Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

КиноРоль второго плана:
8 фильмов о бунтующих жёнах

Роль второго плана:
8 фильмов о бунтующих жёнах — Кино на Wonderzine

«Колетт», «Жена» и другие истории о женщинах, выходящих из тени своих мужей

В прокат выходит историческая драма «Колетт» с Кирой Найтли — биография о становлении литературной карьеры Сидони-Габриэль Колетт, французской писательницы, до поры до времени жившей в тени своего известного в литературных кругах мужа. «Колетт» рассказывает о жизни парижских интеллектуалов во времена belle époque, когда судьба женщин, независимо от их происхождения и дохода, зависела от замужества или покровительствующих им мужчин.

Колетт, юная девушка из пригорода, выходит замуж за успешного писателя Вилли, который ставит её перед фактом открытого брака и, когда его пул литературных рабов пустеет, побуждает к написанию книг. Правда когда серия «Клодин» о девочке-подростке становится успешной, Колетт сталкивается с завистью и конкуренцией со стороны мужа и обесцениванием её творческих успехов — он активно использовал гострайтеров и многие годы никак не афишировал этот факт.

Конфликт интересов между мужем и женой обнажает поколенческую проблему современниц Колетт: быть удобными было для них единственным условием выживания. Драма о писательнице, снятая режиссёром «Всё ещё Элис», касается ещё одной темы — сексуального освобождения: через новые романы с мужчинами и женщинами Колетт открывает границы собственного тела и удовольствия, которым не было места в её удушающем замужестве.

Фильм по-новому представляет не нуждающуюся в представлении Киру Найтли и резонирует с одним из главных движений этого года — #Time’sUp. Wonderzine вспоминает другие важные фильмы о жёнах, решивших выйти из тени влиятельных мужей.

Текст: Алиса Таёжная

Красавица для чудовища

Mary Shelley, 2017

Режиссёр: Хайфа аль-Мансур

Как и Колетт, молодая и неискушённая девушка Мэри Годвин, прожила свою юность в тени многообещающего поэта Перси Шелли, который пытался закрепиться в британских литературных кругах. Никто не предполагал, что восемнадцатилетняя девушка может стать автором «Франкенштейна» — триллера и бестселлера XIX века, разрушившего стереотипы о том, какой положено быть британской «женской» литературе. Реальное имя автора с обширным предисловием об истории создания книги было обнародовано только тринадцать лет спустя.

Эль Фаннинг играет совсем молодую писательницу, дочь одной из первых феминисток Мэри Уолстонкрафт и книгоиздателя Уильяма Годвина. Её душевные противоречия продиктованы двойной жизнью избранника и, как это было принято в те годы, частичным присвоением мужем её достижений. Что важно, байопик подчёркивает, что свободный образ жизни и рискованное для репутации поведение могло быть для совсем юной девушки не меньшим ограничением, чем патриархальные тиски. Бедность и риск порицания, с которыми могла столкнуться Мэри Шелли, живущая сообразно своим желаниям в Британии первой половины XIX века, стремительно губили её будущее. Образ невинной девушки на рубеже болезненного взросления — то, что удаётся Фаннинг лучше всего: её глубокий взгляд на бледном растерянном лице раскрывает всю печаль создательницы романа об утраченных надеждах и боли, замаскированного под ужасы. Разумеется, первое, что слышит Мэри, показав свою рукопись, — что её роман непривычно смел и брутален для пера молодой леди.

Жена

The Wife, 2017

Режиссёр: Бьорн Рунге

«Всем нужно одобрение», — говорит Джоан своему мужу, известному писателю, получившему наконец Нобелевскую премию по литературе. Именно одобрения и поддержки в своё время не хватило молодой Джоан, чтобы вложиться в собственную писательскую карьеру, а не помогать мужу добиваться больших успехов. Теперь, когда роль хорошей жены Джоан сыграна, она вспоминает о том, как супружеская пара переживала вместе взлёты и падения: рассказы, написанные в колледже, собственные литературные амбиции и пожертвованные во имя другого таланта годы. Она чувствует, что недополучала внимания, критики и вдохновения от тех, кто её окружал. Пусть это было равнодушное окружение, но что заставляло мужа так слабо реагировать на все её писательские попытки?

«Жена» касается не только иерархии мужа и жены в традиционном браке, но и другой распространённой вертикали — преподавателя и ученицы, которую так трудно потом преодолеть не только в профессиональных, но и личных отношениях. Возвращение Гленн Клоуз — однозначный триумф в роли женщины, которая не имела возможности поставить на себя и при этом не готова видеть себя в роли жертвы нарциссичного партнёра.

