РазвлеченияО чем шутят женщины
в кино и на телеэкране
Гадкие бойфренды, секс, алкоголь и лишний вес как повод для смеха
На днях в прокат выходит «Экзамен для двоих» — комедия из жизни учителей среднего возраста, главную роль в которой играет Тина Фей, самая успешная «смешная женщина» последних лет, выдающийся сценарист и феминистка. Пройдя путь от автора скетчей до чуть ли не главной звезды шоу Saturday Night Live (и от ролей второго плана до статуса главной приманки в важном летнем кинорелизе), Фей продемонстрировала, что комедиантка в современной культуре может быть не только недалекой секс-бомбой, саркастичной заучкой или зацикленной на лишнем весе невротичкой, но и играть все эти роли по очереди, причем максимально успешно. Wonderzine всячески приветствует расцвет женского юмора и пробует разобраться в том, какие темы были важны для шутящих женщин за последнее десятилетие.
Текст: Иван Сорокин
Плохие бойфренды
Исключительно богатая тема: как известно, подобного рода шутки занимали примерно половину экранного времени «Секса в большом городе» (флаг, который с удовольствием подняли героини сериала «Девочки», не скрывающие своего наследования Кэрри, Саманте, Миранде и Шарлотте). Перечислить абсолютно все примеры из этой области невозможно — так мы просто перейдем к полному списку женщин, работающих в юмористическом жанре на данный момент. Однако отдельного упоминания следует удостоить персонаж Лиз Лемон из 30 Rock в исполнении Тины Фей (ее неумение выбирать себе мужчин с годами стало одной из главных тем сериала), а также певицу Тейлор Свифт, чья бурная романтическая жизнь обеспечивает в ее случае появление новых песен —
почти в каждой из которых предъявляются претензии к новому эксу.
Лишний вес
К огромному счастью, наличие лишнего веса для женщины не только больше не является препятствием к работе комиком (напомним, что главной комедийной звездой женского пола двадцать лет назад была Вупи Голдберг, да и вообще, амплуа «веселой толстушки» — это классика), но и не мешает работать практически в тех же ролях, что и актрисы стандартных голливудских размеров. Примеров много: здесь и Ребел Уилсон, и Мелисса МакКарти, и Америка Феррера, и Никки Блонски. Разумеется, сами шутки про лишний вес не становятся от этого более добрыми, но так и надо.
Женская дружба
Нормальные разговоры о дружеских отношениях между женщинами стали мейнстримом гендерно ориентированного юмора лишь недавно. До этого соответствующее место в поп-культуре занимали либо гнусноватые сплетни, либо повизгивания на тему «а-а-а, ты же моя самая-пресамая любимая подруга». Наверное, это самый перспективный поджанр на сегодняшний день. По крайней мере, лучшие сцены ситкома New Girl и внезапного кинохита Bridesmaids (кстати, написанного женщиной — прекрасной Кристен Виг) крутятся именно вокруг острых диалогов давних подруг и соперничества женщин за внимание друг друга.
Секс
Тут вся слава ушла к каналу HBO. После того как на американском телевидении о сексе стало допустимо сообщать что-то, не поднимая многозначительно брови, он, наконец, занял в разговорных комедиях подобающее место, являясь не поводом завлечь аудиторию раздетой звездой, а нормальной частью жизни персонажей (в стэнд-апе подобный подход применяется уже давно). Примеров того, когда гиперсексуальность очень важна для понимания сути персонажа, но в то же время не определяет весь его образ, в последнее время появилось предостаточно: возможно, самым ярким является Лили Олдрин из How I Met Your Mother в исполнении Элисон Хэнниган.
Работа
Последнее десятилетие дало нам сразу два фильма, которые любят пересматривать девушки, страдающие на работе («Дьявол носит Prada» и «Шопоголик»), ну и с десяток сериалов на эту же тему, среди которых хочется выделить The Office, Parks and Recreation и 30 Rock. Фильмов со смешными властными тетями тоже, конечно, хватает (сразу вспоминается «Предложение» с Сандрой Буллок), но тематика ущемления, легких домогательств и общего отвращения к сослуживцам, как правило, вызывает в зрительницах большее понимание. И это предсказуемо: все-таки соотношение поголовья менеджеров и работников низших звеньев не в пользу первых.
Политика
Считается, что звездой Тина Фей была уже году в 2007-м, но по-настоящему американцы полюбили актрису после того, как она спародировала одного привлекательного и весьма недалекого кандидата в вице-президенты. В этой пародии на Сару Пейлин исследуется не конкретная платформа политика, а поведенческие вещи (тики и нервозы, характерные глупости), и это самый распространенный подход к теме среди комедианток. В частности, на нем съела собаку сама жесткая леди стэнд-апа — Сара Сильверман. Из других ТВ примеров — образ женщины-вице-президента отлично раскрыла Джулия Луис-Дрейфус в сериале Veep.
Алкоголь
Алкоголь — это та вещь, которая в нужных пропорциях высвобождает правильные мысли и делает все лучше. Вот и с шутками выходит так же.
Знаменитости и поп-культура
Даже если отбросить в сторону многочисленные пародии и игру с мемами, то стоит признать, что в привлечении референций из поп-культуры женщины-комики не только не уступают мужчинам, но часто и превосходят их. Неважно, говорим ли мы о подражательных способностях Зои Дешанель, об очередном модном блоге, где достается на орехи всем медийным девушкам в диапазоне от Селены Гомес до Азилии Бэнкс, или же о гипертекстах в отдельных треках Ники Минаж — везде женская мысль спокойно соревнуется с мужской.
Дети и семья
В последнее время шутки из этой категории резко отошли на второй план: за всех привычно отдуваются мультсериалы канала Fox. Оно и понятно. «Новый» тип женского юмора, который олицетворяет та же Лина Данэм, в гораздо меньшей степени заточен под счастливо женатые пары, да и перекроить подобный слегка архаичный подход сложно (десятилетиями он главенствовал не только на телевидении, но и в кино, и в литературе). За последние полвека золотую жилу шуток про тещу и невовремя сделанную домашку разработали до самого конца, так что единственным перспективным путем представляется деконструкция дискурса, которую предлагает в своих фильмах трикстер Джадд Апатоу при совсем не малом влиянии жены Лесли Манн.
Безумный мир
Иногда абсурдность женского юмора ничем не уступает хваленой игре слов и смыслов, на которой так часто строится юмор мужской. Обри Плаза — воплощение эмтивишной Дарьи Моргендорфер — просто построила на этом всю свою карьеру, а сейчас в подобную сторону движется Мэйси Уильямс, исполнительница роли Арьи Старк в «Игре престолов». Здесь, конечно, важно не переступить грань между приятной загадочностью и откровенно раздражающей странностью, но у актрис это получается.