Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

МнениеПочему подростков играют тридцатилетние — и что это значит
для нас

Из 13 в 30

Почему подростков играют тридцатилетние — и что это значит
для нас — Мнение на Wonderzine

александра савина

В 2015 ГОДУ НА NETFLIX ВЫШЕЛ СЕРИАЛ «Жаркое американское лето: Первый день лагеря» — приквел комедии «Жаркое американское лето», которая появилась на экранах ещё в 2001 году. В новом сериале роли достались тем же актёрам, что и пятнадцать лет назад, хотя сами герои не повзрослели — шестнадцати-семнадцатилетних подростков изображают знаменитости старше сорока, а то и пятидесяти лет. Всё это выглядит абсурдно, хотя на самом деле в других сериалах и фильмах ситуация такая же: актёры старше двадцати, а то и тридцати лет играют подростков гораздо чаще, чем мы привыкли думать.

 

Кори Монтейту, сыгравшему школьника в сериале «Glee», на момент первого сезона было двадцать семь лет, а Мэттью Моррисону, сыгравшему его учителя, — тридцать один год

 

 

Например, на момент съёмок в «Бриолине» Джону Траволте было двадцать четыре года, его партнёрше Оливии Ньютон-Джон — двадцать девять, а Стокард Ченнинг, сыгравшей Бетти Риццо, — тридцать три. Тоби Магуайру, сыгравшему школьника Питера Паркера, который становится Человеком-пауком, в первой части франшизы было двадцать семь лет; пришедшему ему на смену Эндрю Гарфилду — двадцать восемь. Новый Человек-паук на их фоне кажется настоящим школьником, хотя и Тому Холланду уже двадцать один год. Рэйчел Макадамс на съёмках «Дрянных девчонок» было двадцать пять — и это лишь один из многих примеров.

В сериалах о подростках ситуация не лучше. Люку Перри, сыгравшему школьника Дилана в легендарном сериале девяностых «Беверли-Хиллз 90210», было двадцать четыре года, но выглядел он ещё старше; Габриэль Картерис, сыгравшей Андреа, на момент съёмок первого сезона было уже двадцать девять лет. Во многих подростковых сериалах актёры младше двадцати оказываются скорее исключением для остального актёрского состава. Например, актёрам сериала «Сплетница» в первом сезоне было по двадцать один — двадцать два года — кроме Тейлор Момсен, которой исполнилось только четырнадцать. То же самое с сериалом «Милые обманщицы»: почти всем исполнительницам главных ролей было за двадцать, кроме четырнадцатилетней Саши Питерс. Бывают и совсем абсурдные сочетания: Кори Монтейту, сыгравшему школьника в сериале «Glee», на момент первого сезона было двадцать семь лет, а Мэттью Моррисону, сыгравшему его учителя, — тридцать один год.

Это встречается не только в американском кино и сериалах. Многие помнят о том, что Янина Жеймо сыграла главную роль в советской «Золушке» в тридцать семь лет, а Надежда Румянцева играла восемнадцатилетнюю Тосю Кислицыну, когда ей было тридцать. Но за прошедшие годы в индустрии мало что изменилось: Равшана Куркова в двадцать девять лет сыграла старшеклассницу в сериале «Барвиха», Павлу Прилучному, снимавшемуся в «Закрытой школе», было двадцать три, а Ирине Старшенбаум, сыгравшей главную роль в «Притяжении» Фёдора Бондарчука, — двадцать пять лет. Хотя, конечно, делать выводы о кино в целом не стоит — например, практически все актёры, сыгравшие школьников в прошлогоднем «Хорошем мальчике», не старше двадцати.

 

 

Вопрос о разнице в возрасте героя и актёра, который его играет, чаще всего касается подростков четырнадцати-восемнадцати лет. Если герои младше, разница между ними и актёрами ещё заметнее, поэтому на роли берут подростков примерно того же возраста — вспомните «Американскую семейку» или «Очень странные дела». Если герои старше, разница в возрасте, наоборот, сглаживается: двадцатитрёхлетнего студента вполне может сыграть и двадцативосьмилетний актёр.

Но зрелые актёры в роли подростков — это целый феномен, у которого даже есть своё название — Dawson Casting, в честь сериала «Бухта Доусона» с той же проблемой. Конечно, никакого заговора здесь нет — вряд ли продюсеры и режиссёры осознанно стремятся прибавить возраста героям. Во многих случаях то, что подростков играют взрослые актёры, бывает оправданно — например, когда в фильме рассказывается о разных этапах жизни героя, от молодости до зрелого возраста, и все эти периоды изображает один актёр.

Другие случаи тоже объясняются довольно прозаично. «Всё дело в трудовом законодательстве, — говорит Тодд Телер, кастинг-директор таких фильмов, как «Билли Мэдисон» и «Госпожа горничная». — Количество часов, когда подростки имеют право работать, сильно ограничено, что ограничивает и время, на протяжении которого они могут находиться на съёмочной площадке». Всё усложняется ещё и тем, что отведённые по закону на работу часы включают в себя время, когда дети-актёры должны учиться и отдыхать. По словам Талера, многие специалисты по кастингу в итоге останавливают свой выбор на совершеннолетних актёрах, потому что те могут проводить на съёмочной площадке по шестнадцать-восемнадцать часов.

Есть и другие причины. Съёмки сериала могут занимать несколько лет, и в случае с подростками сложнее предсказать, как изменится их внешность за это время — это важно, если действие в сериале развивается медленно и на протяжении нескольких сезонов по сюжету проходит всего несколько месяцев. Сравните, как выглядел Бран Старк в первом и в шестом сезоне «Игры престолов» — с актёром старше двадцати лет такое вряд ли произойдёт даже за шесть лет съёмок. Кроме того, у актёра-подростка может ломаться голос, и, если перемены происходят резко, это может обернуться трудностями при озвучке.

 

 

Бессознательно формируются ожидания от себя и других. Подростки должны выглядеть именно так: красивыми, весёлыми, умными и последовательными в поведении, а не так, как выгляжу и веду себя я и мои друзья

 

 

Иногда создатели фильма или сериала опасаются того, как поведёт себя подросток, если на него обрушится внезапная слава: считается, что взрослый человек в подобной ситуации будет чувствовать себя гораздо более стабильно, а ещё не станет резко бросать актёрскую карьеру ради образования. Кроме того, участие подростков в съёмках поднимает много этических вопросов: например, могут ли несовершеннолетние сниматься в сценах секса или насилия? Учитывая популярность «Игры престолов» с её жёстким отношением ко всем героям и то, что создатели фильмов и сериалов, говоря о взрослении, всё чаще берутся за сложные темы, вопрос возраста актёров встаёт тут особенно остро.

Но дело не только в том, сколько лет актёрам, изображающим подростков на экране. Важна не конкретная цифра, а то, насколько они похожи на настоящих подростков: иногда и зрители за двадцать чувствуют себя младше экранных школьников. Конечно, кино и телевидение, как и другие медиа, в принципе часто транслируют идеи и образы, далёкие от реальной жизни — мало кто из нас просыпается по утрам с идеальной укладкой, как героиня ромкома. Но в случае с подростками есть несколько подводных камней.

Психиатр и психотерапевт Екатерина Сигитова отмечает, что то, что мы видим на экране, может влиять на всех нас, но подростки бывают особенно чувствительными, они более внимательны к происходящему на экране, и у них ещё не сформировались ролевые модели. Кроме того, подростки очень уязвимы в том, что касается образа тела, самооценки и уверенности в себе. «Что видит подросток, наблюдая взрослого актёра, изображающего тинейджера? Он видит вполне сформировавшееся тело (в отличие от его собственного, естественно нескладного и постоянно меняющегося), чёткие черты лица и хорошую кожу (тоже очень непохоже на нормальные подростковые прыщи и „расползающееся“ лицо), продуманное поведение и цельную личность (что бывает вместо этого у подростков — все мы знаем), — говорит Екатерина Сигитова. — Бессознательно формируются ожидания от себя и других: подростки должны выглядеть именно так: красивыми, весёлыми, умными и последовательными в поведении, а не так, как выгляжу и веду себя я и мои друзья. Значит, со мной и с друзьями что-то не так. Понятно, что такой внутренний конфликт приводит к проблемам с самооценкой и восприятием себя, и потенциально может перетечь в глубокие искажения образа своего, вполне нормального, тела, даже когда человек уже сам вырос и стал взрослым».

 

 

Визажисты, говоря о том, как они помогают актрисам выглядеть младше своего возраста, часто рассказывают, что пытаются сделать их кожу более свежей, ровной и сияющей. Но правда в том, что внешность обычного подростка больше напоминает о героях «Freaks and Geeks», чем о «Сплетнице» — мало кто из нас, свои школьные годы вспоминает как время идеальной кожи, а не акне и брекетов, ещё меньше подростков появляются на занятиях с идеальной укладкой, как Лейтон Мистер, Люси Хейл или Нина Добрев.

Психолог Дарья Грошева считает, что ничего особенно вредного в том, что подростков играют более взрослые актёры, нет: подростки в целом стараются ориентироваться на взрослых. «Но всё же, когда на экранах появляется персонаж, который соответствует (или почти соответствует) возрасту целевой аудитории, а актёр не особенно старше, это хорошо, — говорит она. — Действительно, может произойти разрыв между представлениями о себе и реальностью — когда красивый и подкачанный голливудский актёр переживает подростковый кризис, молодой зритель, у которого и так всё непросто, может начать комплексовать по поводу своей внешности ещё сильнее. Зато, например, новый Человек-паук ближе к современным подросткам просто потому, что он выглядит семнадцатилетним парнем (хотя ему двадцать один). Это поддерживает, укрепляет веру подростка в себя, он находит больше соответствий с реальной жизнью».

ФОТОГРАФИИ: 90210 Productions, Abominable Pictures, Columbia Pictures, Amedia

 

Рассказать друзьям
31 комментарийпожаловаться