Отчаянная домохозяйка

Potiche, 2010

Режиссёр: Франсуа Озон

В оригинале название французской комедии «Potiche» означает декоративную вазу — красивую вещь, украшающую интерьер, не более того. Именно так чувствует себя на протяжении большей части жизни героиня Катрин Денёв, мадам Пюжоль, исполняющая роль трофейной жены для мужа-предпринимателя. Муж владеет фабрикой по производству зонтов (это нежное подмигивание «Шербурским зонтикам», сделавшим в своё время суперзвездой Денёв), активно изменяет жене и стремительно теряет контроль над профсоюзом вверенных ему работников.

На дворе 1977 год, и с профсоюзами не шутят — тогда как с жёнами обращаются куда менее бережно. После приступа мсье Пюжоль застревает в больнице, а его жена, которую недооценивают и семья, и работники фабрики, и местные политики, внезапно встаёт у руля и находит в себе силы справиться с предубеждениями окружающих и неработающей финансовой моделью семейного бизнеса — и всё это с неподражаемой улыбкой на лице под ритмы диско. «Ты идёшь в ногу с историей, во всём мире женщины берут власть в свои руки», — говорит сын матери, которая из спрятанной от окружающего мира домохозяйки превращается в фигуру власти. Ирония Озона как всегда на месте, как и самоцитирование: сходство фильма с «Восемью женщинами» бросается в глаза, но ничуть его не портит.

Большие глаза

Big Eyes, 2014

Режиссёр: Тим Бёртон

Художница Маргарет Кин придумала невероятно успешную в Америке серию детских портретов с большими глазами. Вот только художественную ценность того, что она делала, отрицали ценившие минималистов и концептуалистов критики, а муж без колебаний присвоил себе результаты её труда. Когда Маргарет встречает общительного Уолтера, она легко попадает под его обаяние: в конце пятидесятых правят бал мужчины, прежде всего старшие и статусные. Маргарет давно любит рисовать и увлекается живописью маслом. О том, что успешные картины с детьми с самыми грустными на свете огромными глазами принадлежат ей, знает только домашний пудель. Заказы сыпятся с неба, прибыль позволяет жить на широкую ногу, семья Кин вхожа во все правильные круги, но Маргарет тяготит постоянное враньё мужа о его мнимом авторстве. Как будто бы капля за каплей он ворует её душу и всё, что ей дорого.

Что важно, фильм Тима Бёртона ещё и о страхе быть недохудожником, о пограничном статусе человека искусства и поп-иконы. Как будто два понятия исключают друг друга. Если бы Маргарет боролась только с давлением мужа: обрести голос ей очень мешает предубеждение против её детской манеры слишком растиражированных картин. И в этом конфликте тоже очень много от самого Бёртона, чьи большие идеи часто критикуют за инфантилизм и выбранную интонацию детской сказки.

Люди дождя

The Rain People, 1969

Режиссёр: Фрэнсис Форд Коппола

Ранний, а потому малоизвестный фильм Копполы, снятый им за несколько лет до триумфального «Крёстного отца», стоит увидеть хотя бы из-за одного факта: он комментирует эмпауэрмент и сомнение женщины в правильно сделанном выборе одновременно с феминистским движением в Штатах и Западной Европе, то есть в самом конце 60-х. «Степфордские жёны» ещё не опубликованы и не экранизированы — это произойдёт в первой половине 70-х, — а вопросы «Загадки женственности» встают перед женщинами нового поколения.

Узнав о беременности, Нэтали сбегает от мужа, пытаясь разобраться, необходимы ли ей ребёнок и семья вообще и как изменится её жизнь после необратимого выбора. Звонок из телефонной будки домой — её крик о помощи и свидетельство глубоких сомнений в принятых решениях: выйдя замуж по инерции, как многие из ровесниц, далеко не все женщины были готовы к браку и материнству, хотя окружение и требовало от них жизни по расписанию. «Люди дождя» — типичный роуд-муви, где путешествие главной героини в неизвестном направлении ведёт её к перемене отношения к себе. Больше всего на Нэтали влияет встреча с неприкаянным автостопщиком, несчастным и недовольным собой, искренность с которым раскрывает в ней истинность собственных намерений.

Милдред Пирс

Mildred Pierce, 2011

Режиссёр: Тодд Хейнс

Спустя десять лет, продолжая идею своего хита «Вдали от рая», Тодд Хейнс берётся за экранизацию бестселлера начала сороковых о разведённой матери-одиночке, решающей заняться ресторанным бизнесом. «Вдали от рая» рассказывал о столкновении взрослой женщины с осуждением окружающих — жителей стерильного и консервативного Коннектикута, главный конфликт «Милдред Пирс» относится к непониманию внутри семьи. Милдред отторгает собственная дочь, получающая от матери не только хорошее воспитание, но и признание своих уникальных вокальных способностей.

Хейнс подробно останавливается на том, чего стоит выбрать самостоятельную жизнь и начать собственный бизнес в тридцатые годы, сразу после Великой депрессии, когда веру в себя теряли даже самые успешные и рисковые. Это драма о выходе из тени и уникальной способности взять ответственность за собственную жизнь в свои руки в момент, когда об эмпауэрменте ещё не было речи, зато необходимо было позаботиться о себе. Как в «Дикой жизни» Пола Дано, нужда и необходимость дать ребёнку лучшее побуждают женщину оставить прошлое и всё, кроме фамилии мужа, и взять на себя инициативу. Кейт Уинслет сочетает в одной роли две полярности: безграничную силу по отношению ко внешним обстоятельствам и максимальную уязвимость от дочки, чьё одобрение и уважение она долгие годы пытается заслужить. Позже Хейнс снимет «Кэрол» — ещё одну женскую историю независимости, где роскошной жене влиятельного мужчины не дозволено открыто проявлять чувства к своей молодой избраннице — вот и ещё одна бунтующая жена.

Леди Макбет

Lady Macbeth, 2016

Режиссёр: Уильям Олдройд

Одна из заслуживающих внимание современных экранизаций классики напоминает «Грозовой перевал» Андреа Арнольд и «Яркую звезду» Джейн Кэмпион (вторая сняла и другой великий фильм о бунтующей жене — «Пианино»). «Леди Макбет» по мотивам повести Николая Лескова — экзистенциальный триллер в лаконичных тонах о молодой женщине, ставшей нелюбимым предметом в руках грубого и властного мужа. Эпоха и положение позволяют ему обращаться с женой как с вещью, не думать о её чувствах и удовольствии, исчезать и появляться в любое время, оставляя её в заточении в формальном статусе хозяйки.

На самом деле леди Макбет заключена внутри огромной бесплодной территории холодной земли под надзором жестокого свёкра. Насилие в её муже укоренилось не само собой — мы понимаем это, глядя в глаза-гвозди хмурого старика, выплёвывающего оскорбления. Роман с простолюдином — борьба леди Макбет за освобождение, но ещё и отчаянная попытка получить причитающееся ей уважение, теплоту, взаимность и сексуальное удовлетворение в мире, где женские потребности не считаются значимыми. Главная героиня в исполнении потрясающей Флоренс Пью — безусловная наследница леди Чаттерлей и мадам Бовари, женщин, которым катастрофически не хватало дозволенной им любви.

Джульетта и духи

Giulietta Degli Spiriti, 1965

Режиссёр: Федерико Феллини

Волшебная и сардоническая история о долгожданном уходе из несчастливого брака — фильм Феллини, как и все его работы, не исчерпывается жанром и сюжетом. Открывший для себя в этом фильме цвет, классик итальянского кино придумывает историю вокруг своей жены — выдающейся актрисы Джульетты Мазины, играющей на этот раз предоставленную самой себе женщину, витающую в облаках. Конечно, ей хотелось бы больше внимания от мужа, который ей изменяет, или хотя бы яркую жизнь своей соседки, не боящейся экспериментировать с нарядами и чувствами. Но кризис среднего возраста подкрался к Джульетте сзади, плотно зажав ей глаза, и теперь она бродит в снах и фантазиях среди всех людей, которые ей почудились или повлияли на неё за долгую жизнь.

«Джульетту» принято называть женской версией «8 1/2», где режиссёр в кризисе сбегал в грёзы и сны от невозможности сделать следующий шаг в мучительном создании фильма. Джульетта не может примириться с изменой и потраченными не на того человека чувствами и годами — и её открытие себя сопровождается огромной грустью, негой, теплотой, самооправданием и примирением в кругу тех. Светлая тоска, острая ностальгия, жажда большего и осознание неосуществимого — привычный набор Феллини, одного из главных поэтов невыразимого.

ФОТОГРАФИИ: Capella Film, ПРОвзгляд, Премиум Фильм, Централ Партнершип Classic, Warner Bros., HBO, Экспонента, Rizzoli Film

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться