Views Comments Previous Next Search Wonderzine

Кино«Неповиновение»
и ещё 4 квир-фильма
о любви и поиске себя

«Неповиновение»
и ещё 4 квир-фильма
о любви и поиске себя — Кино на Wonderzine

Что посмотреть на грядущем кинофестивале «Бок о бок»

В Петербурге стартовал двенадцатый «Бок о бок», формально — кинофестиваль, по факту — гораздо больше чем просто фестиваль кино. Он существует вопреки запретам, агрессивным нападкам и ежегодным проверкам помещений (вчера на открытии организаторы и гости ждали начала сеанса по причине анонимной заявки о том, что в месте проведения фестиваля заложена бомба). Здесь показывают кино с главными героями, живущими в полном спектре ЛГБТК+, обсуждают проблемы трансгендерного перехода, бесплатно тестируют на ВИЧ и рассказывают о нормах новой этики. Однако при всей своей сфокусированности на повестке и на актуальной просветительской и активистской работе «Бок о бок» успевает всерьёз проводить работу и по отбору фильмов; практически вся программа достойна интереса, хотя в ней почти нет премьер. Рассказываем о пятёрке самых интересных.

ТЕКСТ: Наиля Гольман

Неповиновение

Disobedience 2017

Режиссёр: Себастьян Лелио

Первая англоязычная работа Себастьяна Лелио, прославившегося «Глорией» и окончательно признанного международной иконой ЛГБТ-движения два года назад после того, как поставленная им «Фантастическая женщина» получила премию Американской киноакадемии за лучший фильм на иностранном языке. Благодаря сложившемуся резонансу в Чили как никогда громко и открыто активистам удалось заговорить о своих правах и даже отстоять принятие закона, разрешающего трансгендерным людям самим легально принимать решение о смене имени и гендерной отметки в паспорте. «Неповиновение», датированное тем же 2017 годом и параллельно с «Женщиной» стартовавшее на фестивале в Торонто, уже показывали в прошлом году на ММКФ, но в российский прокат не выпустили.

В центре сюжета — две женщины, которых играют Рэйчел Макадамс и Рэйчел Вайс. Обе выросли в ортодоксальной иудейской общине в Лондоне, окружённые огромным количеством правил и условностей. Одна в юности уехала в Нью-Йорк за свободной жизнью и светскими нравами, но теперь вернулась на похороны отца-раввина, который не оставил ей в наследство практически ничего, и поселилась у второй, нынче — жены уважаемого члена общины. Когда между ними возникает влечение, привычный уклад начинает разваливаться для всех. Полный саркастичного внимания к миру условностей, фильм Лелио подчёркивает — дело тут не столько в неудержимости или необычайной силе чувств, сколько в том, что каждый из героев любовного и семейного многоугольника слишком уж сильно держится за свой этот самый уклад, из каких бы абсурдных правил он ни состоял.

Густая краска

Hard paint, 2018

Режиссёры: Марсио Реолона, Филипе Матцембахер

Педро, юноша с нежным лицом и постоянно блуждающим хмурым взглядом, живёт с сестрой, никогда не видел отца и давно похоронил мать. Он гей и хотел бы открыто об этом говорить, но жизнь пока не дала ему шанса встретить на пути достаточно чутких друзей — наоборот, наградила историей неприятных конфликтов с осложнениями. Педро зарабатывает на жизнь вебкам-трансляциями, во время которых обмазывает собственное тело неоновыми красками, — это единственные моменты, когда он чувствует себя в своей тарелке. Однажды он встречает в Сети подражателя, который копирует его лайвстримы, и знакомится с ним вживую, чтобы прояснить свои права на идею — но вместо этого влюбляется.

«Густая краска» — история взросления и первой любви, помноженная на сюжет о пусти самопознания гомосексуального человека. Бразильская мелодрама Марсио Реолоны и Филипе Матцембахера, получившая прошлой зимой приз «Тедди» на Берлинале, — хороший выбор фильма открытия. Из всей программы это самый жизнерадостный и нежный рассказ, который ничего не приукрашивает, но с каким-то очень искренним юношеским задором приводит своего героя на порог взрослой жизни в последних кадрах.

Дикий

Sauvage, 2018

Режиссёр: Камиль Видаль-Наке

Лео продаёт себя на французских окраинах мужчинам. Пожилым и молодым, не шибко богатым и очень состоятельным. Как повезёт. Его сердце часто бьётся слишком сильно — и в буквальном, и в метафорическом смысле это становится для него главной проблемой. Изредка попадающий в руки врачей, он не брезгует наркотиками и порой падает в обморок посреди ночных улиц (передавая, возможно, грустный привет своему коллеге из классики американского квир-кино — герою Ривера Феникса в «Моём личном штате Айдахо»).

Слишком ещё молодой, чтобы усмирить надежду на истинную близость, он постоянно ищет взаимности и трагически влюбляется не по адресу, раз за разом вместо рациональных решений предпринимая импульсивные, искренние и романтические. Такие, которые шаг за шагом ведут его прочь от любой надежды на «нормальную человеческую жизнь» — а может быть, и вообще жизнь. Дебютный полный метр француза Камиля Видаля-Наке — хорошая рифма к «Густой краске», гораздо более печальная и вдумчивая, ощутимо более зрелая и повзрослевшая.

Земля под моими ногами

The Ground beneath my feet, 2019

Режиссёр: Мари Кройцер

Гораздо более успешная пара — бизнес-консультантка Лола и её начальница. По крайней мере, на первый взгляд. Хотя им и приходится скрывать свою связь на работе, где при защите проекта коллеги могут попросить отправить на переговоры к клиенту делегацию с минимальным присутствием женщин («чтобы повысить шансы на его полное доверие»), они находят время для вечеров на диване с парой бокалов вина. Не много, но как раз столько, сколько обеим нужно, чтобы успевать стремительно раскидывать дела и закрывать KPI по пути на вершину своих карьерных лестниц. Налаженная жизнь начинает сыпаться по ползучему сценарию ночного кошмара, когда Лоле однажды звонят из больницы: её старшая сестра, у которой диагностирована шизофрения, пыталась покончить с собой.

Снятая в приглушённой палитре и аккуратном ритме строгого европейского фестивального мейнстрима, «Земля…» оживает в первую очередь благодаря актрисам. Особенно играющей главную роль Валери Пахнер, которая бесстрашно теряет «товарный вид», выводя свою героиню из равновесия в поучительной истории об опасностях бесконечной гонки за корпоративными идеалами, силой и успехом.

Морской конёк

Seahorse, 2019

Режиссёр: Джини Финлэй

На таком фестивале, как «Бок о бок», документальная программа достойна едва ли не большего внимания, чем игровая. Как ни парадоксально, живущее на территории вымысла традиционное игровое кино часто просто не поспевает за главными разговорами в мире стремительно меняющейся нормативности. Реальность по-прежнему гораздо более откровенно и разнообразно генерирует сюжеты о жизни в пограничной сфере между признанными в разных странах социальными ролями. Так что смотреть в идеале стоит всю документальную секцию: от проникновенного посмертного портрета Шанталь Акерман до истории Челси Мэннинг.

Особенно хочется выделить «Морского конька» — как раз за подробное описание мира будущего, в котором мы уже живём. Главный герой, Фредди Макконелл, пишет для The Guardian о темах, связанных с жизнью ЛГБТ-людей, а также занимается введением новых форм подачи контента, таких как видео и подкасты. Будучи трансгендерным гомосексуальным мужчиной, к тридцати годам он понял, что сам хочет выносить и родить ребёнка, и разрешил режиссёрке Джини Финлэй подробно документировать годы процесса и сопроводительной терапии. Кстати, он сам подключится после показа по скайпу, чтобы обсудить фильм со зрителями.

Фотографии: Stage 6 Films, Candlelight Productions, Avante Filmes, Les Films de la Croisade, La Voie Lactée, Strand Releasing, Glimmer Films, bok-o-bok

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.