова только Найтли, а потому его ораторские способности в финале оказываются не так уж важны.

Несмотря на то что «Эмме» уже больше двухсот лет (книга вышла в 1815 году), её универсальная история остаётся актуальной и по сей день — вероятно, поэтому она и считается классикой на все времена и спокойно сносит любые над собой эксперименты. Проблемы в дружбе и любви существуют и будут существовать всегда, даже если мир будет стоять на пороге катастрофы. Отем де Уайлд утверждает, что и не хотела делать историю современной, а только более понятной в общечеловеческом смысле. Влюбиться в лучшего друга, но не осознавать этого, вмешиваться в чужие жизни исключительно потому, что тебе очень страшно остаться одной, делать обидные глупости, но просить за них прощения — такое случалось в эпоху Регентства и случается по сей день.

Фотографии: UPI

Рассказать друзьям
3 комментарияпожаловаться