Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

РазвлеченияЯ сама: Как диснеевские
принцессы перестали
надеяться на принцев

Рассказываем, как героини сказок Disney променяли мечты о замужестве на карьеру и стали самостоятельными

Я сама: Как диснеевские 
принцессы перестали 
надеяться на принцев
 — Развлечения на Wonderzine

Отгремевший в прокате фэнтези-фильм «Малефисента» начинается примерно со следующих слов: «Вы наверняка слышали эту историю раньше, но то, что вы слышали, — неправда, вот как все было на самом деле». Все знают, что оригинальную сказку про принцессу, злую фею и веретено придумал Шарль Перро, но уже спустя несколько минут становится понятно, что переписывает Disney в первую очередь сам себя. Герои фильма выглядят точно так же, как в диснеевской «Спящей красавице», даром что теперь все они живые, а не мультяшные. Более того, отдельные сцены копируют мультфильм целиком. Только в новом варианте выясняется, что король может оказаться самым большим говнюком во всем королевстве, а прекрасный принц — пусть и смазливым, но бесполезным парнем, так что угодившим в беду девушкам лучше бы рассчитывать на себя. Одним словом, в сравнении с тем, какой нам показали «Спящую красавицу», из «Малефисенты» получился настоящий феминистский манифест. Но главное — на примере огромной разницы между этими двумя версиями сказки отчетливо видно, как сильно изменились женские образы и сказочный нарратив в целом с тех пор, как компанией заведовал сам Уолт Дисней.

Текст: Дарья Чагина

 

В январе этого года во время вручения наград Национального совета кинокритиков США произошел скандал. Вручая награду Эмме Томпсон за роль в фильме «Спасти мистера Бэнкса» — истории о том, как Уолт Дисней без малого двадцать лет пытался уговорить писательницу Памелу Линдон Трэверс позволить ему экранизировать «Мэри Поппинс», — Мэрил Стрип резко отозвалась о Уолте Диснее. В частности, назвала его сексистом. В качестве доводов она привела цитату бывшего аниматора Уорда Кимболла, как-то раз сболтнувшего, что Дисней «не доверял женщинам и котам». Стрип также зачитала датируемое 1938 годом письмо с отказом принять заявку женщины-художника на участие в обучающей программе при студии. В письме говорилось, что всю креативную работу по созданию мультфильмов студии Disney выполняют мужчины и единственное дело, к которому допускают женщин, — раскрашивание кадров, поэтому девушку учиться они не возьмут.

Ранние мультфильмы Disney нередко обвиняют в том, что они слишком сексистские, и часто связывают это с пренебрежительным отношением к женщинам со стороны самого Уолта Диснея. Впрочем, если копнуть поглубже, выясняется, что это если не миф, то как минимум преувеличение. То, что над созданием мультфильмов в Disney работали только мужчины, пусть и печальная, но довольно распространенная ситуация для того времени. К тому же известно, что в 1941 году Уолт Дисней сказал своей команде: «Если женщина выполняет свою работу не хуже, чем мужчина, ее вклад ценен ровно настолько, насколько и ваш. Женщины имеют то же право на карьеру. И вообще, я искренне верю, что они могут придумать немало идей, до которых не додумался бы ни один мужчина». Еще через год к работе в студии приступила первая женщина-аниматор, ее звали Ретта Скотт.

 

 

Белоснежка и Золушка только и делали, что, вляпавшись в неприятности, смиренно ждали, пока их выручит прекрасный принц

 

 

Увы, даже несмотря на то, что сексистом Уолт Дисней, может быть, и не был, женские образы из ранних мультфильмов студии сегодня не то что не актуальны, а прямо скажем — оскорбительны. И дело не в том, что Белоснежка образца 1938 года обхаживала семь низкорослых мужиков и была тому рада (уже в «Золушке» о ведении хозяйства запели по-другому), а в том, как в принципе были прописаны персонажи. В первую очередь, конечно же, принцессы. Что Белоснежка, что Золушка, что Аврора только и делали, что, вляпавшись в неприятности из-за своих злобных мачех, смиренно ждали, пока их выручит прекрасный принц. Все они, что называется, кисейные барышни. Симпатичные пустышки — и не более того.

