РазвлеченияСекс, кровь и видео: Почему трейлеры отличаются от самих фильмов
Анонсы, которые вводят в заблуждение
Текст: Дмитрий Кирхин
Некогда простой анонс, шедший «прицепом» после фильма (отсюда название), трейлер стал мощнейшим маркетинговым инструментом. Выход трейлера — инфоповод, который запускает лавину «видеореакций», объяснений и обсуждений. Ради новых трейлеров фанаты съезжаются на комик-коны. У авторов трейлеров уже двадцать лет есть собственная профессиональная награда. Даже фальшивые трейлеры порой оказываются настолько удачными, что из них рождаются реальные фильмы (так «Грайндхаус» Тарантино и Родригеса дал путёвку в жизнь «Мачете» и «Бомжу с дробовиком»).
Качественный анонс порой оказывается важнее самого фильма, и маркетологи об этом не забывают. Хороший трейлер способен вытянуть слабое кино, приманив публику в первую неделю проката, — это потом уже разочарованные зрители заплюют фильм, налепив ему двоек на сайте Rotten Tomatoes, но к тому времени лента соберёт хоть какую-то кассу и будет спасена от тотального коммерческого провала.
Волшебную силу трейлера воспевают сетевые шутники, показывая, как с помощью правильного монтажа можно превратить «Сияние» в семейную мелодраму, «Молчание ягнят» — в романтическую комедию, а «Бриллиантовую руку» — в мистический боевик Кристофера Нолана. Но в этих шутках только доля шутки. Как и любая реклама, трейлеры склонны приукрашивать. Нередко они намеренно вводят аудиторию в заблуждение — или прямо врут, или, более тонко, создают ошибочные ожидания.
В прямом обмане неоднократно уличали трейлеры студии Marvel, которая не гнушается ложью во спасение своего главного актива. Самый знаменитый пример — кадр из раннего тизера к фильму «Мстители: Война бесконечности»: в толпе супергероев нетрудно заметить могучую фигуру Халка. Это не сцена из фильма (остановимся здесь, чтобы не наспойлерить слишком много). В защиту Marvel можно сказать, что они хотя бы знают свою аудиторию. Знают, зачем она ходит смотреть их продукт (герои героями, зрелища зрелищами, но главной приманкой саги о Мстителях остаётся всё-таки вопрос «Что будет дальше?»), и знают, что любая мелочь, неосторожно засвеченная в трейлере, способна выдать важные повороты сюжета. И потому не гнушаются вымарывать спойлеры.
Marvel знает, что любая мелочь, засвеченная в трейлере, способна выдать важные повороты сюжета. И потому не гнушается вымарывать спойлеры
Нехитрая ложь во спасение интриги регулярно выбешивает некоторых фанатов, но в конечном счёте они хотя бы получают именно то, за чем пришли в кинотеатр. Хуже, когда трейлеры, формально целиком собранные из кадров анонсируемого фильма, под видом одного продают совершенно другое.
В 2011 году американка Сара Деминг подала в суд на дистрибьюторов ленты «Драйв»: трейлер, настаивала истица, обещал ей гоночный экшен в духе «Форсажа» — на деле же она получила неспешную криминальную драму, в которой быстрой езды, прямо скажем, не очень много. Аналогичный иск подал против DC и Warner Bros. шотландский зритель «Отряда самоубийц», разочарованный «дефицитом Джокера»: персонаж Джареда Лето в трейлере появляется куда чаще, чем в самом фильме.
По оценке юристов, реальных перспектив у подобных исков ничтожно мало. Понятие «недобросовестной рекламы» что в американских, что в британских законах прописано детально. Чтобы засудить дистрибьюторов, истцам пришлось бы доказывать и злонамеренность создателей трейлера, и действительный урон, понесённый большинством обманутых потребителей.
Но разочарование, смущение, удивление зрителей, введённых в заблуждение трейлерами, не редкость. Авторы трейлера «Суини Тодда» «забыли» предупредить аудиторию, что фильм Тима Бёртона — экранизация бродвейского мюзикла (а значит, петь в фильме будут много). Эффектный анонс «Прометея» обещал зрителям напряжённый космический хоррор под стать франшизе «Чужих», но никак не философскую притчу о богоискании, которую снял Ридли Скотт («Чужим» вообще катастрофически не везёт с продвижением: трейлер третьего в серии фильма 1992 года, классической производственной катастрофы, вышел ещё до того, как был утверждён окончательный сценарий, и возвещал, что «на Земле каждый услышит ваш крик» — надо ли уточнять, что действие хоррора происходит не на Земле?). Иногда доходит до смешного: авторы англоязычного трейлера к «Лабиринту Фавна» не вставили ни одного диалога из фильма, чтобы замаскировать тот факт, что лента будет демонстрироваться на испанском языке с английскими субтитрами.
Вопрос, который напрашивается сам собой: зачем они это делают? Чувствуя, что фильм может не выстрелить, дистрибьюторы либо выкручивают «ручки громкости» на максимум, упаковывая в две минуты лучшие шутки и самые зрелищные сцены, либо прибегают к монтажным уловкам, известным ещё со времён Льва Кулешова.
Чувствуя, что фильм может не выстрелить, дистрибьюторы либо выкручивают «ручки громкости» на максимум, либо прибегают к монтажным уловкам
Смысловую связь между кадрами достраивают сами зрители в своём воображении — но воображение можно направлять. Можно акцентировать внимание на персонаже, которому в самом фильме отводится роль второго-третьего плана (случай Джокера и «Отряда самоубийц»). Можно намекнуть на кроссовер, притом что связь с другим известным фильмом на деле окажется минимальной. Можно показать действие, которое разворачивается во сне или воображении героя или героини, не объяснив контекст. Можно продать фильм с помощью «секса» (как в «Супер Майке») или крови (как в «Багровом пике») — того немногого, что удалось выжать из финального (а иногда и неокончательного) монтажа. В ход идут любые наживки, включая те, которым давно пора на свалку истории.
Авторы подборок «10 отличных трейлеров к плохим фильмам» зачастую уточняют, что выбранные ими картины не то чтобы плохи — просто трейлеры обещали больше. Куда больше. Но отдавая должное труду фокусников, с помощью монтажных ножниц полностью меняющих интонацию и атмосферу фильма, нужно признать также, что цель не всегда оправдывает средства. Хочет ли тот, кто пришёл развеяться на лёгкой романтической комедии, увидеть душераздирающую драму о разваливающихся отношениях? Правильно ли заманивать аудиторию известными актёрами, у которых будет от силы минут пять экранного времени? Наконец, если цель трейлерных манипуляций — собрать кассу, разумно ли обманывать потенциального зрителя? Практика показывает, что зрители чертовски злопамятны: посредственный фильм они могут простить и забыть, а вот ложные обещания могут вспоминать ещё многие годы.
Обложка: UPI