Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Развлечения«Эмили»: Нетипичная биография Эмили Бронте

«Эмили»: Нетипичная биография Эмили Бронте
 — Развлечения на Wonderzine

Создательница «Грозового перевала» в центре собственной истории

17 ноября в прокат выходит фильм «Эмили», посвящённый писательнице и поэтессе Эмили Бронте, главную роль в котором исполнила Эмма Маккей. Написала сценарий и сняла картину актриса Фрэнсис О’Коннор — фильм стал для неё дебютом в режиссёрском кресле.

Чего не стоит ожидать от ленты — так это правдивой биографии Эмили Бронте. Скорее это исследование внутреннего мира писательницы, подарившей читателям такую историю, как «Грозовой перевал». Фильм опирается на известные факты жизни Бронте, но история Эмили в ленте приобретает форму готического романа. Рассказываем, как Фрэнсис О’Коннор воплотила своё видение, и рассуждаем о плюсах и минусах вымышленных биографий.

«Я чувствую, что большая часть жизни Эмили подвергалась редактированию. Я беру её и ставлю в центр её собственной истории», — рассказала Фрэнсис О’Коннор, отметив, что после публикации и успеха их книг Шарлотта Бронте заботилась о репутации сестёр — она раскрыла настоящие личности авторов после смертей Эмили и Энн — и многое было известно о них только с её слов. В «Эмили» повествование начинается с того, как она готовится поехать на учёбу вместе с Шарлоттой, охватывает известные события её жизни и отношения с близкими и завершается публикацией романа. О личной жизни и внутреннем мире писательницы и поэтессы известно гораздо меньше — сохранились лишь немногие страницы её дневников, и Фрэнсис О’Коннор, очевидно, интересуется воображением застенчивой и скрытной женщины, которое породило историю любви Кэти и Хитклиффа, — и наполняет её вымышленную биографию элементами тёмного романтизма. В одной из ранних сцен фильма сёстры и их гости устраивают игру-сеанс, по очереди надевая маску и притворяясь, что в них вселился чей-то дух. На Эмили игра приобретает сверхъестественный оборот — и картина даёт зрителям понять, что их ждёт нетипичная биографическая лента. «Любой, кто после сцены с маской думает, что всё ещё смотрит байопик, вероятно, попал не в тот фильм», — заключает Фрэнсис О’Коннор.

Режиссёрка, безусловно, показывает своё видение Эмили Бронте. И в нём героиня описывает чувства «Грозового перевала», сама пережив страстный обречённый роман: О’Коннор приписывает Эмили отношения с коллегой её отца-пастора, младшим священником Уильямом Уэйтманом (Оливер Джексон-Коэн). Персонаж основан на реальном человеке, хотя чаще пишут о возможной взаимной симпатии Уэйтмана и Энн Бронте. В фильме же Эмили и Уильям чувствуют влечение, которому не могут противостоять, и этот роман впоследствии вдохновляет писательницу на великое произведение. С одной стороны, лента придумывает эти отношения, чтобы визуально и эмоционально раскрыть Эмили как авторку великого произведения, а с другой — получается, что в такой интерпретации её творчество определяют скорее отношения с мужчиной, нежели сила воображения и литературный талант. Впрочем, фильм не первым предлагает такую версию событий — исследователи среди прочего предполагали связь Эмили с жителем соседнего поместья, куда она наведывалась в библиотеку.


Фрэнсис О’Коннор смотрит на свою героиню в первую очередь как на писательницу «Грозового перевала», фильм начинается с прямого вопроса, как она его создала

Другим важным мужчиной в жизни Эмили Бронте был её брат Бренуэлл, с которым у неё, как считается, в реальности были очень близкие отношения. Его с юношества считали гением, однако в итоге он не стал великим художником или писателем, пережил непростые романтические отношения и страдал от алкогольной и наркотической зависимости — что повлияло на Эмили и также затрагивается в фильме (Бренуэлла сыграл Финн Уайтхед). Так не могла ли писательница вдохновиться опытом брата? Более того, существует миф о связи Эмили и Бренуэлла — многие произведения о семье Бронте сексуализировали их отношения — однако на самом деле он никак не подтверждён. Это видение вдохновения для «Грозового перевала», Бренуэлла как прототипа Хитклиффа, также подвергается критике: почему опять же на произведение Эмили кто-то повлиял, а она, просто будучи начитанной и одарённой воображением, не могла выдумать сложных персонажей?

Пожалуй, особенно интересен контраст между размеренной жизнью девушки, которая была замкнутой, испытывающей сильнейшую тоску по дому, стоило ей оттуда уехать, привязанной к родным холмам и своим близким, самой необычной из «странных сестёр», — и страстным романом, вышедшим из-под её пера. Однако такие истории уже были рассказаны. В частности, фильм «Вошедшие незримо: Сёстры Бронте» исследует быт и творчество сестёр Бронте, рассказывает и о зависимости их брата, сказавшейся на их жизни, и о неустанной работе, письме на клочках бумаги и пути сестёр Бронте к публикации произведений под псевдонимами. Он же показывает особенный талант Эмили к поэзии и уделяет ей больше внимания, чем «Грозовому перевалу».

Именно в этом заключается отличие ленты Фрэнсис О’Коннор: она смотрит на свою героиню в первую очередь как на писательницу «Грозового перевала», фильм начинается с прямого вопроса, как она его создала. И лента помещает свою героиню в особенную атмосферу, показывая её реальные черты и ставя её в центр истории, соизмеримой с её романом, вызвавшим в своё время неоднозначные реакции.

В некотором роде «Эмили» следует новой традиции, где сценаристки и режиссёрки по-новому переосмысляют судьбы важных для них героинь. Самым ярким в последнее время был сериал «Дикинсон» о юности поэтессы Эмили Дикинсон. Полный анахронизмов, проект Алены Смит исследовал внутренний мир поэтессы, её амбиции в патриархальной среде, её предполагаемую гомосексуальную связь с подругой Сью, а также комментировал важные проблемы того времени. Сериал сразу даёт понять, что это не точная биография, а стилизованное видение, передающее суть творчества Дикинсон и привлекающее к её поэзии новых людей.

Чтобы насладиться «Эмили» Фрэнсис О’Коннор, также стоит смотреть фильм именно как дань режиссёрки писательнице и поэтессе, творчество которой произвело на неё большое впечатление, исследование жизни душевной, а не реальной. Лента может понравиться в первую очередь любителям «Грозового перевала» и его адаптаций, а тех, кто захочет разобраться в истинной биографии Эмили Бронте, вдохновит больше узнать о ней и её судьбе — и перечитать или впервые открыть для себя её произведения.

ФОТОГРАФИИ: «Предоставлено „Русским Репортажем“»

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.