Если же отойти от разговора только о принцессах, то женщин в диснеевских мультфильмах зачастую можно поделить на три основных типа: а) хорошенькая девушка, идеальная во всем; б) коварная стерва, от которой добра не жди; в) добродушная старушка. Первый тип — это, понятное дело, принцессы. Во второй группе — все очаровательные злодейки, от Малефисенты до Круэллы де Виль. В третьей — феи-крестные, иногда и няньки. И вот еще один любопытный факт: практически ни у одной диснеевской принцессы нет матери. Впрочем, этому можно найти свое объяснение. Возможно, если бы матери у девушек все-таки были, они бы не попадали во все те передряги, в которых обычно оказываются.


Стандарты классической диснеевской эпохи стали меняться только спустя долгое время, и то совсем понемногу. Сказки нового образца начали появляться после того, как в 1984 году Walt Disney Pictures возглавил Майкл Эйснер. Сначала в 1989 году вышла «Русалочка», снятая более-менее по образцу сказок классической диснеевской эпохи, но за ней появились «Красавица и Чудовище», «Аладдин», «Покахонтас», «Геркулес» и «Мулан». Главные героини этих мультфильмов — девушки с характером и амбициями, ни одна из них не готова быть игрушкой в руках мужчины. Белль из «Красавицы и Чудовища» дает отпор хамоватому наглецу Гастону, а Жасмин из «Аладдина» кричит отцу, когда тот пытается решить, за кого выдать свою дочь, что она не какой-нибудь там трофей, чтобы такой вопрос решался без ее ведома. Но самая прогрессивная принцесса эпохи Эйснера, конечно же, китаянка Мулан, которая на протяжении всего мультфильма ломает гендерные стереотипы. Сначала ее пытаются удачно сосватать, но выясняется, что невеста из нее никудышная. Затем, переодевшись мужчиной, она отправляется на войну, и боец из нее выходит покруче других. Загвоздка в том, что почти все принцессы эпохи Эйснера, включая Мулан, не такие популярные, как принцессы эпохи классической. И за это спасибо маркетологам.

 

В успешно продаваемый бренд диснеевских принцесс превратили относительно недавно. Все эти школьные тетрадки, мыльные пузыри, футболки, игрушки и прочий тематический продукт с хорошенькими принцессами, которым завален детский отдел каждого второго гипермаркета, — часть франшизы, придуманной и запущенной в конце 90-х новым исполнительным директором Disney Consumer Products Энди Муни. Идея франшизы родилась у него во время Хэллоуина, когда Муни заметил, как много девочек решили переодеться в принцесс. На следующее утро он собрал свою команду и сказал: «Окей, ребята. Давайте сформируем идеологию бренда, палитру цветов, решим вопрос с продажей лицензий и начнем продавать. Все девочки хотят быть принцессами».

Официально диснеевскими принцессами считаются далеко не все героини королевских кровей. К примеру, в линейку не стали включать Киду из мультфильма «Атлантида: Затерянный мир». Выражаясь коммерческим языком, за недостаточное соответствие идеологии бренда, но проще говоря, за недостаточную девочковость — кто захочет быть похожей на представительницу древней расы? В итоге в официальную линейку все равно вошли принцессы разных диснеевских эпох, но, как подметила в своем исследовании «What’s Wrong with Cinderella?» журналист Пегги Оренштейн, несмотря на заявленное разнообразие, продавать больше всего стали продукцию с принцессами из ранних мультфильмов студии. Оренштейн пишет: «Среди продуктов франшизы редко можно увидеть хоть что-нибудь с Покахонтас или Мулан, а причина этого в том, что они просто недостаточно миленькие, в отличие от Спящей Красавицы и других олдскульных принцесс. И даже если вам повезет и вы все-таки найдете что-нибудь с Мулан, она наверняка будет одета в элегантное кимоно, а не воинские доспехи». Получается, героини менялись, пусть и по чуть-чуть, вот только эти изменения остались практически незамечеными на фоне активной коммерческой пропаганды.

 

 

«Зачарованная» — первый диснеевский фильм, где принцесса сомневается в том, что можно влюбиться
с первого взгляда

 

 

Впрочем, диснеевские принцессы продолжают меняться, и совсем недавно появилось несколько, которым вообще едва ли нужен принц. Первым звоночком стал выход на экраны «Зачарованной» — наполовину мультфильма, наполовину фильма о том, как принцесса классического образца попадает в современный Манхэттен и узнает, что в реальном мире все гораздо сложнее. В одном из интервью режиссер картины Кевин Лима характеризует главную героиню Жизель так: «Она на 80 % похожа на Белоснежку и еще понемногу на Золушку и Спящую Красавицу. Впрочем, любовь к приключениям у нее от Ариэль». Он говорит: «В своих сказках эти принцессы обычно просто сидят и ждут, что с ними произойдет что-то во всех смыслах волшебное, когда нашей героине, после того как она очутилась в современном мире, где все не похоже на сказку, приходится действовать самостоятельно». Конечно, часть проблем у принцессы получается решить сказочными методами. К примеру, она устраивает генеральную уборку, призвав на помощь нью-йоркских голубей, крыс, мух и тараканов. И тем не менее, «Зачарованная» — первый диснеевский фильм, где принцесса сомневается в том, что возможно влюбиться с первого взгляда, и действительно ли принц, который как-то раз кинулся спасать ее от тролля, но которого она совсем не знает, — тот самый, с кем она будет жить долго и счастливо.

В итоге Жизель не вошла в официальную линейку диснеевских принцесс, потому что в студии не захотели разбираться с отчислениями, которые должны были бы платить Эми Адамс, сыгравшей «настоящую» Жизель и ставшую прототипом мультяшной. Зато официально признанной принцессой стала появившаяся за ней в 2009 году Тиана из «Принцессы и лягушки». Обсуждая этот мультфильм, все первым делом обычно упоминают о том, что Тиана — первая чернокожая принцесса, но ведь кроме этого Тиана — первая диснеевская девушка с карьерными амбициями. Она мало думает о любви и больше всего на свете хочет открыть собственный ресторан. Рапунцель из «Рапунцель: Запутанная история» куда больше замужества интересует совсем другое — тайна воздушных фонариков, — и хотя она в конце концов выходит замуж за Флинна Райдера, героиня не спешит влюбляться с первого взгляда и даже успевает пару раз хорошенько двинуть суженого сковородкой по лицу. Кроме того, Рапунцель еще и не побоялась в открытую пойти наперекор своей мачехе — тоже необычное поведение для диснеевской принцессы, обычно до этого все девушки терпели молча.

 

По-настоящему революционным в плане того, какой изображена принцесса и сказка в целом, стал вышедший в 2012 году мультфильм «Храбрая сердцем». Будучи настоящей принцессой, главная героиня мультфильма Мерида должна вести себя образцово, но вместо этого ей нравится ездить верхом, лазать по скалам и стрелять из лука, но самое главное — она не хочет замуж. Загвоздка в том, что этого требуют традиции и мама. Конфликт о замужестве становится основой для сюжета о разнице поколений — классического по своей сути, но нестандартного для Disney. Ведь, во-первых, у принцесс обычно нет матерей, а во-вторых, свадьбы не случается, как и хотя бы любого другого намека на любовную линию. Не менее интересная история выходит с мультфильмом «Холодное сердце», где сначала выясняется, что принц может оказаться подлецом, и вообще то, что женитьба на человеке, которого ты встретила пять минут назад — очень глупая затея, а в конце оказывается, что справиться с неприятностями принцессы способны сами, без всякого поцелуя истинной любви. Другой переломный для Disney момент: принцесса Эльза из «Холодного сердца», по сути, является положительным и отрицательным персонажем одновременно. Эдакой антигероиней. Она становится королевой Эренделла, но затем оказывается главным врагом королевства. Любит свою младшую сестру, но дважды едва не убивает ее из-за своих магических способностей.

В каком-то смысле только что завершившаяся в прокате «Малефисента» очень похожа на «Холодное сердце». Точно так же, как и в мультфильме, в центре сюжета «Малефисенты» — два женских персонажа (близких друг другу, но очень разных), главным засранцем оказывается парень, которому больше всего хотелось доверять, а со снятием заклинания девушки справляются альтернативным методом. Главные героини сегодняшнего Disney вполне похожи на реальных девушек. По крайней мере, уж точно похожи на них больше, чем когда-либо раньше. У них самые разные хобби и привычки. Они смелые, не дают себя в обиду и умеют учиться на своих ошибках. И в то же время это совсем не значит, что они совсем ничего не боятся, не ранимы и не могут иногда перегнуть палку и сами стать источником всех своих бед. Некоторые из них все еще мечтают встретить принца, другие — нет, но, как бы ни было, угодив в неприятности, они могут справиться своими силами. А еще совсем по чуть-чуть они перестают быть идеальными. И это, как оказалось, никак не мешает им жить долго и счастливо.

Рассказать друзьям
21 комментарийпожаловаться