Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Кино10 новых российских фильмов, которые стоит посмотреть

10 новых российских фильмов, которые стоит посмотреть — Кино на Wonderzine

От «Лета» до «Амбивалентности»

Недавно на экраны вышла новая картина Антона Бильжо «Амбивалентность» — история о необычном любовном треугольнике и безумии, шагающем где-то поблизости. Рассказываем о ней и ещё девяти хороших российских фильмах этого года, которые достойны внимательного просмотра.

Текст: Дмитрий Барченков, автор телеграм-канала «Тайный Санта Луи Гарреля»

Амбивалентность

Режиссёр: Антон Бильжо

Фильм-диагноз, снятый одним из самых аутентичных российских режиссёров Антоном Бильжо (в полном метре он дебютировал картиной «Рыба-мечта») и написанный создателями гей-драмы «Зимний путь» Сергеем Тарамаевым и Любовью Львовой. Диагноз здесь ставится не только главным героям — двум молодым психиатрам, которые борются за одну женщину, — но и всем 25-летним. Они — одновременно и врачи, и пациенты, и взрослые, и дети. Если «Кислота» размышляет лишь о нынешнем поколении, то «Амбивалентность», во многом благодаря эстетике размытого пространства и времени и соответствующему ей статусу фильма непреходящего, выглядит произведением, которому, вероятно, суждено надолго остаться в зрительской памяти.

Ван Гоги

Режиссёр: Сергей Ливнев

К 1999 году, когда, разочаровавшись в российском кинематографе, Сергей Ливнев покинул страну, за его плечами были две сильные режиссёрские работы — «Кикс» и «Серп и молот» — и сценарий к легендарной «Ассе» Сергея Соловьёва. В Россию Ливнев вернулся в середине нулевых, но в режиссуру — только сейчас, сняв крайне трогательное кино о принятии семьи и смерти. «Ван Гоги» с удивительными актёрскими работами Алексея Серебрякова и Даниэля Ольбрыхского могут показаться излишне старомодными, а местами даже спекулятивными, но это ни в коем случае не отменяет того, что без них российский прокат последнего времени выглядел бы куда менее оптимистично.

История одного назначения

Режиссёр: Авдотья Смирнова

Сложно поспорить с тем, что фигура Льва Толстого стала собирательным образом всего русского — как яркого и достойного, так и проблемных его частей. Обласканная критиками лента Авдотьи Смирновой фокусируется не на писателе, а на истории, которая произошла рядом с ним. При этом концентрация национального характера не уменьшилась, и невооружённым взглядом видно, что Смирнова сняла картину не про небольшой военный случай, произошедший во второй половине XIX века, а про несовершенство нынешней судебной системы, по правилам которой возможны самые абсурдные и чудовищные разбирательства.

Кислота

Режиссёр: Александр Горчилин

После выхода дебютной работы Александра Горчилина по сценарию одного из главных современных драматургов Валерия Печейкина чуть ли не на каждом шагу были слышны разговоры о «манифесте поколения». Фильм, где один из главных героев ищет себя и обвиняет во всех бедах мать, а другой от хорошей жизни пьёт кислоту, никаким манифестом не оказывается. Это скорее необходимая сегодня доза рефлексии на тему сложных отношений между поколениями — которую поднимали ещё Тургенев и Бунин и которая особенно остра для как будто оторвавшихся от предшественников современников. Отдельное спасибо за то, что «Кислота» подарила зрителю ещё одну запоминающуюся кинороль Филиппа Авдеева — молодого актёра, в основном появляющегося на сцене «Гоголь-центра».

Лето

Режиссёр: Кирилл Серебренников

Когда художественный руководитель «Гоголь-центра» заканчивал работать над фильмом, как раз началось «дело „Седьмой студии“», оттого особо радостно говорить о «Лете» после новости об освобождении из-под домашнего ареста Кирилла Серебренникова. И даже несмотря на то, что ряд сцен снимался уже без режиссёра, удивительный байопик сложился. Удивительный потому, что он толком не рассказывает биографий и на самом деле посвящён не Майку Науменко, Виктору Цою или Борису Гребенщикову, а неподдельному чувству свободы, которое — что в 1980-е, что сейчас — испытать трудно, но очень хочется.

Подбросы

Режиссёр: Иван И. Твердовский

В некоторой степени радикалист Иван И. Твердовский уже успел удивить и историей про «злых» подростков из «Класса коррекции», и социальной сказкой «Зоология», в которой у одинокой женщины отрастал хвост. В «Подбросах» режиссёр и сценарист отказывается от привычного ему документального взгляда (например, мощнейший «Собачий кайф» Твердовского — кино именно документальное) и рисует нуар-комикс, описывающий незащищённость детей в жёстком взрослом мире. И пусть картина для «бытового» Твердовского кажется шагом назад, с эстетической точки зрения она значительно продвигает режиссёра на мировой киноарене.

Русский Бес

Режиссёр: Григорий Константинопольский

Если Смирнова, обличая современников, обращается к Толстому, то Константинопольский идёт по более жёсткому пути — выносит приговор через переосмысление творчества Достоевского. Опираясь на «Бесов» и «Преступление и наказание», а также на ставшего культовым «Американского психопата» с Кристианом Бэйлом (неслучайно фильм открывается титром «Russian psycho»), режиссёр устраивает нечеловеческую, чертовскую резню, которая содержит в себе серьёзное общественное высказывание — оставляя зрителю пространство для размышлений.

Сердце мира

Режиссёр: Наталия Мещанинова

Предыдущий фильм Мещаниновой «Комбинат „Надежда“» открыл миру имя Данила Стеклова, блеснувшего в «Амбивалентности». За «Сердцем мира» значится не только Гран-при прошлогоднего «Кинотавра» и Борис Хлебников в списке сценаристов, но и сохранение отличительного для Мещаниновой документального подхода к изображаемому — не растрогаться детально рассказанной историей ветеринара Егора не получится. Именно это — чтобы картину прочувствовали, а не обдумывали — и было, по словам самой Мещаниновой, одной из главных задач при создании «Сердца мира».

Фагот

Режиссёр: Борис Гуц

В отличие от несколько лукаво использующего айфон (и целый мешок объективов к нему) вместо камеры Стивена Содерберга, Борис Гуц, по крайней мере в России, за последний год стал настоящим теоретиком мобильного кино. Режиссёр не только готовит «Смерть нам к лицу» — вторую работу в этом формате, — но и открывает школы, где преподают основы инновационной съёмки. «Фагот» же, будучи первым «мобильным» опытом, оказался, с одной стороны, весёлой комедией от первого лица, а с другой — мощным социальным манифестом против гомофобии. В фильме есть художественные неточности (например, вычурные стрит-кадры ближе к финалу), но на них можно закрыть глаза — настолько важен «Фагот» для современного российского кинопроцесса, который двигается вперёд именно благодаря таким интересным попыткам сделать что-то новое.

Человек, который удивил всех

Режиссёр: Наташа Меркулова, Алексей Чупов

Наверное, самый жизнеутверждающий фильм прошлого года, рассказавший зрителям, что и от смертельной болезни можно спрятаться — прикинувшись уткой. Метаморфозу, предполагающую превращение из мужчины в женщину (или из селезня в утку), в картине проделал герой Евгения Цыганова, что позволило актёру наконец выйти из привычного образа «уставшего мачо», который он с успехом транслировал в «Неадекватных людях», «Блокбастере», «Оттепели» и где только не. Помимо длинной фестивальной жизни (премьера состоялась на Венецианском кинофестивале), лента примечательна ещё и тем, что в ней, подобно её отчаявшемуся персонажу, умело спряталась одна из лучших притчевых реализаций в кино.

Фотографии: Кинокомпания «Слон», ПРОвзгляд, Sony Pictures, Hype Film, Film and Music Entertainment, Экспонента, Ракета Релизинг, Парадиз, Наше Кино, WDSSPR

Рассказать друзьям
5 комментариевпожаловаться