Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Андрей Звягинцев: изгнание и возвращение

Wonder Specials28 марта 2011

Проект «Полный метр», созданный при поддержке FIVE REACT рассказывает о режиссерах русского авторского кино, в числе которых — пять участников «Эксперимента 5IVE», зафиксировавших уникальность человеческих ощущений в пяти абсолютно разных короткометражных лентах.






                  
      
Сорокасемилетний Андрей Петрович Звягинцев снимает редко, но достаточно метко, чтобы с весьма короткой фильмографией числиться одной из главных надежд российского авторского кино. 

Звягинцев родился и вырос в Новосибирске, а свой путь в большое искусство начинал как актер. После театрального училища Звягинцев был зачислен в штат местного Театра юного зрителя, но работал там не очень долго — в середине восьмидесятых он уже перебрался в Москву. Не оставляя планов на артистическую карьеру, Звягинцев поступил в ГИТИС на актерский факультет и окончил его в 1990-м году. Следующие десять лет Звягинцев играл в антрепризах и снимался в эпизодах на телевидении, время от времени делая неудачные попытки что-нибудь снять как режиссер — хоть рекламу, хоть короткометражку. В 2000-м году генеральный продюсер REN TV Дмитрий Лесневский пригласил Звягинцева в проект «Черная комната» — цикл камерных новелл, действие которых происходит в замкнутом пространстве. Звягинцев снял три новеллы и подружился с Лесневским, который, поверив в него, предложил молодому режиссеру сценарий для полнометражного дебюта.

Черная комната. БусидоЧерная комната. БусидоЧерная комната. БусидоЧерная комната. Бусидо

«Возвращение» заняло два с половиной года. От изначального сценария Владимира Моисеенко и Александра Новотоцкого режиссер методично обрубал куски, оставив голую, как дерево зимой, немногословную притчу о двух сыновьях и отце. Для продюсера Лесневского это тоже первая картина, и бюджет у дебютантов был скромный — история умалчивает точную сумму, но англоязычная википедия трогательно отмечает, что меньше $500 000. В какой момент «Возвращение» стало самым лакомым куском для отборочных комиссий европейских фестивалей — загадка, но факт остается фактом: Венецианский кинофестиваль в свой юбилейный шестидесятый год отбил дебют Звягинцева у фестиваля в Локарно. И, что совсем уж неслыханно, дал ему главный приз — Золотого льва.

«Возвращение»«Возвращение»«Возвращение»«Возвращение»«Возвращение»«Возвращение»

«Возвращение» было отмечено трагедией — незадолго до премьеры утонул исполнитель одной из главных ролей, 16-летний Владимир Гарин. О гибели его не сообщалось до венецианского фестиваля — Звягинцев не хотел, чтобы обстоятельства повлияли на решение жюри. В итоге всеобщая радость от премий как-то затмила собою это горе. Это был 2003 год, год подъема российского кино, и мировой триумф «Возвращения» стал пиком этого подъема. Звягинцева только что не носили на руках. Через год, когда истерия по поводу «Возвращения» несколько стихла, Звягинцев приступил к работе над второй картиной. Пленка у него уже была — двадцать тысяч метров Kodak было выдано в Венеции в качестве приза Луиджи де Лаурентиса за лучший режиссерский дебют, а 17 тысяч метров — российской киноакадемией за лучший российский фильм (сумма этого метража составила где-то две трети от всего потребовавшегося количества пленки). 

Сценарий семейной драмы «Изгнание» основан на повести Уильяма Сарояна «The Laughing Matter», но сильно переработан Звягинцевым и его соавтором Олегом Негиным. Картину взяли в конкурс в Канны, откуда исполнитель главной роли Константин Лавроненко (он же, кстати, играл и в «Возвращении») увез приз за «лучшее исполнение мужской роли». А потом была неприятная история с альманахом «Нью-Йорк, я люблю тебя» — новеллу Звягинцева, вместе с новеллой Скарлетт Йоханссен, не включили в окончательной монтаж «за несоответствие духу и ритму фильма». 

Зато следующий международный опыт Звягинцева обещает быть гораздо удачнее — сценарий его новой картины, «Елена», в январе получил совместный приз Института Sundance и японской вещательной корпорации NHK как один из самых перспективных независимых кинопроектов. Приз этот означает финансовую и техническую поддержку будущей картине — то есть, Звягинцев получит невиданные доселе ресурсы, а человечество — шанс на прощение.

Андрей Звягинцев на съемкахАндрей Звягинцев на съемкахАндрей Звягинцев на съемкахАндрей Звягинцев на съемкахАндрей Звягинцев на съемкахАндрей Звягинцев на фестивале в Каннах

 




                  


Двое мальчиков-подростков живут с мамой и бабушкой довольно размеренной жизнью, когда после 12 лет отсутствия внезапно приезжает их отец — и сразу, на следующий же день, увозит их как бы в поход, а на самом деле в Путешествие. Медлительная, напряженная, беспричинно тяжелая драма с видами бескрайней русской природы и длинными цитатами из Тарковского.




                  


Приятный семейный отдых пары с двумя детьми прерывается признанием жены, что она ждет ребенка от другого мужчины. Главную женскую роль исполняет шведская театральная актриса Мария Бонневи — чтобы попасть в ее график, Звягинцев отложил съемки почти на год, а чтобы переозвучить ее роль по-русски прослушал более семидесяти претенденток.


Андрей Тарковский
Мерило всех вещей. «Возвращение» очень многие сравнивали с «Ивановым детством» — и не только из-за совпадения имен главных героев, режиссеров и главного приза в Венеции. 

 


Михаил Кричман 
Выдающийся оператор, работающий со Звягинцевым еще со времен REN TV. Именно этому человеку «Возвращение» и «Изгнание» обязаны своей светло-серой задумчивостью и красивыми пролетами.

 


Фокус-группа 
Причина исключения новеллы Звягинцева из сборника «Нью-Йорк, я люблю тебя». Режиссер считает, что фокус-группам место в рекламе, а не в кино — и его можно понять, в общем-то.

Семья
Ключевое понятие для кинематографии Звягинцева. Все его фильмы (включая будущий) так или иначе препарируют семейные отношения. Встречается информация, что сам Звягинцев рос без отца с шести лет, поэтому фигура «исчезающего» родителя для него столь важна. 

 


Театр
Источник кадров для Звягинцева, который не гонится за медийными лицами. Из широко узнаваемых актеров он снимал только Александра Балуева (в роли второго плана в «Изгнании»), но и тот —  театральный актер классической школы.

 


Притча
Жанр, в котором работает Звягинцев. «Художественная правда отличается от бытовой», —  отмечает режиссер, превращающий героев, их отношения и даже место действия в символы, далекие от конкретной реальности.

Андрей Звягинцев — один из участников «Эксперимента 5IVE». Его короткометражный ролик, снятый специально для проекта, можно посмотреть на сайте.

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться