Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Кино«Реинкарнация»:
Тёмные силы и загородный дом в самом страшном хорроре года

«Реинкарнация»:
Тёмные силы и загородный дом в самом страшном хорроре года — Кино на Wonderzine

Кинокритики закрывали лицо руками от ужаса

Текст: Лёля Нордик

В кино вовсю идёт наделавший шума на последнем фестивале «Сандэнс» хоррор «Реинкарнация» — полнометражный дебют молодого режиссёра и сценариста Ари Астера о семье художницы, в доме которой начинают действовать потусторонние силы. Рассказываем, почему этот фильм стоит обязательно посмотреть — особенно тем, кто называет себя поклонниками жанра.

 

Действие картины происходит в наше время, главная героиня Энни (Тони Коллетт) живёт в большом загородном доме с сыном-старшеклассником Питером (Алекс Вулф), тринадцатилетней замкнутой дочерью Чарли (Милли Шапиро) и мужем Стивом (Гэбриел Бирн). История начинается со сцены похорон матери Энни, с которой они, как выясняется, не были близки. На похоронах появляется большое количество незнакомых людей, но Энни не сильно удивляется, упоминая в своей траурной речи, что её мать отличалась особенной скрытностью в отношении своей личной жизни, друзей и занятий. 

После похорон в доме начинают происходить странные события, в вещах умершей бабушки обнаруживается подозрительно много оккультной литературы, а младшая дочь Чарли — любимица бабушки — начинает видеть и чувствовать то, чего не видят другие. Сама Энни отправляется за психологической поддержкой на групповую терапию, где рассказывает, что её отец страдал психическим расстройством и уморил себя голодом, а брат повесился, обвинив в своей смерти их мать. Также выясняется, что сама Энни страдает лунатизмом — периодически ходит во сне по дому и совершает не самые обычные и безопасные действия. Не успев пережить смерть бабушки, семейство сталкивается с очередной трагедией, и Энни начинает понимать, что всё случившееся — не роковая случайность, а действия неких тёмных сил, взявших в оборот её семью и дом.

Несмотря на то что в «Реинкарнации» то тут, то там считываются прямые отсылки к классике, дебютанту Ари Астеру довольно неплохо удаётся удержать количество жанровых штампов и предсказуемых поворотов в рамках допустимого. Сам режиссёр не скрывает, что при создании своего фильма он вдохновлялся работами Николаса Роуга, в особенности триллером «А теперь не смотри», «Ребёнком Розмари» Полански, «Невинными» Джека Клейтона и семейными драмами Энга Ли. Астер очень много внимания уделяет героям и их отношениям внутри семьи. Если исключить из этой истории элементы мистики и хоррора, вполне могла бы получиться глубокая драма о потере близкого человека, принятии личной трагедии и отчуждении родных людей, переживших травму. 

 

Дебютанту Ари Астеру довольно неплохо удаётся удержать количество жанровых штампов и предсказуемых поворотов в рамках допустимого

 

Если ближе к концу фильма Астер, возможно, чересчур интенсивно начинает наращивать мистическую линию истории с помощью приёмов, присущих большинству аналогичных хорроров, то в начале даёт неожиданно много (в хорошем смысле) времени для того, чтобы показать своих персонажей и их внутренние переживания. Мы видим тинейджера Питера, с одной стороны, пытающегося подавить в себе стресс и сбежать от семейных проблем, чтобы жить своей жизнью, быть «нормальным», ходить в школу и на вечеринки с друзьями, а с другой — испытывающего чувство вины и долга быть рядом с матерью и поддерживать её в тяжёлый период. Чувствуем отчуждённость девочки Чарли, которой сложно общаться с другими детьми, и дело, очевидно, не только в неординарной бабушке и мистических обстоятельствах. 

Вообще, само оригинальное название фильма «Hereditary», которое переводится как «Наследственное», заставляет задуматься на тему стигм и стереотипов, связанных с психическими расстройствами, упоминания которых играют в фильме существенную роль. Распространённый страх унаследовать «плохие гены», предрассудки на тему любых болезней как некоего рока судьбы, да и сама метафора «сумасшествия» как страшилки и проклятия в целом становится всё более проблемной и неоднозначной темой для современных хорроров, особенно в ситуации, когда всё больше людей борются за дестигматизацию психических расстройств. 

К слову о стереотипах: в семье главных героев «Реинкарнации» не обошлось и без персонажа, отвечающего за «голос разума» и всего «рационального», и это, конечно же, муж Энни Стивен — поразительным образом на протяжении всего фильма он сохраняет довольно спокойное поведение, заметно выбивающееся на фоне эмоций других персонажей и в целом из контекста происходящего. На удивление неубедительный персонаж, человек-отрицание, который даже после того, как на его глазах без внешнего вмешательства гаснет и вспыхивает метровым пламенем свеча, а стеклянный стакан сам по себе двигается по столу, всё равно, еле передвигая ноги, ходит по дому, в котором чёрт-те что происходит, заявляя, что всё дело в том, что его жена просто больна. С другой стороны, Стивен, возможно, в финале фильма и расплачивается за своё недоверие и чёрствость. В любом случае, несмотря на опыт и талант Гэбриела Бирна, остаётся ощущение, что сам сценарий не позволил ему хоть немного больше оживить и развить своего персонажа. 

 

Метафора «сумасшествия» как страшилки и проклятия становится всё более проблемной темой для современных хорроров

 

В свою очередь и в противовес Бирну что-то невероятно мощное делает со своей героиней актриса Тони Коллетт. Её актерская работа в «Реинкарнации» — это действие, балансирующее на грани с той излишней театральностью, за которую принято ругать, но которая в итоге оставляет сильное впечатление. Но стоит заметить, что и пространство для актёрского маневра у Коллетт самое широкое: её Энни — это и дочь, находящаяся в сложных отношениях с матерью, и мать, переживающая за собственных детей, и жена, проживающая отчуждение внутри своих отношений, и женщина, которая ходит на терапию, прорабатывая отношения с самой собой. Не говоря уже про мистические образы, которые она воплощает в этом фильме. По сюжету Энни — художница, которая делает миниатюры, в частности воссоздавая в них события жизни своей семьи — и это довольно симпатичный режиссёрский приём, чтобы интеллигентно и без резких движений нагнать ужаса и сопоставить главных героев и их беспомощность перед силами зла с их двойниками-миниатюрами, заточёнными в кукольном домике.

«Реинкарнация», как и все фильмы, вышедшие из под крыла кинокомпании A24, — это картина, которую точно не захочется выключить на середине, умирая от скуки, а скорее наоборот. То, что этот фильм займёт особое место на полке у ценителей жанра — нет никаких сомнений. 

Фотографии: A24

 

Рассказать друзьям
7 комментариевпожаловаться