Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Развлечения«Лестница»:
О художественных вольностях при экранизации тру-крайма

«Лестница»: 
О художественных вольностях при экранизации тру-крайма
 — Развлечения на Wonderzine

Как интерес к жанру перешёл на новый уровень

Тру-крайм не теряет популярности, как не утихают и дискуссии об этических вопросах жанра. При этом сейчас наблюдается волна драматических экранизаций, следующих за успешными документальными проектами — среди них адаптация «Лестницы» и сериал «Девушка из Плейнвилля», — и они вызывают новые обсуждения о тру-крайме и художественных вольностях при адаптации сложных историй.

В 2001 году писатель Майкл Питерсон позвонил в службу спасения и сообщил, что нашёл свою жену Кэтлин Питерсон у подножия лестницы в их доме. Майкл заявил о несчастном случае, однако полиция, увидев обилие крови, решила начать расследование обстоятельств смерти Кэтлин. Так Майкл Питерсон стал обвиняемым по делу в убийстве жены. Этим делом заинтересовались французские документалисты: договорившись с защитником Майкла Питерсона Дэвидом Рудольфом и стороной обвинения (которая позже перестала участвовать в фильме), они снимали ход подготовки к суду и само заседание. Авторов интересовала система правосудия США, и отчасти фильм посвящён ей, однако центральное место в нём в итоге занял сам обвинённый в убийстве Майкл Питерсон. Документальный проект Жана-Ксавье де Лестрада выходил постепенно: в 2004 году вышел сериал о суде над Майклом Питерсоном, где его признали виновным в убийстве Кэтлин, — проект был удостоен премии Пибоди. В 2011-м вышло его продолжение, посвящённое повторному слушанию, а в 2018 году состоялась премьера сериала из 13 эпизодов на Netflix — в дополнительных сериях для стриминга рассмотрели другие варианты обстоятельств смерти Кэтлин Питерсон, включая «теорию совы».

Историей и документальным проектом ещё в 2000-х заинтересовался режиссёр Антонио Кампос — он захотел снять драматический сериал о Питерсонах. И в 2022 году на HBO вышла экранизация с Тони Коллетт и Колином Фёртом в главных ролях. При этом шоу показало не только жизнь семьи незадолго до смерти Кэтлин и суд над Майклом — значимой частью повествования стала и команда документалистов во главе с экранной версией самого де Лестрада (Венсан Верминьон). Она же вызвала возмущение французских кинематографистов — они почувствовали, что их «предали».

Фильм в фильме

Возмущение вызвала пятая серия новой «Лестницы», в которой показаны споры кинематографистов о том, что включать в документалку, а что нет, и дискуссии о виновности Майкла Питерсона: кажется, что де Лестрад в художественной версии склонен верить в невиновность героя, продюсер Дени Понсет уверен, что они снимают фильм об убийце, а монтажёрка Софи Брюне и вовсе вступила в романтическую переписку с героем их проекта во время работы над ним. И создаётся впечатление, будто решения касательно фильма окрашены личным мнением создателей, отчего возникают некоторые параллели между тем, как историю Майкла Питерсона представляют две стороны судебного заседания, и тем, как её рассказывают документалисты, выбирая, на что обратить внимание зрителей.

Жан-Ксавье де Лестрад в интервью Vanity Fair подчеркнул, что не против творческих вольностей, но только в том случае, если они не обесценивают его работу: «Я пойму, если вы делаете художественную инсценировку. Но когда вы подвергаете сомнению достоверность моей работы, это действительно неприемлемо для меня». Режиссёр пояснил, что у него и Дени Понсета были разногласия по поводу виновности Питерсона, однако не во время монтажа — на фильм, по его словам, они не влияли. Документалист также открыто говорил об отношениях режиссёрки монтажа Софи Брюне с Майклом Питерсоном, они и правда начали переписку а затем отношения, однако только после того, как Софи покинула проект в 2004 году, чтобы заняться монтажом другого фильма. Брюне также работала над дополнительными пятью эпизодами, последние три из них она монтировала после расставания с Майклом Питерсоном. «Мои отношения с Майклом никогда не влияли на мой монтаж, — сказала Брюне. — Я никогда, никогда не вырезала ничего, что могло бы повредить ему. Я слишком высокого мнения о своей работе, чтобы испытывать хотя бы отдалённое искушение сделать что-то подобное. И Жан всё равно никогда бы этого не допустил. Это его фильм, и я очень уважаю это». Де Лестрад и его команда потребовали от Антонио Кампоса, чтобы у серий в начале и в конце появился дисклеймер, что они представляют вымышленную версию событий. Сейчас фраза «Этот фильм представляет собой инсценировку, основанную на определённых фактах» появляется после титров каждого эпизода.


Де Лестрад склонен верить в невиновность героя, продюсер Дени Понсет уверен, что они снимают фильм об убийце, а монтажёрка Софи Брюне вступила в романтическую переписку с героем проекта во время работы над ним

До этого в интервью тому же Vanity Fair Антонио Кампос говорил, что захотел показать сюжетную линию документалистов, узнав, что в команде были разногласия по поводу Майкла Питерсона. Жан-Ксавье де Лестрад знал, что станет персонажем телесериала, и предоставил Антонио Кампосу доступ ко всем видеозаписям из своего архива. Он даже числился исполнительным сопродюсером, однако, по его словам, не вмешивался в творческий процесс Кампоса, доверившись ему. О чём впоследствии пожалел: «То, что я увидел в пятом эпизоде. [Кампос] перешёл границу».

Де Лестраду не посочувствовал сам Майкл Питерсон. В серии имейлов Variety он заявил, что преданными оказались он сам и его семья — а де Лестрад просто продал историю. «В сериале HBO есть вопиющие измышления и искажения правды, выходящие далеко за рамки того, что можно считать „художественной“ вольностью», — добавил Питерсон. Жан-Ксавье де Лестрад ответил, что был уверен, что помогает Питерсону своим участием в проекте, ведь Кампос, по его словам, взялся бы за него в любом случае.

Помимо того, что команде де Лестрада не понравилось, как изобразили их работу, чей-то вклад и вовсе был опущен. Так, в сериале нет персонажа продюсерки Эллисон Лучак, которая внесла большую лепту в оригинальную «Лестницу»: была на связи с родственниками Майкла и Кэтлин Питерсон, договаривалась о съёмках со всеми сторонами процесса. По словам Лучак, она осознаёт, что сложно вводить множество персонажей в сериал, и тоже приветствует вольности, но решение исключить её вклад в 2022 году её удивило — более того, чтобы показать вымышленный, по её мнению, процесс работы над документальным фильмом. «Существует ответственность за точное изложение правды, потому что в противном случае вы добавляете ещё один слой путаницы в дело о смерти женщины. Я не знаю, как это кому-то помогает», — заключила продюсерка.

О ком это кино

Кажется, что в этих дискуссиях затмевается героиня обоих проектов — Кэтлин Питерсон. С одной стороны, сериал HBO как раз стремится рассказать историю Кэтлин, создать образ женщины до её смерти и тем самым восполнить пробел документального проекта. Ведь документальный фильм правда в большей степени интересуется Майклом и вопросом теглайна: «Совершил ли он это?» Так авторы сериала изначально планировали сюжетную линию Кэтлин Питерсон и её нелинейное повествование: прошлое героини пересекается с месяцами и годами после её смерти. Актрисы также решили, что смогут отдать должное самой Кэтлин и её родным. Тони Коллетт сказала, что опасалась ворошить прошлое реальных людей, но почувствовала, что сериал более сбалансированно показывает отношения Майкла и Кэтлин, а история кажется более честной и основательной. Так же считают и Розмари Деуитт и Оливия Дежонг, исполнившие роли сестры и родной дочери Кэтлин от первого брака, которые выступали на стороне обвинения. Деуитт упомянула влияние документалистов на историю и отметила, что, по её мнению, сестру Кэтлин Кэндис Замперини выставили некой злодейкой. И своим участием в сериале она хотела человечно изобразить её боль.

С другой стороны, несмотря на то, что авторы сериала общались со знакомыми Кэтлин (хотя не напрямую с её семьёй) и использовали информацию из книги Дайэн Фэннинг — этот образ и ситуации, в которые попадает сериальная Кэтлин во многом неизбежно вымышлены. Шоу создаёт ощущение безысходности — ведь зрители сразу знают, что Кэтлин умрёт, а все её действия и события будто бы подводят к неизбежному концу, трём его вариантам, которые исследует шоу. Об этом упомянула и журналистка Variety Саша Урбан, в интервью с режиссёром Антонио Кампосом и шоураннеркой Мэгги Кон она сравнила сюжетную линию героини с пребыванием в хорроре. Кон и Кампос ответили, что, с одной стороны, показывали женщину того времени и сложности, с которыми она сталкивалась, а с другой — исследовали идею судьбы, чувства угрозы. По словам Кампоса, в одном из эпизодов им удалось создать атмосферу психологического хоррора, которую невозможно передать в документальном проекте.

И здесь опять возникает вопрос творческих вольностей. Опять же изначально этические вопросы возникают при создании документальных проектов. Стоит напомнить, что основную часть документальной «Лестницы» снимали до глобального перехода к историям пострадавших в жанре тру-крайма. Документалистов в большей степени интересовал процесс, вероятно, поэтому в фильме меньше внимания уделено Кэтлин Питерсон. В то же время что отличает проект, так это то, что обстоятельства дела так и не были однозначно раскрыты, Майкла Питерсона сначала осудили, затем из-за лжи в показаниях ключевого свидетеля обвинения ему назначили повторное слушание, а в 2017 году он сделал заявление о признании вины Алфорда (заявление, при котором обвиняемый настаивает на невиновности, но признаёт вину).


Важно то, что телевизионный проект, основанный на документальном, может ретравматизировать участников процесса, многие из которых были к тому же на стороне обвинения в деле Майкла Питерсона

Важно то, что телевизионный проект, основанный на документальном, может ретравматизировать участников процесса, многие из которых были к тому же на стороне обвинения в деле Майкла Питерсона. Кроме того, несмотря на благородную идею рассказать историю Кэтлин Питерсон, нельзя отрицать, что она получилась художественной, даже жанровой. Это семейная психологическая драма с элементами триллера: даже помня о том, что основан сериал на реальной истории, невозможно не погружаться в него как в захватывающий сюжет.

Документальные проекты, несомненно, могут влиять на восприятие их героев широкой публикой и на судебные процессы — ведь современные подкасты часто выходят чуть ли не в «прямом эфире». Экранизации следуют настолько быстро, что тоже могут вносить свою лепту. Например, во время судебного процесса над Санни Балвани из состава присяжных пришлось исключить двоих, которые начали смотреть сериал «Выбывшая» об Элизабет Холмс и компании Theranos, основанный на одноимённом подкасте. Порой же документальные проекты за счёт своего формата могут представить более взвешенную картину. Так, фильм «Я люблю тебя, теперь умри» о деле против Мишель Картер, обвинённой в склонении своего бойфренда Конрада Роя к самоубийству, показал, что Картер была одинока и страдала от депрессии — и была не совсем тем человеком, которого рисовали заголовки в медиа. Последующая экранизация под названием «Девушка из Плейнвилля» заработала рейтинги ниже документального предшественника, как, например, считает Люси Мэнган из The Guardian, за счёт того, что ограничивается своими героями и не может представить более полную картину, как документальный фильм.

Сейчас, учитывая популярность тру-крайма, важно говорить если не о предвзятости, то о власти и ответственности документалистов, работающих в жанре. Вполне вероятно, что в случае с «Лестницей» отношения режиссёрки монтажа и героя фильма — это конфликт интересов. Интересно в целом исследовать процесс документального производства. Однако подходит ли для этого формат экранизации и стоит ли вообще адаптировать истории, уже рассказанные документалистами? Ведь адаптации, несмотря на намерения создателей, воспринимаются как ещё более развлекательный жанр — экранизациям важнее следить за драмой и сюжетными арками героев, более «скучные» подробности рискуют не попасть в финальный продукт. Адаптации, несомненно, создают новый увлекательный контент, а теперь порождают и новые вопросы: какова ответственность и власть авторов художественных проектов?

ФОТОГРАФИИ: HBO Max

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться