РазвлеченияКак фильмы идеализируют токсичные отношения
Клише о любви, от которых пора отказаться
Сейчас в кинотеатрах идёт фильм «После. Долго и счастливо», четвёртая серия адаптации романов Анны Тодд, рассказывающих о непростых отношениях Тессы и Хардина. Книги и экранизации критикуют за романтизацию токсичных отношений — и мы решили посмотреть, как кинематограф порой идеализирует нездоровые связи и почему об этом важно говорить.
«Я могу его изменить»
Серия книг «После» выросла из фанфикшна Анны Тодд о Гарри Стайлзе на платформе Wattpad, а вскоре стала серией фильмов с Джозефин Лэнгфорд и Хиро Файнсом-Тиффином в главных ролях. История начинается, когда главная героиня поступает в университет и там встречает Хардина, который воплощает клише «плохого парня», но в то же время цитирует Эмили Бронте. Отношения персонажей сначала воплощают троп о притягивающихся друг к другу полных противоположностях — не зря герои спорят о «Гордости и предубеждении». Однако вскоре начинают проявляться «красные флажки» в поведении Хардина, в первую очередь приступы агрессии и ревности. На протяжении нескольких фильмов главные герои переживают очень схожие конфликты, обещают быть друг с другом более открытыми, но у них не выходит.
После второго фильма актёры отвечали на критику романтизации токсичных отношений. По словам Джозефин Лэнгфорд, нездоровые отношения персонажей и есть суть истории, а Хиро Файнс-Тиффин отметил, что это «не свод правил, которому люди должны следовать», а развлекательный фильм, в котором герои не хотят, чтобы их отношения были токсичными, и пытаются их исправить.
Стоит подчеркнуть, что проблема не в том, что фильм изображает нездоровую динамику пары, и выход не в том, чтобы такие отношения вовсе не показывать на экране. Главный вопрос — как фильмы преподносят их, как обрамляется история — и в этом случае кино, бесспорно, идеализирует манипулятивные и созависимые отношения. Учитывая, что главная аудитория этих фильмов — девочки-подростки, важно говорить о вреде такой романтизации.
В серии «После» отношения Тессы и Хардина проходят несколько известных клише, от упомянутого притяжения противоположностей, до тропа, когда главным героям приходится изображать связь, которая перерастает в реальную. Но самое важное клише фильма в том, что «хорошей девушке» удаётся если не изменить, то сильно повлиять на «плохого парня». Да, он обманывает её и совершает ошибки, но потом плачет под дождём и делает татуировку под грустную музыку — и каждый раз находит способ вернуть главную героиню, а зрители наблюдают за страстным воссоединением. В обзоре на первый фильм колумнистка Decider Леа Палмьери заключила: «„После“ весело смотреть взрослым, которые преодолели эту фантазию и мозги которых полностью развились и были подведены множеством и хороших и плохих парней, но опасно тем менее циничным, менее пресыщенным умам, которые сочли бы это развитие событий желанным».
С каждой серией проблемы Хардина усугубляются, и для Тессы отношения становятся созависимыми, хотя основной конфликт переходит из фильма в фильм — у героев не выходит быть друг с другом честными и открытыми, вместо диалога случаются упрёки. На экране однообразные конфликты рискуют показать стагнацию героев в отношениях, не помогает и то, что «хорошие» моменты главных героев часто показаны монтажами и зрители редко видят коммуникацию персонажей за пределами ссор и примирений. Более того, катализатором этих примирений часто становится секс, а не обстоятельный разговор.
Новый взгляд на классику
С похожей критикой в своё время сталкивались «50 оттенков серого», да и вдохновившие их «Сумерки»: в них показаны неравные отношения, в которых женщинам отводились пассивные роли. Впрочем, проблема романтизации порой касается и классики романтических фильмов. Например, в последние несколько лет многие пересмотрели свой взгляд на фильм «Дневник памяти» и поведение главного героя Ноя в исполнении Райана Гослинга. Фильм показал начало отношений Ноя и Элли как динамичное и романтическое, однако сейчас зрительницы критично относятся к тому, что герой шантажом вынудил девушку пойти с ним на свидание — он угрожал спрыгнуть с колеса обозрения, — а постоянные ссоры пары (и страстные примирения) вовсе не желанная модель взаимоотношений. Опять же дело не в том, что такие отношения показали, а в том, как их представили на экране: в виде монтажа, который начинается романтически, а затем всё с той же музыкой и закадровым голосом переходит к ссорам и перепалкам, которые оправдываются тем, что герои «были без ума друг от друга». Как написала Сэди Тромбетта в материале для Bustle: «Это говорит зрителю, как и многие другие токсичные отношения на экране или в книгах, что сильная любовь, настоящая любовь рождается из конфликта». Тромбетта заметила, что в книге в отличие от фильма угроз и ссор на улице не было, а расставание героев было уважительным и взаимным. Однако сюжетная линия с письмами Элли в книге есть, и хотя она кажется романтичной, если представить ситуацию на современный лад — если бывший парень писал бы ежедневно в мессенджерах игнорирующей его девушке, — то история выглядит уже иначе.
Иначе воспринимаются и романтические линии знаменитых фильмов Джона Хьюза. В 2018 году актриса Молли Рингуолд в колонке для The New Yorker написала о том, как смотрятся культовые фильмы 80-х в эпоху после #MeToo. Она привела проблематичные сцены из разных лент и описала романтическую линию своей героини в «Клубе „Завтрак“». Там «правильная девушка» также сходится с «плохим парнем», несмотря на то что он пристаёт к ней, оскорбляет, злится на её равнодушие. «Он никогда ни за что не извиняется, но тем не менее в конце концов получает девушку», — написала Рингуолд и признала, что далеко не сразу осознала спорность этой линии. Актриса рассказала о других проблемах фильмов Хьюза, которые, вероятно, можно было объяснить тем, что «было такое время», но упомянула и о культурном влиянии лент — это была новая репрезентация опыта подростков, переживаний по поводу вещей, которые могли казаться незначительными, но были важными для молодых людей и появились на экране.
Такое отношение к фильму созвучно теории Ив Кософски Седжвик о репаративном прочтении произведений, то есть выделении положительных моментов, достойных похвалы, даже если есть и спорные. Безусловно, упомянутые фильмы не стоит сбрасывать со счетов, осознав токсичные проявления их героев. Ромкомы породили множество опасных стереотипов: о неприятии отказа, сталкинге, больших романтических жестах на глазах у всех — список можно продолжать. Важно определять для себя спорные посылы фильмов о любви, и это не означает, что большинство из них теперь никогда не стоит смотреть. Но и недооценивать влияние поп-культуры на наши ожидания от отношений тоже не стоит.
Устаревшее клише
Даже если в серии «После» можно найти неплохие моменты: химию некоторых персонажей, активность главной героини по сравнению со многими другими, упоминание средств защиты в сценах секса, — всё это не спасает фильм от не только вредного, но и просто устаревшего клише в центре сюжета. Романтизация эмоционально недоступных персонажей со вспыльчивым характером может привести к нереалистичным ожиданиям от реальных отношений. Леа Палмьери иронично замечает, что для молодых зрителей у таких фильмов должен быть такой же дисклеймер, как и о вреде вейпинга.
Здесь может возникнуть справедливый вопрос, обязательно ли разжёвывать всё для зрителей, не поймут ли они сами, что ссорящиеся на протяжении четырёх фильмов герои — не пример для подражания? Но здесь и кроется вред романтизации — в реальности поведение Хардина сильнее бы отразилось на жизни и карьере, а главное на эмоциональном состоянии Тессы, а не заканчивалось бы монтажом под романтическую музыку. Показывая непростые отношения, фильм не то чтобы показывает способы преодоления проблем.
Плюс в том, что сейчас появляется всё больше контента, ориентированного для подростков, который исследует сложности в отношениях, но и показывает здоровые модели, и в том числе говорит о сексе. На фоне новых сериалов фильмы «После» смотрятся пережитком прошлого, что подтверждают и падающие с каждым новым фильмом рейтинги.
ФОТОГРАФИИ: Вольга, Каро-Премьер, Юниверсал Пикчерс Рус