Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

МнениеВыпускница киношколы
о том, как решиться
на полный метр

Где учиться режиссуре и что нужно понимать перед тем, как идти в кино

Выпускница киношколы 
о том, как решиться 
на полный метр — Мнение на Wonderzine

Российская индустрия развлечений с каждым годом крепнет, несмотря на финансовые проблемы: всё больше людей решаются писать сценарии, придумывать хорошие сериалы, сниматься и снимать отечественное кино. На первый взгляд снять собственный полнометражный фильм — задача непосильная, однако везде можно найти свой подход. В сентябре открылся набор в Московскую школу нового кино, в лабораторию полного метра Бакура Бакурадзе для тех, кто готов попробовать свои силы в большом кино. Мы узнали у выпускницы МШНК Светланы Самошиной, как решиться на такой шаг.

↑ Кадр из короткометражного фильма Светланы Самошиной «Как жизнь без любви»

Светлана Самошина
выпускница МШНК 

МШНК — мое второе образование. Первое высшее я получила в СПбГУ на филологическом факультете. Я специализировалась на американской литературе 50-х и творчестве Уильяма Берроуза. До МШНК я работала в рекламе, уйдя туда из кино, зарабатывала деньги и не понимала, для чего я это делаю. Даже поступая в школу, я не была уверена, чего именно я хочу. Смогу ли и хочу ли я стать режиссером? Мне хотелось получить опыт, знания от общения с мастерами, возможность разобраться в себе.

Московская школа нового кино только открылась, и там набирали лабораторию Бакур Бакурадзе и Николай Хомерики. Собственно, именно фигуры мастеров меня и привлекли. Мы — первый выпуск МШНК. Эта школа не просто дает какие-то практические навыки — она по-настоящему перепрограммирует твой взгляд. Через полгода учебы я летела на каникулы в Нью-Йорк снимать материал, который после стал частью документального фильма, который я сейчас монтирую, и просто поняла, что я больше ничем, кроме режиссуры, заниматься не хочу.

За эти два года я снимала учебные этюды, один из которых — «Ты, наверное, даже не помнишь» с Ольгой Шакиной и Пашей Табаковым, его премьера была на «Снобе». Параллельно я работала над документальным фильмом «Звук и Тишина» о четырех немолодых женщинах из Нью-Йорка, Парижа, Берлина и Лондона, связанных с музыкой. Сейчас я его монтирую. Защищалась я короткометражным дипломом «Как жизнь без любви», который попал в программы фестивалей «Кинотавр», «Video Like», «Короче», «Меридианы Тихого», «Konik Film Festival», на «Kolkata Short Film Festival» в Индии мы получили приз за лучшую операторскую работу. 17 сентября фильм выйдет в кинопрокат в рамках альманаха «Новые русские — 2».

↑ Учебный этюд «Ты, наверное, даже не помнишь»

 

Мне нравится, что мы живем в то время, когда абсолютно любой человек может снять короткометражный фильм. Главное, как мне кажется, чтобы было о чём снимать, чтобы было то, что ты хочешь сказать. Я не думаю о своем месте в российском кинематографе, я хочу снимать кино и надеюсь, что это кому-то будет интересно и нужно. Важно чтобы была история, которая вас устраивает, два прекрасных актера в кадре и съемочная команда, которая вас во всём поддерживает.

При этом каждый берущийся за полнометражное кино обязательно должен быть готовым к ответственности за сказанное. Мы должны чувствовать ответственность за то огромное количество информации, которое нас окружает, и порождать ее, только будучи уверенным в том, что то, что ты делаешь, является высказыванием. Я пишу сейчас свой дебютный полный метр и свято верю, что если у тебя есть хороший сценарий, то обязательно найдутся люди, которым будет интересно участвовать в его производстве. Картина «Как жизнь без любви» была участником ряда фестивалей, сейчас мы выходим в прокат в рамках альманаха «Новые русские — 2». После окончания проката фильм начнет жить в сети.

↑ «Как жизнь без любви» вошел в альманах «Новые русские — 2»

 

Лично мне в России не хватает хороших комедий. Сценарий, который мы пишем, имеет отсылки к советским комедиям, к их искренности. Мне интересен женский мир, то, как женщины воспринимают реальность, часто искажая ее. Женщины — основные персонажи моих работ в данный момент, может быть, потому что я, будучи женщиной, про них больше понимаю. Мой первый полный метр, который я буду разрабатывать в этом году в лаборатории вместе со сценаристкой Анной Арушанян, тоже про женщин.

Это история про мать и двух дочерей, которые едут из Петербурга в Москву на машине. Они не доедут до Москвы, но их жизни кардинально изменятся. Это роуд-муви, комедийная драма: мне хочется рассказывать важные вещи легко и через шутку. Это будет фильм о том, как люди забывают о своих истинных желаниях под грузом многозадачности и множества ненужных целей. О том, можно ли быть счастливым, полагаясь на ложные ценности, если в погоне за ними мы забываем, что счастье — «здесь и сейчас».

Для новичков главное — получение опыта всеми возможными способами. Можно сколько угодно читать и слушать лекции о работе с актерами, организации кинопроцесса, но это всё остается теорией, которая в любом случае будет отличаться от того, что ждет тебя на реальной съемочной площадке. Мне кажется, нужно много снимать. В школе мы снимали много этюдов, и это безумно полезно, потому что с каждым заданием ты учишься на своих ошибках. Я думаю, что полезно работать на реальных площадках. Я работала как скрипт-супервайзер на пилоте сериала Николая Хомерики и как второй режиссер на «Орлеане» Андрея Прошкина. Работа на «Орлеане» научила меня очень многим именно практическим вещам, за что я очень благодарна Андрею. Но, естественно, важна фигура режиссера, у которого ты работаешь на площадке.

↑ Кадр из короткометражного фильма «Как жизнь без любви»

 

Профессионализм и уверенность в себе — взаимодополняющие друг друга понятия. Тяжело быть уверенным в себе, понимая, что тебе не хватает профессионализма. Мне кажется, важнее профессионализма и уверенности в себе — понимание того, что ты хочешь, как ты видишь свой фильм, умение донести свое видение до своей команды. Сегодня режиссуре можно учиться на улице, для этого всё есть: фильмы в свободном доступе, книги, огромное количество литературы о кино в Интернете, сама жизнь, которая вас окружает на улице и за которой можно и нужно наблюдать. Я думаю, что главное и единственное, что дает киношкола, — это фигура мастера, который тебя направляет, формирует твой взгляд, люди, которые вместе с тобой учатся в лаборатории. Это место, где смогут собираться люди, делиться своими идеями, думать, писать, имея возможность консультироваться друг с другом и тем, у кого гора опыта за плечами.

Фотографии: cover photo via Shutterstock

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться