Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

РазвлеченияТоксичная «Сплетница»: Почему отношения в культовом сериале выглядят как антипример

Токсичная «Сплетница»: Почему отношения в культовом сериале выглядят как антипример — Развлечения на Wonderzine

Пересматриваем хит нулевых

«Сплетница» вышла в 2007 году на американском телеканале The CW и сразу стала яркой звездой на небосклоне сериалов конца 2000-х. Подростковая драма о жизни детей нью-йоркской элиты цепляла зрителей шикарными нарядами, многочисленными отсылками к поп-культуре, остроумием, модным саундтреком и, конечно, хитросплетениями сюжета. Создатели позиционировали шоу как «ночной кошмар каждого родителя»: на экране ученики старших классов элитной школы на Манхэттене строили друг другу козни, занимались сексом, пили алкоголь, употребляли наркотики и ввязывались в сомнительные авантюры. Сериал разлетелся на цитаты (не только из диалогов, но и из костюмов), каждый из первых двух сезонов только во время показа на телевидении посмотрело более двух с половиной миллионов человек.

«Сплетница» имела потенциал стать критикой привилегированности высшего общества, токсичных родителей, друзей и романтических партнёров, классового неравенства и стремления к роскошному образу жизни, который в то время транслировался как единственный ключ к счастью (не зря появление «Сплетницы» пришлось на последние годы пика популярности Пэрис Хилтон и интереса к снимкам папарацци). Абсолютно все герои сериала неоднозначны — вне зависимости от того, с какой они стороны баррикад: сливки общества, которые могут решить проблемы связями и деньгами, или жители Бруклина, считающие каждую копейку и транслирующие левые взгляды.

Надо отдать должное дуализму персонажей, способных быть примером и антипримером одновременно: это выглядит жизненно. Тем не менее, кажется, «Сплетнице» не хватило объективного отношения к своим героям. Это отразилось и на идеях о любви, романтических отношениях и браке. С одной стороны, «Сплетница», особенно в первых сезонах, чётко даёт понять, какие поступки персонажей неудачны и не приводят ни к чему хорошему, а какие стоит взять на заметку и повторить в жизни, если понадобится. С другой стороны, в сериале, снятом почти пятнадцать лет назад, есть немало идей, которые выглядят сомнительно, но подавались как романтичные или не имели негативных последствий для персонажей.


В тексте есть спойлеры! Будьте осторожны.

Текст: Марина Аглиуллина

Дэн и «любовь всей его жизни»

«Сплетница» начинается с возвращения Серены ван дер Вудсен в Нью-Йорк после таинственного отъезда в школу-пансион в другом штате. На Центральном вокзале её видит Дэн Хамфри, уже несколько лет влюблённый в девушку. Закадровый голос «Сплетницы» сопровождает сцену пояснением: Дэн «не может поверить, что любовь всей его жизни вернулась». Далее сюжет сталкивает эту пару вместе, они начинают встречаться и становятся одной из главных пар сериала, несмотря на то что Серена принадлежит высшему обществу, а Дэн — из семьи, которая еле-еле платит за его возможность учиться в той же школе, где и Серена.

Выглядит странным, что Дэн назначил Серену «любовью всей своей жизни» после того, как перекинулся с ней парой предложений на вечеринке, где оказался случайно. Позже выясняется, что кроме этого до официального знакомства он как-то спас Серену от столкновения с машиной, когда она была очень пьяна и переходила дорогу, но она даже не помнит этого. Всё, что кроме этого было между Дэном и Сереной, — блог Сплетницы, в котором Дэн читал все посты о «возлюбленной». Едва ли это можно назвать хорошим фундаментом для отношений.

Влюблённость Дэна в человека, о котором он, по сути, ничего не знает, ощущается как нездоровая одержимость. А если смириться с развязкой, в которой шоураннеры сделали Сплетницей Дэна, то он, выходит, сталкерил Серену и использовал её, чтобы пробиться в высшие круги Нью-Йорка. Но даже если сделать вид, что финала «Сплетницы» не было, картина получается не очень. Дэн поставил девушку на пьедестал и выдумал её личность, лишив права быть обычным человеком. Часто, когда Серена не соответствует ожиданиям Дэна, он стыдит её. Он говорит, что хочет её понять, но в действительности только критикует её мир богатых и знаменитых. Неудивительно, что весь первый сезон Серена не стремится рассказывать Дэну о своём прошлом. Не зря поклонники «Сплетницы» часто шутят про сериал «Ты», где исполнитель роли Дэна Пенн Бэджли сыграл одержимого случайно встреченной девушкой сталкера, что это работа над ошибками в изображении отношений Дэна и Серены.

Идея любви, предназначенной судьбой

В «Сплетнице» постоянно педалируется концепция судьбоносных отношений. Дэн должен быть с Сереной, потому что они были первой серьёзной любовью друг друга. То же самое касается отца Дэна Руфуса Хамфри и матери Серены Лили ван дер Вудсен, крутивших роман в бурной юности, они были первой любовью друг друга. Лучшая подруга Серены Блэр Уолдорф и самый плохой хороший парень сериала Чак Басс — один из самых ярких примеров. Они, кажется, были и остаются любимой парой поклонников «Сплетницы», хотя сейчас многие признают их отношения токсичными. У них было много прекрасных романтических моментов, они многое пережили вместе, но их роман похож на американские горки, где они то отталкивают друг друга, то переживают феерические моменты любви. И это не выглядит так, будто они прошли огонь, воду и медные трубы и теперь должны зацементировать свои предначертанные судьбой отношения. Больше похоже на созависимость.

Все отношения в «Сплетнице» были в той или иной степени созависимыми: желание контролировать, страх быть покинутым, стремление угодить партнёру, даже если он делает больно, тяга к людям с серьёзными проблемами и зависимостями, холодность родителей, чередование проявлений любви и ощущение её отсутствия со стороны партнёра. Всё это — признаки созависимых отношений, и они могли бы составить бинго любых романов в «Сплетнице». Сценаристы вынуждают героев цепляться за неработающие отношения вместо того, чтобы искать лучшее будущее, и персонажи не учатся на своих ошибках и из сезона в сезон продолжают мучить друг друга одними и теми же способами. Единственная пара, которая в этом контексте выглядит реалистичной, — Блэр и Нейт. Они были первыми серьёзными отношениями друг для друга, но на выпускном балу признали, что держаться за школьную любовь бессмысленно.

Добро с кулаками

В «Сплетнице» не раз случаются ситуации, когда главные герои защищают честь главных героинь. Мужчина, приходящий на помощь женщине, когда она находится в опасности из-за другого мужчины, — одно дело. Но стремление мужчин «Сплетницы» сразу же махать кулаками не в качестве необходимой обороны, а чтобы выместить эмоции, выглядит даже не как романтичное рыцарство, а как склонность к физическому насилию. Особенно, когда Нейт Арчибальд, самый положительный из главных героев, решает из ревности подраться с партнёром Блэр по танцу на балу, ещё не получив никакого реального повода для этого. В целом в «Сплетнице» и без рыцарства много физического насилия: Блэр и Серена применяют его друг к другу после ссор весь сериал, Блэр бьёт Чака в первом сезоне, а в четвёртом — Дэна.

Избыточная откровенность с партнёром

Одна из главных позитивных идей шоу: без честности и искренности нельзя построить крепкие отношения. Однако периодически герои переходят границы разумного и рассказывают своим возлюбленным доверенные им секреты своих близких. Например, как Серена, рассказавшая Дэну в первом сезоне о тайных на тот момент отношениях Блэр и Чака. С другой стороны, герои «Сплетницы» часто буквально требуют от своих партнёров раскрыть свои секреты и демонстрируют ревность как нормальную часть отношений, хотя любой человек имеет право на личное пространство. Два человека могут быть вместе и не сливаться воедино, отделять свои романтические отношения от отношений с друзьями и родственниками. Если подруга просит не делиться её тайнами, этот пакт молчания распространяется и на то, чтобы не рассказывать бойфренду.

Во многом «Сплетница» скорее является энциклопедией о том, как не надо жить. Тем не менее каждый не раз находил себя или найдёт в ситуациях, когда проявлял себя не лучшим образом, совсем как герои «Сплетницы». К счастью, в отличие от завершившегося сериала, мы меняемся, учимся и можем сделать новые выводы на основе тех же сюжетных линий.

ФОТОГРАФИИ: The CW

Рассказать друзьям
27 комментариевпожаловаться